Дарья Нестеровна Крайняя часто приходит сюда, на старое кладбище села Нововодяное. Здесь, в братских могилах, среди 600 ее земляков – жертв голодомора 1932-1933 гг., покоится прах и ее семьи – родителей, братьев и сестер. В те годы, будучи 5-ти лет от роду, Дарья чудом уцелела от голодной смерти. И это было первым, но не единственным жизненным испытанием, которое выпало на долю этой хрупкой сельской женщины…
Всматриваясь в пожелтевшие фотографии…
Дома на видном месте Дарья Нестеровна хранит старую картонную папку, в которой собрано самое для нее дорогое – пожелтевшие от времени фотографии и газетные вырезки. «Тут – вся моя жизнь», – говорит 85 летняя женщина.
Бережно берет в руки самую старую фотокарточку, датируемую 1949 годом. Это всё, что осталось у нее, как память о событиях более чем 60-летней давности.
На этой фотографии – стахановцы колхоза «Червоний боєць», в котором и начинала свой трудовой путь тогда еще совсем молоденькая Даша Пискоха (её девичья фамилия). Но для неё всё это было, словно вчера…
Творог и постное масло в… брачной корзине
– Сорок девятый год для меня особенный, – рассказывает Дарья Нестеровна, глядя на старую фотографию. – В этом году я вышла замуж. Но я уже тогда была достаточно взрослая, и за моими плечами была тяжелая мужская работа. Видите сами, какая я «деловая» – держу папироску в руке… Кстати, мы с супругом Алексеем прожили вместе долгую жизнь, отметили «золотую» свадьбу, но уже 12 лет, как его не стало. Он у меня был узником фашистского концлагеря, много болел, потерял обе ноги…
А тогда нам, как молодоженам, колхоз выделил на свадьбу 5 килограммов творога и 5 литров постного масла на пирожки. В послевоенные годы жизнь была очень трудная и голодная, и это был действительно царский подарок…
За рычагами гусеничного трактора
К этому времени Дарья уже была одной из лучших работниц колхоза, работала звеньевой. 18-летней девушкой она управляла трактором – тяжелым гусеничным марки НАТИ. А дело было так…
– Когда в 1944 году наши войска освободили от немцев село, началось возрождение колхоза, – вспоминает Дарья Нестеровна. – Меня и еще несколько девчат отправили учиться на тракториста в Акимовскую областную школу механизации. Можете представить, каково тогда было – транспортного сообщения никакого… Пешком добирались до Белозерки, оттуда, если повезет, товарняком до Пришиба, потом снова пешком. А домой с учебы часто вообще возвращались пешком, преодолевая десятки километров.
Дарья Нестеровна бережно достает из папки вырезку из районной газеты. В победном 1945 году о ней писали так: «…тракторная бригада №6 Днепровской МТС… товарищ Пискоха – настолько умелая и опытная, что может теперь подменять тракториста».
Никто тогда не думал о льготах и наградах
– Да, два года, вплоть до 46-го года, когда уже начали возвращаться с войны мужчины, я работала на тракторе, – рассказывает Дарья Нестеровна. – И сеяли, и пахали. Причем, работать приходилось круглые сутки. Ночью было особенно тяжело – в тракторе не было света, брала с собой в кабину керосиновую лампу, которая часто разбивалась. А бывало, что впереди трактора шел рабочий с лампой – освещал дорогу. Но можете представить, что это был за свет.
Никто тогда и не думал ни о каких наградах или льготах. Работали люди самоотверженно, с желанием как можно скорее возродить колхоз, разрушенное войной родное село. И, конечно, верили в светлое будущее.
Дарья Нестеровна Крайняя проработала в хозяйстве (колхоз вскоре был реорганизован в совхоз «Украина» Каменско-Днепровского района) до середины 80-х годов. В основном трудилась в полеводческой бригаде, на выращивании овощей. И всегда была на хорошем счету.
«Да у нас многие мои ровесники тогда работали по-настоящему. Потому что прошли суровую школу жизни и не могли иначе», – говорит Дарья Нестеровна.
«…Не ропщу и не жалуюсь на судьбу»
Родили и вырастили супруги Дарья и Алексей Крайние троих детей. Старшая дочь живет в Запорожье, а двое сыновей в родном селе Нововодяное.
Судьба уготовила Дарье Нестеровне еще одно тяжелое испытание: младший сын, 1962 года рождения – инвалид с детства. Все эти годы он живет рядом с матерью, нуждается в постоянной заботе. И Дарье Нестеровне хватает сил, не смотря на уже почтенный возраст, ухаживать и за ним.
«Но я нисколько не ропщу, не жалуюсь на судьбу, – говорит наша героиня. – Трудности, через которые пришлось пройти нашему поколению, только закалили, добавили сил. Приятно, когда тебя помнят, уважают односельчане. А что еще нужно для счастья?!».
Андрей ДЕМИДОВ
Комментарии:
нет комментариев