Так что же такое детское непослушание, из-за которого страдает каждое новое поколение родителей и на чем настаивает каждое новое поколение детей?
Оценка поведения ребенка в разные эпохи и в разных семьях были разные.
С одной точки зрения, непослушание - это все то, что раздражает взрослых в детях. А раздражает практически все! «Не болтай ногами!» - а он болтает. Стало быть, непослушный. «Не приставай к отцу со своими дурацкими вопросами!» - а он пристает. «Непослушный!» Упал и разбил коленку - «Непослушный! Говорили же тебе: не бегай!»
Еще каких-нибудь 100 лет назад, когда взрослые дети хотели жениться не на том и учиться не тому, родители могли и проклясть, и лишить материальной поддержки, и вообще вычеркнуть своего сына или дочку из своей жизни навсегда. Ребенок считался как бы собственностью родителей, и они считали себя в праве полностью распоряжаться его судьбой, потому что так происходило и в их родительской семье.
Сейчас взаимоотношения родителей и детей стали более демократичны. Многие родители достаточно образованы, читают разную литературу и хотят видеть в своем ребенке, прежде всего, свободную личность. Они не раздражаются при малейшем проявлении упрямства и капризов. Но если поведение любимого чада выходит из-под контроля, т.е. ни о чем невозможно с ребенком договориться, постоянные истерики в публичных местах, явное проявление неуважения к старшим - здесь, конечно, не стерпит даже самый демократичный родитель. Да и не надо терпеть, потому что во взаимоотношениях с ребенком вредны любые перегибы, и лучше всего придерживаться золотой середины.
Одна крайность в воспитании: " Ребенок - такая же самостоятельная личность, как и взрослый. У него столько же прав на собственные желания, требования и решения, сколько и у меня".
Конечно, это - правда, но лишь отчасти. Ребенок действительно личность. Но его психика отличается от психики взрослого. Маленький ребенок (дошкольник или младший школьник) для полноценного развития нуждается в авторитете. Он живет в мире чувств. Ориентир для него - взрослый, в первую очередь отец и мать. Малыш еще просто не знает, что нужно делать в ситуациях, недоступных его пониманию. Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал, что может опереться на взрослого, который принимает за него важные решения. Трехлетний крошка пока не может сам решать, когда нужно ложиться спать, мыться, чистить зубы. Он учится вести себя в обществе, понимая по поведению мамы, что нельзя кричать на бабушку, бить лопаткой детей на площадке, что за столом надо кушать, а не играть в машинки. Маленький ребенок нуждается в рамках, которые помогают ему осознать себя, свое место в этом мире. Малыш, который не слушается, скандалит, требует - своим поведением сигнализирует: "Я нуждаюсь в ваших границах, родители!"
Другая крайность: стремиться к тому, чтобы ваш ребёнок был абсолютно послушным. Такое бывает только тогда, когда авторитарные родители подавляют волю ребёнка. В этом случае с большой вероятностью вырастает нетворческий, безынициативный, несамостоятельный человек, которым легко управлять. Стоит ли это «счастья» иметь послушного ребёнка? На ум приходит пример об одной знакомой восьмилетней девочке, которая изо всех сил старалась быть послушной, чтобы угодить взрослым и тем самым заслужить похвалу. Ребенку приходилось подавлять в себе многие чувства и просто природную веселость. Мне со стороны подобное поведение казалось страшным детским лицемерием, и когда в очередной раз мать упрекнула ее за неуместный смех, я встала на ее защиту: «А мне нравится, когда она иногда шалит, она тогда похожа на обычного нормального ребенка».
Есть малыши, которые спокойно относятся к правилам, устанавливаемым взрослыми, но есть своенравные дети, они-то как раз более других и нуждаются в авторитете старших. Родители своенравных деток, помните: непослушный ребенок - сильный ребенок. Это хорошая черта характера. Во взрослой жизни такие дети благодаря своей целеустремленности, силе воли могут совершать великие дела. НО... если их родители правильно обращались с их "непослушностью".
Родители часто не могут справиться со своими детьми и, действительно, не понимают их. Причин плохого поведения ребенка много: плохое самочувствие, трудности в отношениях со сверстниками, неосознаваемые им обиды и страхи и др. Но чаще всего причиной такого поведения детей является недостаток родительского внимания. А детям такое внимание жизненно необходимо. Детям настолько плохо, когда им не уделяют внимания, что они ищут любую возможность его получить. Если они обнаруживают, что какое-то их поведение заставляет родителей бросить все и заняться ими, они будут повторять его снова и снова. Детям важен сам факт родительского внимания, даже если это внимание негативное. К сожалению, дети очень рано понимают, что такое внимание родителей гораздо легче привлечь. Считается, что если дети себя ведут хорошо, то так и должно быть, и хвалить детей здесь вроде бы не за что. Вот и оказывается (и дети это чувствуют), что часто привлечь к себе внимание родителей можно лишь плохими поступками. Таким образом, родители невольно сами поощряют плохое поведение детей.
Общим правилом в воспитании детей должно быть следующее: лучший способ избежать плохого поведения - уделять больше внимания хорошему поведению, чаще хвалить детей и поощрять. Самыми лучшими отношениями между всеми членами семьи являются партнерские отношения, когда хорошее поведение всегда поощряется, а плохое - наказывается, но без усиленного негативного внимания.
Начинать никогда не поздно. Конечно, если вы до этого много раз сдавались под натиском мощной атаки, малыш привычно попробует "выкачать" из вас желаемое. Проявите спокойствие и стойкость. Несколько побед, и чадо убедится, что атаки на ваши "стены" бесполезны. Голос, взгляд, поза родителя не менее важны, чем слова. Ребенок это тонко чувствует. Если слова мамы противоречат неуверенному голосу, движениям - ваш "провал" обеспечен.
Чем старше становится ребенок, тем шире круг вопросов, который он может решать сам. Взаимоотношения с ребенком должны меняться, как одежда и обувь, из которой он вырастает. Ведь не приходит нам в голову надеть на десятилетнего ребенка, то, что он носил в три года, так и отношение к трехлетнему ребенку резко отличается от отношений с десятилетним.
Конечно, хорошо рассуждать на подобную тему и давать умные советы, но когда доходит до дела, когда и мои собственные дети ярко демонстрируют непослушание, я, как и все родители, тоже часто теряюсь. Поэтому воспитание детей - это процесс творческий и нет единого правила для всех детей и родителей. Поэтому лучше, владея необходимой информацией, все-таки найти свой стиль в общении со своими детьми.
Людмила МУДРИК,
перинатальный и детский психолог
Комментарии:
нет комментариев