Уроки Григория Чапкиса: "То, что вы отдаете, остается вам, – запомните"
– Григорий Николаевич, мы с вами сегодня уже встречались. Вы гуляли по площади Маяковского. Меня поразила ваша походка. Человека, который всю жизнь танцует, можно узнать сразу – я сначала увидела походку, а потом поняла, что это вы.
– И у вас тоже, я должен сделать взаимно комплимент, хорошая походка, хорошие ножки, и я тоже подумал, что эта девочка тоже когда-то чем-то занималась, если не художественно гимнастикой, то танцами.
– Танцами.
– Что вы танцевали? Бальные?
– Нет, народные, но я оказалась не очень старательной, поэтому прекратила заниматься в возрасте восьми лет, но люблю до сих пор.
– Но все равно – ваш компьютер все записал, и если начинать сейчас заниматься, вы бы все вспомнили.
– Вот об этом-то я и хотела поговорить. "Танцы со звездами" невероятно популярны, вся страна смотрит. Я вот в одном издании прочитала ваше замечание о Лидии Подкопаевой, о том, что она держится, как спортсменка, слишком зажата… А казалось бы, – в танце, как и в спорте, необходимы мышечные усилия…
– Не могу согласиться. Прежде чем сделать кульбит, спортсменка собирается, напрягается, а у нас наоборот, – надо расслабиться. В танце нужно, чтобы работали мышцы ног, а верхняя часть тела была расслаблена, свободна. Лилия Подкопаева все время была напряжена, и только под конец расслабилась. Она хорошая девочка, хорошо работает. Вообще звезды начинают танцевать только под конец шоу.
– А вообще – ваше впечатление от звезд?
– Поначалу они были очень скованы. Во-первых, испуг. Ведь если человеку нечего терять, он выходит смело: как будет, так и будет. А, к примеру, Подкопаева – олимпийская чемпионка, от нее ждут успеха… В этом была сложность для Лили. Она справилась с этим...
– А если сравнить "Танцы со звездами-1" " и "2"?
– Как бы ни прошли вторые, все равно они будут хуже, потому что они уже не доберутся до планки первых. Даже если бы они работали на том же уровне, все равно они – вторые… Но у них ничего такого не было: ни сил, ни пар, ни талантов, ни мысли. Смотрите: в первом проекте какие мысли, какие трехминутные, пятиминутные спектакли: у Могилевской, у Зеленского, Козловского, это же были одноактные балеты! Каждый мог понять, о чем идет речь, – они рассказали в танце свою историю! Я сравниваю их с творчеством Вирского! Ведь что делал Вирский? В отличие от сегодняшнего ансамбля, который пляшет изумительно, но это только пляска, у Вирского были мысли! Он говорил танцору: “Вы открыли руку [Григорий Чапкис протягивает руку ладонью вверх], вы что, просите или приглашаете? Почему вы это сделали?”.
Жест должен говорить! То, что было у Зеленского, у Могилевской, у Козловского и у других. А у Снежаны Егоровой этот номер – "Полет"! В общем, они все себя хорошо проявили.
– Григорий Николаевич, сейчас в большой моде сальса. Что вы о ней думаете? …
– Вот посмотрите, в Киеве открылась моя школа танцев. Есть восемь направлений. Я веду направление "Социальные бальные танцы". Помимо десяти обязательных танцев – пять стандартов, пять латино – имеется огромное количество направлений, и я веду еще очень много танцев, связанных с народными – вальс-мазурку, например, или историко-бытовые танцы – па-де-грас, па-де-спань, и все это бальные танцы. А рядом – "Клубные латиноамериканские танцы". Совершенно другой преподаватель, который практику получил на Кубе! Он преподает сальсу, меренги, мамбо, текила-бум. Отличаются они друг от друга чуть-чуть. И, кроме того, нет еще канонов, нет еще описания этих танцев, – правильно ты делаешь, или неправильно. И в моей программе тоже есть сальсы и есть меренги, есть мамбо, но я их преподаю по-европейски. Поскольку вы танцевали, я вам могу показать, чем отличается клубная сальса, вечерняя, ночная, от той, что я даю… Я ведь даю европейский танец! Чем он отличается от того, что есть в Европе? В Европе на танцы приходят в стрейче, на шпильках… А кубинцы приходят в ночной клуб в кроссовках, в джинсах, это танец скорее народный, дворовой… [Григорий Николаевич демонстрирует особенности стойки].
– А в чем разница между танго европейским и танго аргентинским?
– Могу привести пример, раз уж у нас пошел профессиональный разговор, – танго южноамериканское и танго европейское – корни одни. Танго – испанский народный танец. Папа Римский против него восстал, запретил его! Все это, вместе с войсками, было вывезено в Южную Америку из Испании – такой экспорт культуры. Танго обрело вторую родину в Аргентине, смешалось с фольклором, постепенно получилось южноамериканское танго! В европейском танго есть каноны – на конкурсе, если ты опустил локоть чуть ниже, минус балл, голову не так повернул – минус балл. Понимаете? Если я неправильно взял руку дамы, или не так музыкально вступил, европейское танго наказывает. А в аргентинском танго…
– Полная свобода…
– И совсем другая стойка. Я вам могу показать, чтобы вы запомнили и другим передали, чем отличается стойка европейского танго от латиноамериканского танго. [Григорий Николаевич удостаивает журналистку чести продемонстрировать, первую фигуру – для наглядности и понятности, ну, и приятности]. Вот европейское танго, вот мы с вами в контакте, так, голова налево, вот положите руку мне на плечо, вот здесь я не имею право к вам прикоснуться, здесь мы отошли и здесь мы стоим. А вот аргентинское танго – я должен слиться с вами!
– Григорий Николаевич, вы с театром связаны очень много лет. В этом спектакле вы играете как драматический актер. Какое впечатление на вас произвела работа с Виталием Малаховым? Не жалеет, что оторвались от своего театра, танцевального, на время?
– Послушайте меня, Инга, если бы вы знали, какая у меня сейчас нагрузка, чего мне стоило вырваться?! Позавчера я работал в Донецке, вчера вырвался в Днепропетровск, провел там бал, там был день города в субботу, а в воскресенье я все это закончил, поставил точку ночным балом, по просьбе мэра. Я сейчас настолько занят! Видите, вышла моя книга "Танец и любовь: секрет долголетия"? У меня свободной и минутки нет времени, и все-таки я принял участие в этом спектакле! Хотя мне стыдно, что я в этом спектакле "Помочь так легко, или Откуда берутся дети" играю роль: “Кушать подано”…
– То есть у вас маленькая роль?
– У меня здесь всего два маленьких выхода. Но я счастлив, что принимаю участие в этом спектакле! Потому что он благотворительный. Я ребенок войны. Мое детство было тяжелым, и я всегда хотел чем-то помочь бездомным детям. Я помогаю, как могу, у меня в танцевальной школе учатся дети из детских домов, из интернатов… Я помогаю персонально. Потому что я никому не доверяю, вы понимаете? Всем этим фондам и так далее.
– Был неприятный опыт?
-Я сгорел на двух банках, и поэтому потерял доверие ко всем фондам благотворительным, я никому не доверял. Пока не появился LIFE. Это богатейшая компания, мы ей не нужны, она на нас наживаться не собирается. Она нам нужна. LIFE организовал наше турне. И поэтому, когда Малахов [режиссер спектакля заслуженный артист Украины, художественный руководитель и директор Киевского академического драматического театра на Подоле Виталий Малахов] предложил мне принять участие в спектакле, я с удовольствием согласился. Еще до того, как я узнал, что я буду делать. Вот вы сегодня по себе почувствуете, – если вы об этой благотворительной инициативе напишете, и хотя бы один человек прибавится к нам, люди начнут задумываться о бездомных, вы увидите, – вы такой кайф почувствуете, у вас будет чувство выполненного долга. Вы подумайте – бездомных больше, чем во время войны.
Они прячутся в канализационных люках, на чердаках, в подвалах, оттого, что они скитаются, они потеряли человеческое достоинство. Если им не помочь, это грозит чумой всему обществу. Ведь этими детьми занимается только милиция, общество не обращает на них внимания. И мы назвали проект: "Так легко помочь!" Вот от прессы просим не денег, просим написать пять строчек. Если кто-нибудь присоединится, это уже будет победа! Вот я поехал, и поверьте, мне было нелегко выбраться, я теряю на этом очень много денег, но и я все-таки приехал, и мои коллеги, актеры драматические, они получают удовольствие от того, что делают доброе дело. Я хотел в свое время помочь, но когда-то у меня не было возможности.
– А теперь вы – богатый человек?
Теперь я богатый. В каком смысле? У меня все есть. Я богат своим опытом, я хочу все это передать людям. Мое богатство – мои дети: у моего сына танцевальная школа в Америке, у дочери – танцевальная школа в Италии. Мое богатство – моя супруга. Что сейчас мне надо? У меня есть, жена, машина, я не курю, не пью… Что сейчас мне надо? Успеть побольше сделать хорошего! И отдать то, что у меня есть, в надежные руки…
– Поэтому вы и написали книгу?
– Совершенно верно! Это не коммерческий проект, я издал эту книгу для того, что бы эти деньги тоже пошли каким-то образом на благотворительность. Помочь людям! Вот этим я живу и этим я греюсь. То, что вы отдаете, остается вам, – запомните.
Комментарии:
нет комментариев