Людмила Бредихина: “Когда Олег выпрыгивал из окна, я потеряла сознание”
Интервью с женой человека-"собаки"
В начале 90-х художник Олег Кулик придумал зарезать живую свинью прямо на вернисаже одной из московских галерей.
Позже Кулик резал уже собственную руку – до кости, орошая зрителей кровью.
Крутился, оклеенный кусочками зеркал, по голому телу, как дискотечный шар. Но самый нашумевшим проектом стала "Зоофрения": Кулик изображал собаку, птицу, рыбу… Особенно художник прославился в образе собаки, когда разделся донага, встал на четвереньки, лаял и даже кусался.
Подобный эпатаж щекочет публику, но не только – художника-скандалиста Олега Кулика признали не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье, приглашают на самые престижные выставки. Сегодня он – один из самых известных в мире современных художников.
При встрече с женой художника Людмилой Бредихиной я спросила: каково это, когда у мужа такая работа, как у Олега Кулика?
“Труднее быть женой стандартного художника”
– Когда Олег выпрыгивал из окна в перфомансе "Кулик – это все-таки птица" (1995), в Питере, я потеряла сознание, хотя должна была снимать, – вспоминает Людмила Бредихина. – Но быстро пришла в себя, и сняла-таки. Потом шутили: “Если не потеряю сознание, то сделаю”. Когда его первый раз арестовали (в 1995 году в Цюрихе, акция "Бешеный пес", когда Олег покусал человека), я с местными журналистами организовала группу поддержки. Вызволили.
В Риге (акция "Два Кулика", 1998), когда он разрезал руку стеклом до кости, меня, к счастью не было. Его оперировали и привезли обратно в кинотеатр, где перфоманс состоялся. Зрители сидели, не расходились, и правая рука у большинства была перевязана белым (салфетками из ресторана, платками). Шутили – вот уж где Бредихина впала бы в кому.
– Трудно быть женой такого нестандартного художника, как Олег Кулик?
– Труднее быть женой стандартного художника…
– Как вы познакомились? Думали тогда, что он станет таким известным?
– Мы с первым мужем после университета учительствовали в глуши. Олег приехал работать директором клуба. В узком кругу сельской интеллигенции наше знакомство и произошло. Олегу тогда было 20 лет. Я старше его, у меня уже сын был четырех лет… В общем, Олег "увел" меня у первого мужа.
Тогда Олег намерен был стать писателем. Писал много, но нехорошо. И делал маленькие скульптуры из гипса, металла. Немного, но очень хорошо. Я два года убеждала его сменить приоритеты – диплом как раз защищала. Сильно сомневаюсь, что у кого-нибудь это получилось бы. Он упрямый. Нужно отдать ему должное, Олег сразу предупреждал, что “войдет в сны человечества”.
“Я всегда под рукой”
– В чем, по-вашему, секрет известности Олега Кулика?
– Олег, естественно, не выдает. Обычно говорит, что это миссия, а любая миссия выполнима. По мне, так это его уникальное умение работать с собой. Я не знаю ни одного человека, который умел бы так ВСЕ в себе менять в зависимости от новой идеи, замысла, предчувствия даже…
– Считаете себя его музой?
– Нет, конечно. Муза ведь капризная дама, пришла – не пришла, а я всегда под рукой.
– Влияете ли на творчество мужа? Возможно, вы соавтор некоторых акций?
– Мы работаем вместе с тех пор как Олег перестал мелкую пластику делать, и мы переехали в Москву. Домашний анализ – это и соавторство, но я никогда не делала карьеры художника. Мой интерес – тексты. О Кулике, для Кулика, вокруг Кулика. Ну и отдельно.
– Чем еще занимаетесь?
– Я филолог по образованию, но с конца 80-х пишу о современном искусстве. Последние лет семь занимаюсь гендерными проблемами в изобразительном искусстве, пишу об искусстве женщин. Сделала выставку "Гендерные волнения" в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства, антологию "Гендерная теория и искусство" вместе с англичанкой Кэти Дипуэлл, пишу статьи в журнал "Гендерные исследования". Сделали большой каталог "Олег Кулик. Ничто нечеловеческое мне не чуждо" с дизайнером Юрием Сурковым.
"Зоофрения" или кто кого выгуливает
– Все ли принимаете в творчестве Олега Кулика? Что особенно нравится?
– Есть проекты, которые нравятся больше, есть меньше. Если что-то не нравится, я предпочитаю говорить об этом с Олегом. Конструктивно критиковать мужа через масс-медиа – это чем-то похоже на критику через партком. Мой любимый период – прозрачность. Тогда Олег делал из стекла и плексигласа прозрачные объекты, которые выставлялись отдельно и помещались как стаффажи в пространстве, которые затем фотографировались с отражениями реальной среды. Потом делал прозрачные скульптуры. Ну и большой проект "Зоофрения", который мы делали в соавторстве.
– В период "Зоофрении", в Америке, вы даже водили мужа в образе собаки (Кулик "шел" на четвереньках) на поводке гулять. А кто у вас главный в доме?
– В смысле кто кого выгуливает? Да как-то так, по очереди, на паритетных началах…
– Считается, что у художников репутация неверных мужчин, а вы вместе уже столько лет… В чем секрет вашего семейного счастья?
– Да уж, больше двадцати лет. И никакого секрета – взаимный интерес. Верность не порок, но и не главное достоинство человека, будь он мужчина или женщина.
– Ваш любимый семейный отдых?
– Съездить куда-нибудь подальше. Поболтать о том, о сем…
Беседовала
Светлана ОЛЕЙНИК,
Запорожье – Москва
Художник Олег Кулик: “Моя муза – моя жена Людмила. Лично я нуждаюсь в эмоциональной поддержке. Причем для художников эта поддержка связана не с тем, что тебя просто любят, а с тем, что тебя любят именно как художника. Ценят, разбирают, понимают, советуют. Это дает силу делать то, что, может быть, ты не сделал бы в других обстоятельствах”.
текс
Олег Кулик. Проект "Красная комната". 1999 г. Фото Кулик и Мила
Комментарии:
нет комментариев