Обаятельный, аристократичный, сдержанный, ироничный Олег Янковский... О нем много написано, много сказано. Его талант продолжает покорять сердца зрителей и после смерти «великого Мюнхгаузена».
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Казахской ССР. Его отец и мать были потомственными дворянами (по отцовской линии - польские, по материнской - русские). Отец служил штабс-капитаном в Семеновском полку, в гражданскую войну перешел на сторону красных и воевал под началом Михаила Николаевича Тухачевского. Однако в 30-е годы он был репрессирован и вместе с семьей отправлен в ссылку в Казахстан. В Джезказгане он дослужился до начальника строительства.
На момент рождения Олега в семье Янковских было уже двое мальчиков: Ростислав и Николай.
После ареста отца семья Янковских распалась: старший сын Ростислав уехал Минск, где устроился на работу в Русский драмтеатр, а мать с Николаем и Олегом уехали в Саратов. Там они жили буквально впроголодь.
Чтобы избавить мать от части материальных забот Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, который как раз закончил седьмой класс.
Театральный дебют
В Минске Янковский-младший дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую травести — исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица». Олег не ощущал важности своего участия в спектакле — однажды он заснул в гримерке и не успел к своему выходу. Любил футбол, которым увлекся, еще живя в Саратове. Но это увлечение отрицательно отразилось на учебе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.
Судьбоносная история
В школьные годы Олег вернулся в Саратов, к матери. Решил поступать в медицинский институт. Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Он был очень разочарован, когда узнал, что экзамены давно прошли. Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие-то списки и сказал: «Вы приняты. В сентябре приходите учиться».
Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав. Сдал все экзамены, прошел все туры, а когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. В училище еще долго считали, что перепутали имя абитуриента Янковского.
Дебют в кино
В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссер Владимир Басов и члены съемочной группы будущего киноромана «Щит и меч». Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссеру:
«Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошел бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?» Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актер, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссеру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислава Любшина, который был уже утвержден на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), вызвали подыгрывать молодому артисту. Олег очень волновался. У него совсем не было опыта в кино, а в театре его опыт состоял из крошечных эпизодов.
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!» В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
1970-е годы
В 1972 году Олег Янковский сыграл в фильме «Гонщики» Игоря Масленникова. Как и в первых его фильмах, у Янковского был великолепный партнер — Евгений Леонов. Янковский преклонялся перед Леоновым. Леонов тоже приметил «саратовского самородка». Именно Леонов порекомендовал вновь назначенному главному режиссеру Ленкома Марку Захарову присмотреться к Янковскому. Захаров специально съездил в Ленинград и посмотрел спектакли «Идиот» и «Таланты и поклонники» с участием Олега Янковского (в августе 1973 года Саратовский академический театр драмы гастролировал на сцене Большого драматического театра имени М. Горького).
В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешел в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком). В новом театре Янковский быстро стал ведущим актером.
Заметной работой Олега Янковского середины 1970-х годов стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Актер попал в фильм благодаря своему сходству с Арсением Тарковским, отцом режиссера. Для Янковского роль Отца была расширена.
Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину - актер сыграл писателя Горчакова в драме «Ностальгия».
В 70-е годы Олег Янковский много снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера («Премия»; «Обратная связь»), декабриста Кондратия Рылеева («Звезда пленительного счастья»,), неустроенного, колючего человека («Чужие письма», «Сладкая женщина») или, напротив, бесхарактерного, слабовольного («Слово для защиты», «Поворот»).
Фильмы Марка Захарова
Первой совместной работой с Захаровым в кино стала картина «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.
Затем последовал фильм-притча «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Кстати, этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей -характеры, выдающие его происхождение, - вспоминает Григорий Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера».
В 1980-х годах Олег Янковский снялся еще в двух фильмах Марка Захарова — в 1982 году в фильме «Дом, который построил Свифт» и в 1988 году — в фильме «Убить дракона». У обеих картин была непростая судьба. Фильм «Дом, который построил Свифт» цензура долго не выпускала на телеэкран из-за сложного «эзопового языка» пьесы Григория Горина. Горин с долей иронии отмечал: «Олег работал безукоризненно… поскольку на протяжении почти всего фильма декан Свифт не разговаривал, а просто молча смотрел… Молча же смотреть на этот мир не может никто лучше Янковского».
80-е годы
80-е годы стали настоящим расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман», «Филер», а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» и мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию».
За роль Позднышева в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната» Янковский в 1989 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
90-е годы
В начале 90-х Олег Янковский снялся в трагикомедии Георгия Данелии «Паспорт» и историко-психологической драме Карена Шахназарова «Цареубийца» - первом российском фильме о расстреле семьи бывшего российского императора Николая. Работая во Франции, Олег Янковский узнал, что стал народным артистом СССР. Его фамилия стояла последней в последнем списке. У него это вызвало иронию. Он шутил, что после введения этого звания в Советском Союзе первым его получил К. С. Станиславский: «с кого начали и кем закончили».
Олег Иванович вспоминал: «За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год - в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии.
Когда эти новые «кинематографисты» окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть - так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться.
С 1993 года Янковский стал президентом Открытого российского кинофестиваля в Сочи («Кинотавр»).
2000-е годы
В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - «Приходи на меня посмотреть». Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.
В 2001 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Шут Балакирев» по последней пьесе Григория Горина. Олег Янковский сыграл в этом спектакле Петра Великого. За эту роль Олег Янковский был удостоен Государственной премии РФ, театральной премии имени К. С. Станиславского, премии «Кумир» и был номинирован на театральную премию «Золотая маска».
Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». Сам Олег Иванович признавался, что эта картина ему дорога. «Любовник» - это возвращение психологического русского кино», - говорил он. За работу в фильме Олег Янковский был удостоен приза за лучшую мужскую роль XIII открытого Российского кинофестиваля.
Болезнь
Проблемы со здоровьем у Олега Ивановича начались в конце 2008 года. В элитной столичной клинике, куда обратился артист, врачи провели диагностику организма, но кроме ишемической болезни сердца ничего не обнаружили. Янковский прошел курс терапии в отделении неотложной кардиологии, после чего его выписали домой. Однако спустя несколько месяцев заболевание снова дало о себе знать.
Янковский испытывал постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище. Актеру снова пришлось обратиться к врачам. Точный диагноз врачи долго называть отказывались, но говорили, что заболевание диагностировали в поздней стадии. Оказалось, что у Олега Ивановича рак поджелудочной железы.
Лечение в лучших клиниках Германии и России, хоть и принесло временные улучшения состояния, в итоге оказалось безрезультатным. В последний раз Олега Янковского госпитализировали прямо со сцены. Случилось это в конце апреля 2009 года. Тогда врачи увезли любимца публики в больницу и строго-настрого запретили ему выходить на сцену. Тем не менее, зрители до последних дней актера смотрели на афиши, звонили в театр, спрашивая, будет ли сегодня на сцене Олег Иванович.
Олег Янковский скончался утром 20 мая 2009 года в одной из московских клиник.
Страницу подготовила Анна ДУЛИНА
Комментарии:
нет комментариев