В Театре молодежи – премьера.
Первый успех постиг комедию «Романтики» в 1894 году после постановки на сцене самого главного парижского театра Комеди Франсез.
“Действие происходит где угодно, лишь бы костюмы были красивы”, – такой ремаркой сопроводил Эдмон Ростан иронический, искрометный, обаятельный текст своей пьесы.
И однако условные «Романтики» неизменно имеют успех потому, что правда искусства не в подражании жизни, а в правде чувства.
Итак, формула театрального успеха достаточно стара – как мир и как театр: условность формы, правда чувствований, талант, и, конечно, “чтобы костюмы были красивы”.
Все в спектакле Театра молодежи посвящено тому, чтобы выразить сам дух лукавого Ростана: серьезные мысли о жизни и любви высказаны простыми и понятными всем без исключения, даже брутальным современным людям, стихами – недаром переводчицей Эдмона Ростана в России была замечательная Татьяна Щепкина-Куперник, тексты которой стали каноническими.
Главный художник Театра молодежи Татьяна Власенко действие спектакля перенесла в декоративную эпоху Жана-Батиста Мольера. Театральная культура художника чувствуется в удачных цитатах – Власенко напоминает о том, откуда произошел мольеровский театр: о комедии дель арте. И, как в мобильной площадной комедии, декорации просто и легко трансформируются, создавая причудливые и выразительные мизансцены, а костюмы – красивы, как требовал драматург!
В главных ролях влюбленных заняты Геннадий Широченко и Елена Белан. Молодые, и, однако же, уже опытные актеры – воспитанники Театра молодежи, и постановщик спектакля, главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Украины Геннадий Фортус может ими гордиться. Теперь уже можно сказать, что у Театра молодежи есть своя школа, и актеры этой школы отличаются умением отдаться без остатка игровой стихии, быть одновременно и уморительно смешными и серьезными, могут выражать тончайшие оттенки состояний и держать непростую форму спектакля.
Вот мы и до формы добрались: Геннадий Фортус поставил музыкальный спектакль, жанр, с одной стороны, любимый публикой, и в то же время сложнейший. Перед режиссером стояла задача воплощения знаменитого и канонического, густо поросшего, как пресловутая стена из «Романтиков», мхом, традицией, и с другой стороны, вечнозеленого, на все время театрального текста. И теперь уже, после премьеры, можно сказать, что режиссер с ней справился.
В этом спектакле произошла еще одна счастливая встреча режиссера с композитором Николаем Поповым. Попов связан с театром с незапамятных времен, и всякий раз, когда он работал над спектаклем с Геннадием Фортусом, можно было быть уверенным в том, что спектаклю будет суждена долгая и счастливая жизнь. Есть у Попова умение чувствовать и эпоху, и суть актерской игры, и драматургию. Вот и сейчас получилась остроумная стилизация, за которой стоит серьезная работа: кроме всего прочего, актеры Театра молодежи поют сами, и делают это весьма убедительно!
И поют и танцуют – мы ведь говорили о синтетической школе Театра молодежи. Сама ткань спектакля пронизана хореографией, благодаря замечательному Сергею Степанову: манерные Персине [Геннадий Широченко], Сильветта [Елена Белан], их гротескные отцы Бергамен [Виктор Гончаров] и Паскино [Александр Цветков] – все выражают себя в движении, в танце.
Собственно, есть еще одна роль, в которой блистали поколения блестящих комиков: бретер Страфорель! В этой роли выступил Юрий Кулинич, и это настоящий каскад гэгов, трюков, остроумных находок. Это и смешная работа, и умная: Юрий Кулинич управляет своим явным комическим даром железной рукой. Блез [Юрий Макаренко] в своей невозмутимой манере подыгрывает главным героям – еще один образец комического слуги.
В общем, спектакль звучит, как музыкальная пьеса, одно перетекает в другое, все взаимосвязано, словом, как у Ростана:
“Легких платьев шелест,
Легкой рифмы прелесть”.
Не нужно быть пророком, чтобы сказать, что спектакль ждет успех, тем более, что хорошие спектакли интересно смотреть и второй раз, и третий: ведь это вам не кино на DVD. Это живой организм, и с переменой актера [а нам предстоит посмотреть еще и второй актерский состав] спектакль будет меняться, в чем-то неуловимо, в чем-то ощутимо.
Удивительно то, что за этим спектаклем стоит еще одна линия, на этот раз – принадлежащая самой жизни.
Полгода назад Юрий Артеменко, которого представлять в Запорожье по-прежнему не надо, и чье губернаторство ознаменовалось тем, среди прочего, что многострадальный Театр молодежи обрел наконец-то дом, свое нынешнее здание, привел в театр Геннадия Залесского [ТМ «Молочный доктор»]. Благодаря ему, просвещенному меценату, как во времена Мольера, и удалось поставить спектакль.
А на выбор репертуара повлияла личная история Геннадия Залесского.
Что можно подарить любимой девушке? Набор из гламурного журнала слишком банален. Есть люди, и Геннадий Залесский принадлежит к их числу, которые уверены в том, что девушка достойна сказки. Такой сказкой стали «Романтики» в Театре молодежи. Любовь приносит дому счастье, и теперь история спектакля о любви, романтике, прозе жизни, Персине и Сильветте, будет связана с именами Геннадия и Виктории.
Как там у Ростана:
“Поэзия всегда в сердцах
влюбленных есть.
О да, ей не нужна романов
тонких лесть”.
Театр подобен самой жизни – приходите в театр за живыми чувствами!
Инга ИСТЕРКИНА
Комментарии:
нет комментариев