Политтехнологи-ветераны, иностранные консультанты и перспективные новички развернули борьбу за голоса избирателей. «Фокус» выяснил, кто формирует стратегии и придумывает предвыборный креатив для проходных партий.
Съезд партии «Украина — Вперёд!» надолго запомнится не только сторонникам её лидера Наталии Королевской, но и простым зрителям. Вместо привычного зала — кукурузное поле, вместо небольшой трибуны — просторная сцена с видом на поспевающие початки, вместо скучных спикеров -заметно нервничающие лидеры избирательного списка: футболист Андрей Шевченко и артист Остап Ступка.
Автор идеи, российский политтехнолог Николай Гастелло, своим вкладом в действо не хвастался. Вместо того чтобы давать интервью, на съезде он собственным телом защищал украинского форварда от атак журналистов. Для «товстуна в розовой футболке», как он сам себя называет, это не первый опыт работы в Украине: в 2009 году он успел поработать на «третьего призёра» гонки — вице-премьера Сергея Тигипко. Но рассказывать о своём нынешнем проекте, партии Королевской, Гастелло наотрез отказывается: дескать, его роль и обязанности — секрет вплоть до окончания кампании.
Политтехнологи, услугами которых уже вовсю пользуются все проходные политические партии, для их лидеров — закрытая тема. И неспроста. Руководитель школы политической аналитики НАУКМА Алексей Гарань объясняет: стратегия и тактика каждой отдельной кампании — информация для внутреннего пользования. Её разглашение может сыграть на руку конкурентам и сорвать планы по привлечению новых избирателей. «Да и не хотят они, чтобы кто-то оценивал их работу во время кампании — как говорится, цыплят по осени считают», — объясняет эксперт позицию политтехнологов.
Не дожидаясь выборов, «Фокус» выяснил имена политконсультантов ведущих партий и уловки, на которые они готовы идти, чтобы заставить украинцев проголосовать «правильно».
Вперёд и с песней
Королевская ветрена в выборе политтехнологов — с момента основания собственной партии она сменила как минимум три команды. Виной тому, по словам близкого к штабу «Украина — Вперёд!» источника, желание молодого политика контролировать всё и вся: с публичной деятельностью она пытается совмещать роль собственного пресс-секретаря, спичрайтера и политконсультанта. С конца осени минувшего года по февраль нынешнего с экс-соратницей Тимошенко якобы работали издатель журнала «ТОП-10» и медиаконсультант экс-мэра столицы Леонида Черновецкого Казбек Бектурсунов и известный журналист Дмитрий Джангиров.
Последний писал для Королевской тексты выступлений. Джангиров это отрицает, а вот Бектурсунов заявил, что не даёт комментариев, потому что «это делают безработные».
На смену отечественным спецам в декабре пришли американские, которых «штабистам» представили как бывших консультантов американского президента Барака Обамы. Директор компании «Berta Communications» политтехнолог Тарас Березовец предполагает, что речь идёт о компании «AKPD Message&Media», руководителем которой является нынешний советник главы Белого дома Дэвид Аксельрод. Эта компания, вспоминает Березовец, на парламентских выборах 2007 года предлагала свои услуги и экс-премьеру Юлии Тимошенко. «Особенность американцев в том, что они пытаются пропихнуть универсальные идеи, совершенно не работающие в украинских реалиях», — объясняет эксперт. Он считает, что именно поэтому Королевская, как и Тимошенко, быстро отказалась от сотрудничества с иностранцами.
Зато российские политтехнологи — Гастелло, Николай Доронин и аналитик Михаил Грищенко, начавшие сотрудничать с Королевской после Нового года, пришлись ей по душе. И хотя неожиданная идея включить в список Шевченко и Ступку принадлежит не им, а первому номеру партии, нестандартный съезд на кукурузном поле в Буках, заметно выделявшийся на фоне скучных политических собраний конкурентов, — целиком их идея. И, скорее всего, не последняя. Вскоре к команде приглашённых консультантов, по словам Березовца, может присоединиться ещё одна российская звезда — политтехнолог Ефим Островский.
Частая смена политтехнологов и стратегий делает кампанию пёстрой и непоследовательной, говорит Гарань. Но он уверен, что Королевской это не повредит, ведь чёткой идеологии у её партии нет, а высокий для новичка уровень поддержки — 4,4% согласно июльскому опросу соцгруппы «Рейтинг» — результат больших финансовых вливаний и колоссальной медиаподдержки. «Эта партия — отличный пример сугубо технического проекта в красивой упаковке», — считает политолог. Сама Королевская времени ответить на вопросы «Фокуса» за три дня не нашла.
Немолодые регионы
На технологии профессионалов, но не приглашённых, а собственных, рассчитывает и ПР. Кампанией партии руководят проверенные кадры. «Глава Администрации президента Сергей Лёвочкин и руководитель штаба Андрей Клюев — вот их главные политтехнологи и идеологи», — рассказывает Гарань. Роли внутри регионального штаба чётко распределены. Главы предвыборного штаба и АП расписывают общие стратегии, а российский советник Лёвочкина Игорь Шувалов, по данным эксперта, отвечает за медиаподдержку на главных телеканалах страны и, по словам близкого к штабу ПР анонимного источника «Фокуса», контролирует производство идеологических телепродуктов, к примеру, фильма о достижениях власти, показанного на съезде ПР. Работают опытные регионалы уверенно и без явных сбоев. «Если говорить о попадании лозунгов в базовый электорат партии, то пока ПР справляется с задачей лучше всех остальных», — комментирует Березовец, добавляя, что необходимости изобретать велосипед у регионалов нет. Их главная задача — сохранить свой устойчивый электорат.
Фронт перемен
На проверенные кадры ставку делает и оппозиция. Её стратегию и тактику разрабатывают закалённые в нескольких кампаниях специалисты: нардепы Александр Абдуллин и Виктор Уколов и бывший советник Тимошенко Олег Медведев. Среди удачных ходов сплочённой команды — профессионально подготовленный с точки зрения пиара Форум на Михайловской площади, публичное обсуждение программы оппозиции с экспертами и обществом и эффектная присяга на верность украинскому народу, публично принесённая соратниками Тимошенко 5 августа.
И всё же, помимо ветеранов, есть в оппозиционной команде и перспективные новые игроки. Близкий к «Фронту змін» источник «Фокуса» рассказывает: Арсений Яценюк, не доверяющий политтехнологам после неудачного опыта работы с ними во время президентской кампании, внимательно прислушивается к советам руководителя департамента коммуникаций ФЗ Алёны Колгановой. Она принимает непосредственное участие в мозговых штурмах команды фронтмена, на которых обсуждаются реакция на информационные атаки конкурентов, заявления партии, организация ключевых мероприятий и креатив. Во многом за это Калганова получила условно проходное 72-е место в списке. Сама соратница Яценюка своё активное участие в формировании информационной политики партии подтвердила, отметив, что на звание политтехнолога всё же не претендует.
Ударный отряд
Консультант Виталия Кличко по вопросам взаимодействия со СМИ и кандидат в депутаты (№6 в списке) Ирина Геращенко не скрывает: партия сотрудничает исключительно с украинскими специалистами. Один из них, как удалось выяснить «Фокусу», — Ростислав Павленко, бывший руководитель службы Секретариата президента Виктора Ющенко. В комментарии «Фокусу» он скупо подтвердил, что работает с Кличко начиная с ноября 2011 года и руководит стратегическим департаментом.
Впрочем, на технологов «УДАР» не надеется. По словам Виталия Кличко, из-за отсутствия значительных средств главную ставку партия будет делать на личное общение с избирателями во время поездок по регионам. Аскетизм кампании должны подчеркнуть и скромные билборды с изображением Кличко. При их изготовлении, рассказывает Геращенко, были использованы элементы репортажных фото, сделанных личным фотографом Кличко Александром Косаревым. Не секрет и главный лозунг всей кампании — «Пора УДАРа». Он, уверен Гарань, попадёт точно в цель. «У Кличко самое благодатное время, он, как и Тигип-ко в 2010 году, позиционирует себя как третья сила, что позволяет ему стремительно набирать рейтинг», — объясняет эксперт.
С коммунистическим приветом
У коммунистов, казалось бы, полная ясность и с лозунгами, и с электоратом. Можно было бы обойтись и без технологов. Но «Фокус» выяснил, что над имиджем КПУ в нынешней кампании работает Андрей Золотарёв, в 1996 году помогавший Юлии Тимошенко во время её первой парламентской кампании. Политтехнолог не скрывает, что билборды с лозунгами «Вернём страну народу» и «Страна миллионам, а не миллионерам» — его рук дело, и добавляет, что помимо него с коммунистами работает команда украинских специалистов из Днепропетровска, которая обеспечила политическое долголетие нынешнему мэру города Ивану Куличенко. «Не скрою, сейчас Компартия гораздо лучше подготовлена в материальном плане, однако её ресурсы ограничены, поэтому приходится выкручиваться в плане креатива», — говорит Золотарёв.
Коммерческая тайна
Вопрос денег для политтехнологов — запретная тема. Ни один из них не готов назвать не только сумму своего гонорара, но и порядок этой суммы. По словам украинского политтехнолога, работавшего на одну из проходных политических партий в нынешней кампании, минимальный оклад начинающего политконсультанта — $3000. Хотя российские специалисты могут получать до $50000 в месяц плюс индивидуально оговоренный бонус в случае победы своего кандидата.
Правда, при желании расходы на пиар и продвижение партии можно значительно урезать. Золотарёв, например, планирует создать группы молодых волонтёров, которые будут ездить по самым отдалённым сёлам и агитировать целевую аудиторию КПУ голосовать за коммунистов.
Если этот план сработает, Золотарёв рассчитывает, что на выборах партия наберёт 10% — на 2,3 процентных пункта больше нынешнего рейтинга КПУ
Комментарии:
нет комментариев