misto.zp.ua

Дело техники. Кто придумывает стратегиии креатив выборов-2012

Дело техники. Кто придумывает стратегиии креатив выборов-2012

Политтехнологи-ветераны, иностранные консультанты и перспективные новички развернули борьбу за голоса избирателей. «Фокус» выяснил, кто формирует стратегии и придумывает предвыборный креатив для проходных партий.

Съезд партии «Украина — Вперёд!» надолго запомнится не только сторонникам её лидера Наталии Королевской, но и простым зрителям. Вместо привычного зала — кукурузное поле, вместо небольшой трибуны — просторная сцена с видом на поспевающие початки, вместо скучных спикеров -заметно нервничающие лидеры избирательного списка: футболист Андрей Шевченко и артист Остап Ступка.

Автор идеи, российский политтехнолог Николай Гастелло, своим вкладом в действо не хвастался. Вместо того чтобы давать интервью, на съезде он собственным телом защищал украинского форварда от атак журналистов. Для «товстуна в розовой футболке», как он сам себя называет, это не первый опыт работы в Украине: в 2009 году он успел поработать на «третьего призёра» гонки — вице-премьера Сергея Тигипко. Но рассказывать о своём нынешнем проекте, партии Королевской, Гастелло наотрез отказывается: дескать, его роль и обязанности — секрет вплоть до окончания кампании.

Политтехнологи, услугами которых уже вовсю пользуются все проходные политические партии, для их лидеров — закрытая тема. И неспроста. Руководитель школы политической аналитики НАУКМА Алексей Гарань объясняет: стратегия и тактика каждой отдельной кампании — информация для внутреннего пользования. Её разглашение может сыграть на руку конкурентам и сорвать планы по привлечению новых избирателей. «Да и не хотят они, чтобы кто-то оценивал их работу во время кампании — как говорится, цыплят по осени считают», — объясняет эксперт позицию политтехнологов.

Не дожидаясь выборов, «Фокус» выяснил имена политконсультантов ведущих партий и уловки, на которые они готовы идти, чтобы заставить украинцев проголосовать «правильно».

Вперёд и с песней

Королевская ветрена в выборе политтехнологов — с момента основания собственной партии она сменила как минимум три команды. Виной тому, по словам близкого к штабу «Украина — Вперёд!» источника, желание молодого политика контролировать всё и вся: с публичной деятельностью она пытается совмещать роль собственного пресс-секретаря, спичрайтера и политконсультанта. С конца осени минувшего года по февраль нынешнего с экс-соратницей Тимошенко якобы работали издатель журнала «ТОП-10» и медиаконсультант экс-мэра столицы Леонида Черновецкого Казбек Бектурсунов и известный журналист Дмитрий Джангиров.

Последний писал для Королевской тексты выступлений. Джангиров это отрицает, а вот Бектурсунов заявил, что не даёт комментариев, потому что «это делают безработные».

На смену отечественным спецам в декабре пришли американские, которых «штабистам» представили как бывших консультантов американского президента Барака Обамы. Директор компании «Berta Communications» политтехнолог Тарас Березовец предполагает, что речь идёт о компании «AKPD Message&Media», руководителем которой является нынешний советник главы Белого дома Дэвид Аксельрод. Эта компания, вспоминает Березовец, на парламентских выборах 2007 года предлагала свои услуги и экс-премьеру Юлии Тимошенко. «Особенность американцев в том, что они пытаются пропихнуть универсальные идеи, совершенно не работающие в украинских реалиях», — объясняет эксперт. Он считает, что именно поэтому Королевская, как и Тимошенко, быстро отказалась от сотрудничества с иностранцами.

Зато российские политтехнологи — Гастелло, Николай Доронин и аналитик Михаил Грищенко, начавшие сотрудничать с Королевской после Нового года, пришлись ей по душе. И хотя неожиданная идея включить в список Шевченко и Ступку принадлежит не им, а первому номеру партии, нестандартный съезд на кукурузном поле в Буках, заметно выделявшийся на фоне скучных политических собраний конкурентов, — целиком их идея. И, скорее всего, не последняя. Вскоре к команде приглашённых консультантов, по словам Березовца, может присоединиться ещё одна российская звезда — политтехнолог Ефим Островский.

Частая смена политтехнологов и стратегий делает кампанию пёстрой и непоследовательной, говорит Гарань. Но он уверен, что Королевской это не повредит, ведь чёткой идеологии у её партии нет, а высокий для новичка уровень поддержки — 4,4% согласно июльскому опросу соцгруппы «Рейтинг» — результат больших финансовых вливаний и колоссальной медиаподдержки. «Эта партия — отличный пример сугубо технического проекта в красивой упаковке», — считает политолог. Сама Королевская времени ответить на вопросы «Фокуса» за три дня не нашла.

Немолодые регионы

На технологии профессионалов, но не приглашённых, а собственных, рассчитывает и ПР. Кампанией партии руководят проверенные кадры. «Глава Администрации президента Сергей Лёвочкин и руководитель штаба Андрей Клюев — вот их главные политтехнологи и идеологи», — рассказывает Гарань. Роли внутри регионального штаба чётко распределены. Главы предвыборного штаба и АП расписывают общие стратегии, а российский советник Лёвочкина Игорь Шувалов, по данным эксперта, отвечает за медиаподдержку на главных телеканалах страны и, по словам близкого к штабу ПР анонимного источника «Фокуса», контролирует производство идеологических телепродуктов, к примеру, фильма о достижениях власти, показанного на съезде ПР. Работают опытные регионалы уверенно и без явных сбоев. «Если говорить о попадании лозунгов в базовый электорат партии, то пока ПР справляется с задачей лучше всех остальных», — комментирует Березовец, добавляя, что необходимости изобретать велосипед у регионалов нет. Их главная задача — сохранить свой устойчивый электорат.

Фронт перемен

На проверенные кадры ставку делает и оппозиция. Её стратегию и тактику разрабатывают закалённые в нескольких кампаниях специалисты: нардепы Александр Абдуллин и Виктор Уколов и бывший советник Тимошенко Олег Медведев. Среди удачных ходов сплочённой команды — профессионально подготовленный с точки зрения пиара Форум на Михайловской площади, публичное обсуждение программы оппозиции с экспертами и обществом и эффектная присяга на верность украинскому народу, публично принесённая соратниками Тимошенко 5 августа.

И всё же, помимо ветеранов, есть в оппозиционной команде и перспективные новые игроки. Близкий к «Фронту змін» источник «Фокуса» рассказывает: Арсений Яценюк, не доверяющий политтехнологам после неудачного опыта работы с ними во время президентской кампании, внимательно прислушивается к советам руководителя департамента коммуникаций ФЗ Алёны Колгановой. Она принимает непосредственное участие в мозговых штурмах команды фронтмена, на которых обсуждаются реакция на информационные атаки конкурентов, заявления партии, организация ключевых мероприятий и креатив. Во многом за это Калганова получила условно проходное 72-е место в списке. Сама соратница Яценюка своё активное участие в формировании информационной политики партии подтвердила, отметив, что на звание политтехнолога всё же не претендует.

Ударный отряд

Консультант Виталия Кличко по вопросам взаимодействия со СМИ и кандидат в депутаты (№6 в списке) Ирина Геращенко не скрывает: партия сотрудничает исключительно с украинскими специалистами. Один из них, как удалось выяснить «Фокусу», — Ростислав Павленко, бывший руководитель службы Секретариата президента Виктора Ющенко. В комментарии «Фокусу» он скупо подтвердил, что работает с Кличко начиная с ноября 2011 года и руководит стратегическим департаментом.

Впрочем, на технологов «УДАР» не надеется. По словам Виталия Кличко, из-за отсутствия значительных средств главную ставку партия будет делать на личное общение с избирателями во время поездок по регионам. Аскетизм кампании должны подчеркнуть и скромные билборды с изображением Кличко. При их изготовлении, рассказывает Геращенко, были использованы элементы репортажных фото, сделанных личным фотографом Кличко Александром Косаревым. Не секрет и главный лозунг всей кампании — «Пора УДАРа». Он, уверен Гарань, попадёт точно в цель. «У Кличко самое благодатное время, он, как и Тигип-ко в 2010 году, позиционирует себя как третья сила, что позволяет ему стремительно набирать рейтинг», — объясняет эксперт.

С коммунистическим приветом

У коммунистов, казалось бы, полная ясность и с лозунгами, и с электоратом. Можно было бы обойтись и без технологов. Но «Фокус» выяснил, что над имиджем КПУ в нынешней кампании работает Андрей Золотарёв, в 1996 году помогавший Юлии Тимошенко во время её первой парламентской кампании. Политтехнолог не скрывает, что билборды с лозунгами «Вернём страну народу» и «Страна миллионам, а не миллионерам» — его рук дело, и добавляет, что помимо него с коммунистами работает команда украинских специалистов из Днепропетровска, которая обеспечила политическое долголетие нынешнему мэру города Ивану Куличенко. «Не скрою, сейчас Компартия гораздо лучше подготовлена в материальном плане, однако её ресурсы ограничены, поэтому приходится выкручиваться в плане креатива», — говорит Золотарёв.

Коммерческая тайна

Вопрос денег для политтехнологов — запретная тема. Ни один из них не готов назвать не только сумму своего гонорара, но и порядок этой суммы. По словам украинского политтехнолога, работавшего на одну из проходных политических партий в нынешней кампании, минимальный оклад начинающего политконсультанта — $3000. Хотя российские специалисты могут получать до $50000 в месяц плюс индивидуально оговоренный бонус в случае победы своего кандидата.

Правда, при желании расходы на пиар и продвижение партии можно значительно урезать. Золотарёв, например, планирует создать группы молодых волонтёров, которые будут ездить по самым отдалённым сёлам и агитировать целевую аудиторию КПУ голосовать за коммунистов.

Если этот план сработает, Золотарёв рассчитывает, что на выборах партия наберёт 10% — на 2,3 процентных пункта больше нынешнего рейтинга КПУ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |