
Как утверждал Карл Маркс, стоимость и труд – понятия равноценные, а именно стоимость любого продукта – это производительность. Самое интересное, что производительность земли философ исключает из научной экономики, так как конкретно земля родит безвозмездно, а значит, продукты этой земли не имеют стоимости...
В связи с этим фактом возникает вопрос: почему с каждым годом падает рентабельность сельского хозяйства. Хотя технический прогресс налицо. И почему у людей, отказавшихся от химических удобрений, урожаи в разы больше, чем у всех остальных?
Труд – понятие общепринятое. Все растёт на земле только благодаря реальному труду бесплатных «работников»: растений, микробов, червей и других почвенных организмов. Они постоянно участвуют в круговороте, превращая остатки растений в новую пищу и среду для растений (углекислый газ, фитонциды, витамины, ферменты, и пр.). Результат их труда – почвенное плодородие.
Задача людей в данном случае – помощь и контроль, а не пагубное вмешательство. Но, как всем нам хорошо известно, каждый труд должен быть оплачен. Оплата за труд микроорганизмов измеряется в эквиваленте – это неперегнившее свежее органическое вещество. Должная оплата выражается в круговороте органики. Всё, что наработано растениями за год, возвращается в почву. Соотношение следующее: цена возвращённой органики = цена энергии = цена сезонного плодородия почвы = цена разницы дохода от нашего урожая по сравнению с максимальным урожаем.
Проблема в том, что человек плодородие постоянно эксплуатирует, но не оплачивает. Соответственно, плодородие снижается, потому что мы уничтожаем то, что имеем. Так и будет продолжаться, пока цивилизация не признает участников круговорота, и не будет платить им честно.
Динамика органики
Согласно теории природного земледелия, распад органики – наилучшие условие для роста и продуктивности растений и, соответственно, плодородия. В круговороте органики задействованы разные элементы. Один из них – гумус, комплекс различных соединений, запас питательных веществ, образованный в почвенной среде в результате жизнедеятельности организмов (микробов, грибов, червей). Отсюда следует, что гумус не является причиной плодородия, а скорее участвует в этом. Необходимо отметить ещё одну составляющую почвы – минералы, которые находятся в почвенном поглощающем комплексе. В идеале минералы необходимо освобождать, но, как правило, мы применяем самый простой вариант минерализации – подсыпку сверху. Однако плодородие заключается в динамической самодостаточности почвы. А подсыпка минеральных солей на почву не регулирует плодородие и вообще не имеет к этому никакого отношения. Как результат, удобрения количественно снижают плодородие.
Неразложившаяся органика влияет на динамическое плодородие почвы. Но чтобы этого добиться, следует придерживаться возврата органики в почву. Минеральных веществ в почве достаточно, но выносится
в сотни раз меньше. А углекислого газа в почве не хватает. Но его достаточно в органике. Например, за лето разложившаяся органика повышает концентрацию углекислого газа более, чем в 50 раз. Минералы поставляются пропорционально углероду. Чем больше распадается органики, тем активнее минералы переходят в раствор. Вывод: растительной биомассы в виде корней или остатков не хватает. Для того, чтобы сохранить плодородие, в почву нужно возвращать весь навоз и растительные отходы.
По материалам книги Н.И.Курдюмова «Экономика земледелия – без иллюзий»

























Комментарии:
нет комментариев