misto.zp.ua

Глазами художника

Мы идем мимо, якобы по делам, а уличные художники работают на свежем воздухе, наслаждаясь погодой и свободой. Их образу жизни можно позавидовать. Как и их умению извлечь из нашей внешности главное и показать это главное нам. Чем успешно и занимаются мои собеседники Анжела Савостьянова и Юра Щекотихин.

Шарж [франц. charge] – сатирическое или добродушно-юмористическое изображение [обычно портрет], в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели, разновидность карикатуры.

Анжела Савостьянова. Художник. Запорожье.–Анжела, как давно ты рисуешь шаржи?
Анжела: С 1994 года. Собственно, рисование шаржей – это совмещение приятного с полезным.
– “Приятного с полезным” – то есть ты это работой не считаешь? Раз приятное, то работой не назовешь, – так мы привыкли считать?
А.: Конечно, это работа, иногда приятная, иногда не очень. Работа связана в первую очередь с людьми, а люди, как известно, у нас разные.
– Тебе трудно настроиться на шарж? Все-таки нужно не-знакомого человека изобразить за несколько минут?
А.: По-разному, но ведь это уже вопрос профессии. Есть закон – шаржи получаются удачные, когда у художника очень хорошее настроение, знаешь, когда внутри – кураж, или когда настроение очень плохое…
– То есть обязательно нужна такая эмоциональная волна…
А.: Обязательно! Если все ровно, никак, то в этот день и рисовать не стоит…
– А если тебе позирует человек с таким стертым «никаким» лицом – все среднее: и нос, и рот, и глаза, и их выражение… Трудно рисовать шарж в этом случае?
А.: Да, трудно ухватить главную деталь. Но трудно и когда слишком много характерных черт – тогда не знаешь, за что зацепиться. Как правило, в портрете делаешь акцент на какой-то главной детали. Впрочем, это можно сказать о любом виде искусства: художник делает акцент на самом главном.
– А вот если девушка позирует, такая идеальная, как кукла?
А.: Есть такие лица. Их точно так же трудно изобразить в шаржированном виде, как и детей. Дети ведь, с нашей точки зрения, все на одно лицо – потому что природа еще не вылепила главные черты… Поэтому, если просят нарисовать детей, рисуешь просто – то, что видишь, – мультик такой красивый получается!
– Вот мы с тобой вчера говорили о том, что такое шарж – в первую очередь речь идет ведь о юморе? Шаржи могут быть печальными или трагическими?
А.: Я несколько раз рисовала шаржи на стариков, – безумно интересно рисовать старых людей, потому что ты рисуешь фактуру, над которой уже время поработало. Но эти портреты не смешные… Это уже не шарж. Потому что шарж – утрирование каких-то черт, а если ты рисуешь пожилого человека, то за тебя главную работу уже сделало время.
Максим Асауляк. Журналист. Миг по-выходным. Запорожье– Анжела, ты только что нашего Максима [журналист «МИГа» Максим Асауляк] изобразила минут за десять, то есть рука набита более чем профессионально. А ты рисовать-то училась, в художественную школу, например, ходила?
А.: Нет, вот моя школа – Юрий Щекотихин.
– Но ведь в какой-то момент человек должен себе сказать: да, я умею рисовать…
А.: Я до сих пор в себе сомневаюсь. Я очень редко бываю удовлетворена своей работой, несмотря на то, что наши персонажи реагируют очень непосредственно, восхищаются, рассыпаются в благодарностях, я испытываю, как правило, неловкость.
– Интересно, как человек решается позировать для шаржа? Ведь мы все хотим быть покрасивее, а вы, так или иначе, изображаете нас с юмором?
А.: Прежде всего, наш «клиент» – человек в хорошем настроении. Либо это тот, кто намерен сделать сюрприз ближнему своему: очень много заказов – шаржи в подарок на день рождения.

Юра Щекотихин. Художник. Запорожье В разговор вступает Юра Щекотихин, один из первых уличных художников в Запорожье.

Юра: Как правило, требование сформулировано так: “Нарисуйте его!”. Самые отважные, кстати, женщины. Они говорят: “Я ничего не боюсь, нарисуйте меня с полной откровенностью!” Возможно, это самоутверждение. Нормальный человек шаржа не захочет, ну разве что художник захочет, чтобы его шарж нарисовал другой художник – из любопытства.
А.: Меня радует, когда шарж заказывают женщины – здоровое чувство юмора помогает в женской нелегкой жизни. Потому что, как правило, женщина хочет портрет, да еще сильно приукрашенный.
Ю.: Бывает, что человека нарисовали, и он приходит к тебе снова лет через пять, и заявляет: “Нарисуй-ка меня еще раз, я уже ничего не боюсь”. Потом человек удивляется, что я повторяю рисунок почти один в один. Так ведь это потому, что шарж на самом деле отражает самые что ни на есть сущностные характеристики человека. И через двадцать лет этого человека нарисуешь – получится то же самое.
А.: Когда я рисую шарж, прошу, чтобы мой объект обо мне забыл, а еще лучше – беседовал с друзьями, потому что важно уловить не только черты, но и мимику. Потому что художник – он еще и психолог. Стопроцентно удачный шарж получается только в том случае, если ты уловишь характер человека.
Ю.: Шарж – это впечатление от человека.
– И почем стоит меня нарисовать?
Ю.: Средняя цена по всему миру – ориентировочно десять долларов.
– Самое странное место, в котором вам приходилось рисовать шарж?
Ю.: Нет такого места, где было бы нельзя нарисовать шарж!
– Ну, все-таки!
Ю.: Как-то однажды мы сели в поезд, и от тоски перерисовали в поезде всех: соседей, проводников, директора ресторана, ресторанных работников, начальника поезда.
Мы рисовали в шторм, перемещаясь на катере от одного пункта до другого, – дело было в Крыму. Рисовали в такси таксистов, в автобусе – водителей. Самое отвратительное – рисовать на дискотеке, при мигалке.
А.: Рисовали, подглядывая через окно ресторана. Нас очень сильно попросили нарисовать жениха и невесту, которые танцевали в зале.
Ю.: У меня мечта – сделать шарж в затяжном прыжке с парашюта, – мне это пришло в голову, когда я узнал, что один из элементов подготовки космонав-
тов – решение логических задач в затяжном прыжке с парашютом.
– Как быстро можно нарисовать шарж?
Ю.: Рекорд скорости – 14 секунд. Вообще – в зависимости от сложности задачи – минут десять-пятнадцать.

Уже история

Ю.: Во времена развитого социализма, при полном действии статьи о нетрудовых доходах, шел как-то по городу молодой специалист-архитектор Юрий Щекотихин, то есть я, и молодой художник Дима Ципунов. Мы шли и размышляли: почему Монмартр в Париже есть, с уличными художниками и всем, что полагается, а вот в нашей стране ничего такого нет? Нету Монмартра, но попробуем устроить! Посадят – дадут лет восемь! Но – то ли мы пива выпили, то ли портвейна, – уселись с планшетами между Мира и Сталеваров. Рисовать приходилось, как мы посчитали, сталеваров, которые в пять приходят с работы, и к этому времени, часам к восьми вечера, пообедавши, выйдут на улицу выпить пива. Художественное образование у нас с Ципуновым имелось, рисовать мы умели и были готовы к подвигам. Словом, мы сели на парапетик и стали отлавливать гуляющих. Когда к нам сел первый желающий с кулаками как кувалды, по тем временам мы заломили цену – рубль за шарж, три рубля за портрет.
– Сколько стоила бутылка портвейна?
Ю.: Два пятьдесят! Бокал пива – 22 копейки!
– Просто чтобы люди понимали, насколько были высоки ставки…
Ю.: И вот когда я понял, что я сейчас нарисую живого человека, причем не за тридцать академических часов, как в институте, а за обещанных пять-десять минут, и если нарисую хорошо, то получу свой рубль, а если плохо – получу этим самым кулаком… Вот тут-то я и начал учиться рисовать. И нарисовал первого своего клиента очень хорошо, прекрасно понимая, чем грозит фиаско. Вот это была настоящая школа шаржей. Говорят, примерно в это время в Москве стал появляться Арбат, – не улица, а сообщество уличных художников. Видимо, в Москве тоже кто-то задумался о том, почему Москва не Париж.
– Жизнь под открытым небом продолжается?
Ю.: Мы ведь живем в Одессе, Одесса – особый город, достаточно сказать, что у нас есть категория клиентов, которая размещает свое шаржированное воображение на визитках для друзей. Расчет понятный: если человек может посмеяться над собой, какой он сильный! Это действительно большие люди. В основном мы теперь работаем на свадьбах, корпоративных праздниках, в ресторанах на заказных вечеринках. А уличное рисование всегда было, есть и будет. Точно так же бродячий музыкант всегда себе найдет работу.

Беседовала Инга Эстеркина


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Инга Истеркина. МиГ по-выходным. ЗапорожьеМИГ по выходным  - газета хороших новостей. Что происходит в мире? в Украине? в Запорожье? в мире искусства? вмире моды? в мире книг? в мире человеческих отношений?
Обо всем об этом и о многом другом читайте в рубриках газеты "МИГ по выходным": "Тратим деньги с удовольствием","Большой секс в маленьком городе", "В вашем стиле","В здоровом теле", "Мужской клуб","Всюду жизнь". "МИГ по выходным"  - газета хорошего настроения!

С уважением, редактор газеты "МИГ по выходным"  Инга Эстеркина

Контакты

Адрес редакции:
был
Телефоны:
были
E-mail:
был
День выхода газеты:
было

 

 

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |