Кто бы там что ни говорил, а политика и экономика всегда шли, идут и будут идти «рука об руку» и «нога в ногу». Захромает одна - синхронно начинает хромать и другая составляющая сего «вечного тандема». В то же время и ту, и другую составляющую, создают-творят-делают люди, иначе выражаясь, «кадры». И тут, как говорится, она ему встретилась, а он ей - попался... Сегодня становится очевидным весь популизм новой власти: во время избирательной кампании реги-оналы «били себя кулаком в грудь», заявляя о недопустимости повышения налоговых ставок, о «каникулах» для малого и среднего бизнеса, давали другие «обещания». Однако прошло нескольких месяцев, и риторика чиновников начинает кардинально меняться…
Без труда кашу маслом не испортишь!
Рост валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в апреле составил порядка 8,5%, сообщил СМИ премьер-министр Украины Николай Азаров. «У нас за первый квартал - порядка 5% роста ВВП, за апрель - порядка 8,5%. Ситуация - управляемая…», - детализировал он, выступая на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, премьер отметил, что с учетом «серьёзного падения» в предыдущем году, Украина ещё не вышла на докризисный уровень ВВП.
Было бы, конечно, довольно странно, если бы уже «вышла». Не даёт покоя другой вопрос-«заноза»: а что или кто особенно этому мешает? Выясняется, виноваты… казначеи. Это они провалили миссию Азарова
Оказывается, план по сбору доходов в общий фонд государственного бюджета Украины в январе-апреле 2010 года не выполнен по трети источников его наполнения. «Из 41 основного источника поступлений перевыполнены плановые показатели только по 27 видам поступлений. Недополучены доходы по 14 видам поступлений», - цитирует «Интерфакс-Украина» уточнённую информацию Государственного казначейства.
И по этим самым данным Госказначейства, в общий фонд госбюджета за январь-апрель поступило 58,154 млрд грн, что составляет всего 88,5% от плана на этот период. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы общего фонда увеличились лишь на 9,402 млрд грн.
А в специальный фонд госбюджета за январь-апрель поступило и того меньше - 16,167 млрд грн. И это при том, что Госказначейство не приводит данные об уровне исполнения доходной части спецфонда и госбюджета в целом, а также данные о параметрах выполнения бюджета в апреле.
И рост налоговой нагрузки…
… на малый и средний бизнес тоже не решит проблему наполнения Госбюджета. И предпринимаемые меры по усилению «податкового навантаження» не смогут, конечно, в полной мере решить проблемы мобилизации ресурсов в бюджет Особенно в объёмах, необходимых для осуществления антикризисной политики. И уж подавно не решат проблему обеспечения сбалансированности госфинансов.
Как отмечается в сообщении рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», при формировании Госбюджета за основу принимались достаточно пессимистические макроэкономические показатели. А именно, прирост реального ВВП на уровне 3,7%; чистый приток прямых иностранных инвестиций немногим более прошлого года, снижение уровня безработицы на 0,7%.
При этом в Законе о Госбюджете на 2010 год закладывалось увеличение налоговых поступлений на уровне, не соответствующем темпам восстановления экономики. А именно предполагался прирост налоговых доходов на 36% или на 54 млрд грн. Кроме того, Верховной Радой 20 мая был принят законопроект № 6337 предусматривающий изменение норм налогообложения прибыли, учёта и администрирования НДС, повышение ставок акцизных сборов, что, по замыслу законодателей, должно будет способствовать увеличению объёмов поступлений в Госбюджет.
Но, по мнению директора департамента рейтинговых исследований Ольги Шубиной, «увеличение налоговой нагрузки на фоне низких темпов восстановления реального и финансовых секторов экономики будет стимулировать субъектов хозяйствования не к увеличению налоговых отчислений, а к поиску новых путей уклонения от уплаты налогов и сборов».
Кроме того, отмечает специалист, это может привести к сокращению объёмов деятельности ряда субъектов хозяйствования, вымыванию оборотного капитала, а также к росту розничных цен. «Несмотря на требование к Кабинету Министров не допустить повышение розничных цен на товары и услуги, практического эффекта от такого требования ожидать не стоит»,- говорит г-жа Шубина.
Зато стоит отметить, что текст законопроекта предполагает двоякую трактовку и неоднозначность применения некоторых норм, что в будущем может привести к трениям между субъектами хозяйствования и фискальными органами.
И тогда достаточно важным вопросом в данном контексте становится обеспечение целостности налоговой системы, т.е. проведение налоговой реформы и принятие Налогового кодекса. Что, вне всяких сомнений, в будущем позволит повысить эффективность фискальной и бюджетной политики.
… До сих пор многие украинские бизнесмены - «мелкие и средние» - находили какие-то свои способы выжить, не дать пропасть своему бизнесу и даже каким-то невероятным образом - развить его. Было бы только желание, а уж чего желать - всегда найдётся…
Комментарии:
нет комментариев