...В июле нынешнего года в Амстердаме состоялась 52-я Международная ученическая олимпиада по математике. Украину представляли шестеро школьников, и все они получили медали.
Благодаря успеху наших учеников команда Украины заняла 15-е место среди 101 команды-участницы соревнований. Однако плохо то, что по результатам внешнего независимого тестирования, из 145856 выпускников, заявивших о своем желании проверить знания по математике, наивысший балл получили... 232 (1,6 на тысячу, или 0,16%).
«Куда делись одержимые работники?»
Складывается весьма пессимистическое представление о качестве нашего образования и перспективах молодого поколения, которое не хочет не только учиться, но и работать. В 1996 году 31% представителей нашей молодежи ответили, что не хотят работать вообще. Теперь же, по данным нынешнего опроса, часть неработающих среди молодежи составляет 51%. Негативное отношение значительной части нашей молодежи отмечается не только к учебе, но и к любому труду. Это, пожалуй, самая серьезная угроза обществу и государству.
Такая тенденция особенно выражена у молодежи больших городов. Впервые она наметилась не сегодня и не вчера – еще в 60-х годах прошлого века, а в конце 70-х стала уже хорошо ощутимой. Тогда академик Б.Е. Патон в своих публичных выступлениях неоднократно патетически вопрошал: «Куда делись одержимые работники?..» – потому как стало проблематичным найти в Киеве трудолюбивого и компетентного выпускника технического вуза даже на условиях предоставления жилья работодателем! С того времени положение с трудовой мотивацией в обществе только ухудшается – медленно, почти незаметно, но постоянно.
В Концепции экономического развития Украины на 2008–2015гг. приводятся данные, свидетельствующие о том, что на рынке труда сложилась опасная ситуация. В частности, говорится следующее: «По некоторым оценкам, до 2015 года рынок труда сможет удовлетворить потребности экономики в квалифицированных кадрах лишь на 40%». Там же отмечается, что «качество подготовки специалистов за годы независимости заметно снизилось». Следовательно, наше общество уверенно движется к такому состоянию, когда часть абсолютных бездельников достигнет 40–50%, а в столице их будет свыше 70%.
Общественная катастрофа, которая надвигается на Украину, заключается в первую очередь в прогрессирующем увеличении вплоть до преобладания неморальных лиц с негативным отношением к учебе и любому труду. Это – с определенными признаками курса внутренней политики – ведет не только к дефициту квалифицированных кадров, но и к разложению общества. А территория Украины, причем без войн и подобных потрясений, может стать далекой провинцией другого государства, граждане которого хотят и могут работать.
Эмоциональная готовность к труду и раннее детство
Константин Ушинский писал: «Склонность к лености (идет речь о так называемой душевной лености, то есть об отсутствии эмоциональной готовности к труду) развивается, когда ребенка непрерывно потешают, забавляют и развлекают, так что почти одна пассивная деятельность наполняет жизнь его души... Нельзя вести на поводке волю ребенка, а нужно дать ей пространство самой расти и крепнуть».
Но к сожалению, это пространство родители, очень часто по причине занятости либо вовсе безразличия, заполняют телевизором и компьютером. Еще в 1964 году Маршалл Маклюэн, известный мировой авторитет в сфере изучения влияния телевидения на человека и общество, писал: «Ребенок телевидения – это инвалид, для которого не предусмотрены привилегии»; «Телевидение действует как ЛСД»; «Безопасная доза телевидения для детей – что-то около нуля»; «Телевизор демобилизует мышцы глаза, поэтому «ребенок телевидения» не может читать».
Немецкие ученые, обследовав 100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах, установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже у них результаты по изучению языков и математики. Не секрет, что «садятся» на компьютерные технологии дети с раннего детства. В своей книге «Искусство воспитания» (очень популярной в Германии) ученый Петер Штрук утверждает, что «даже склонность к употреблению наркотических веществ формируется до трех лет. И если до этого времени у малыша не выработаются такие качества как дисциплинированность, старательность, опрятность, искренность, коммуникабельность и тому подобное, то в дальнейшем родителям придется заниматься не воспитанием, а перевоспитанием с намного более сомнительными шансами на успех».
Доктор Арик Сигман, член Института биологии и Британского психологического общества, считает: «В то время как продолжается дискуссия вокруг содержания СМИ, телеэкран влияет на наши мысли, поведение и растущее тело. Опыт показывает, что созерцание телеэкрана приводит к физиологическим изменениям... Большинство этих эффектов происходит независимо от содержания программы». Д-р Арик Сигман относительно допустимого времяпрепровождения ребенка в помещении с телевизором рекомендует следующее: до трех лет – ни одной минуты; от трех до семи лет – полчаса-час в день; от семи до 12 лет – до часа в день; от 12 до 15 лет – от одного до полутора часов в день; от 16 лет – два часа в день.
Кстати, изучение школьных классных журналов, проведенное в 70-х и 90-х годах, показало, что за весь период учебы у большинства учеников среднегодовой балл остается практически постоянным. То есть «качество» выпускников школ – их учебный рейтинг – почти полностью определяется состоянием пополнения начальных классов. Также, по оценкам экспертов, 10 часов телевизионных сеансов в неделю уменьшают творческий потенциал ребенка на четверть, два часа в день – почти наполовину. Если в дошкольном возрасте смотреть телевизор более трех часов ежедневно, можно потерять до 90% социальной активности, которая означает мозговую – психологическую – пожизненную инвалидность второй группы.
«Компьютерное» воспитание
Компьютеры были созданы для выполнения операций, которые раньше выполнялись людьми. Поэтому можно сравнить подготовку компьютера к работе с развитием и образованием человека. Созданию ОС специалистами и ее записи на жесткий диск отвечает формирование и «загрузка» в долговременную подсознательную память ребенка образа идеального бытия: «базы данных» для распознавания, фильтрации и последующей переработки существенной информации. Этот процесс происходит под воздействием того, что ребенок делает, чувствует, видит и слышит, пропорционально увеличению массы мозга и его «вызреванию», то есть закреплению постоянных связей между клетками-нейронами. Ориентировочно к двум годам у ребенка развивается 40% интеллекта; к трем – 60%; к четырем – 70%; к пяти – 80%; к шести – 87%; к восьми годам – 93%.
Именно поэтому воспитание десятков детей дикими животными исключило их возвращение в общество. А времяпрепровождение у телевизора и компьютера формирует «операционную систему» ребенка как живую «приставку» к «ящику» или вычислительной машине! Со всеми последствиями для общества, будущего сообщества и семьи... Так происходит массовое формирование профессиональных телезрителей и игроков на «компах».
Однако существуют отличия: рабочую программу компьютера можно загрузить лишь по окончании загрузки операционной системы, а «рабочая программа» человека – нравственность, начальные осознанные представления – формируются после трех-четырех лет, то есть еще до завершения созревания мозга и до окончания полного формирования и загрузки человеческого аналога ОС. Следовательно, общественно необходимым является ответственное отношение к воспитанию в дошкольном возрасте, особенно в раннем детстве. «Перезагрузить», подобно компьютерной, неосознаваемую долговременную память человека невозможно. Ведь постоянные контакты между клетками мозга срастаются пожизненно.
То есть нужно помнить, что эмоциональная готовность к труду, а вслед за ней и трудолюбие, формируются и закрепляются в дошкольном возрасте, преимущественно до трех-четырех лет, во время самостоятельной игры в труд и формирования неосознаваемого образа идеального бытия. Потом взрослый человек сможет рьяно и добросовестно работать столько часов в день, сколько ребенком играл в труд или даже по силам и с охотой работал в детстве. Воспитание творца, личности с преобладанием мотиваций творчества над мотивациями потребления заключается в первую очередь в распределении времени самостоятельной игры в труд с другими периодами бодрствования. Эффективным и безопасным является труд на земельном участке и уход за животными, хотя возможны и другие разнообразные формы.
Также следует отметить, что сознательное отношение человека к окружающему миру – моральные основы личности – формируются и закрепляются в возрасте от трех-четырех до шести-семи лет (преимущественно до пяти) путем сочетания эмоционально-установочных принципов образа идеального бытия с иконическими и языковыми образами долговременной осознанной памяти («что такое хорошо и что такое плохо»). А формирование основ нравственности – ответственного отношения к окружению («я являюсь жизнью, которая хочет жить среди других жизней, которые тоже хотят жить», «не потакай злу»), к Родине («я дитя этой земли»), к себе («берегись пагубных привычек») – должно происходить на почве эмоциональной готовности к труду. Еще одно правило: развитие морального творческого интеллекта и его высшей формы – духовности – в процессе образования является главным заданием школы. Однако их начальное формирование возможно и целесообразно еще в раннем дошкольном возрасте.
Моральное и трудовое воспитание дошкольников, а вместе с тем и противодействие разложению общества, – чрезвычайно сложное и ответственное задание, решение которого возможно только путем объединения огромных усилий государства, семьи и ответственной части общества. Вместе с тем «точка невозврата» быстро и неотвратимо приближается. Сказанное свидетельствует о жизненной необходимости глубокой перестройки нашего сознания, системы воспитания, формирования научно- и ресурсоемких государственных программ и значительных расходов. Ведь бездеятельность слишком опасна!
Виталий КОЛИСНЫК
Комментарии:
нет комментариев