Таких увлеченных людей как Александр Павлович Петрик из с. Бердянское Бердянского района, встретишь нечасто. Услышав в раннем детстве переливы старенькой гармошки, он был очарован ее звучанием и пронес эту любовь через всю свою такую непростую жизнь…
Позвала гармошка за собой
Когда в 1941 году село Красное Поле Бердянского района, где родился Александр Павлович, было оккупировано, мальчику было всего три годика. В селе стояли румыны, и кто-то из них часто играл на гармошке. Очарованный звуками инструмента мальчик не отходил от солдат.
– Румыны, в общем-то, были добрыми. Нас, пацанов, не обижали, – вспоминает Александр Павлович.
В 1943 году Красная Армия погнала врага, румыны стали отступать. Не в силах расстаться с гармошкой, с ними «пошел в отступление» и шестилетний Саша.
– Меня поймали аж за 12 километров от села и привели домой, – смеется А. Петрик. – Может, зря вернули – сейчас стыдно за нашу страну. Такие как я – дети войны – живем на нищенскую пенсию…
В беспризорниках
В семье Петриков было 12 детей. После войны родители Саши разошлись, отец уехал жить и работать в Тульскую область. Он переманил мальчика к себе обещанием купить баян, и Саша практически сбежал из дома. Но обещанный баян так и не был куплен. Да и относились к Саше, мягко говоря, не очень. Вспоминать об этом периоде своей жизни Александр Павлович не хочет.
– Доставалось мне крепко, не хочу об этом говорить, – махнул он рукой, словно отталкивая от себя неприятные воспоминания…
И он снова сбежал, теперь уже от отца и решил вернуться в родной дом.
– Тогда я думал, что все поезда идут домой, вот и сел в первый попавшийся. А привез он меня в Подмосковье. И я стал фактически беспризорником. После войны их было много. Меня поймали «дяди» и такие же пацаны, как я, приютили. Узнал, кто такие «паханы». Скитался я не один год, а потом в Ясиноватой меня снова поймали, но уже не «пацаны»…
Подзатыльник «за искусство»
– Собственно, я сам пришел к милиционеру – дядька он был хороший, – вспоминает А. Петрик. – Он сказал, что в г. Сталино (ныне Донецк. – Ред.) есть детский дом, там кормят, выдадут форму, научат разным профессиям. Что толку беспризорничать? Я сразу спрашиваю: «А баян там есть?» «Есть!» – ответил милиционер, хотя сам, конечно, не знал.
Предстоящая «встреча с баяном» отмела все колебания. Едва ли не в первый день он увидел пианино, которое стояло в коридоре. Не удержался – подошел и стал «брынькать», за что от дежурного получил крепкий подзатыльник…
Возвращение «блудного сына»
Матери удалось разыскать «блудного сына Александра» и вернуть из детского дома в родной. И в 1953 г. он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) учиться специальности каменщика-печника. (За свою жизнь Александр Петрик приобрел больше 20 специальностей – он может и землю пахать, и дом построить).
– В училище в камере хранения был баян, который никому в руки не давали – на нем играли коменданты и директор, – рассказывает А. Петрик. – Все ученики уходят домой или в кино, а я иду играть на баяне – мне комендант разрешал. Он в тайне от всех начал учить меня игре на этом инструменте. Но об этом узнал директор: «Что, так любишь баян»? – спрашивает. «Люблю, – говорю. – До слез люблю, а купить не на что, наша семья бедная»!
Комментарии:
нет комментариев