1 апреля 2008 года в Запорожье состоялась пресс-конференция руководства ОАО "АвтоЗАЗ" и компании "УкрАВТО" посвященная вопросам вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию.
Официально компании представляли председатель правления ОАО "АвтоЗАЗ" Николай Евдокименко и вице-президент компании "УкрАВТО" Олег Папашев.
На пресс-конференции присутствовали многочисленные представители средств массовой информации как регионального уровня, так и национального.
В ходе встречи прессу познакомили с основными результатами деятельности компании за последние годы, технологическими инновациями и производственными особенностями автомобильного завода "ЗАЗ" и бизнеса корпорации.
Корпорация «Укравто» – самый крупный производитель и продавец автомобилей в нашей стране. В состав корпорации входит Запорожский Автомобильный Завод и польский завод Fabryka Samochodow Osobowych.
Основной причиной инициации проведения пресс-конференции руководством корпорации, надо полагать, являются изменения климата для бизнеса автомобильной группы (ключевым владельцем которого считается Тариэл Васадзе, "Блок Юлии Тимошенко" в парламенте) в связи с прекращением действия Закона Украины «О стимулировании производства автомобилей в Украине» (образца 1997 года) и вступлением Украины в ВТО. 1 января этого года закончились льготы по уплате налога на землю, ввозной пошлине, по налогам на материалы и комплектующие, используемые при производстве автомобилей, а также по НДС при продаже автомобилей для предприятий с внесенной инвестицией. Все это должно усложнить дальнейшие условия существования автопроизводителя, поэтому руководство компании решило привлечь внимание СМИ и общественности, считая, что в основе их бизнеса, прежде всего, лежит социальная составляющая (заработные платы и рабочие места 17 тысяч работников).
Сегодня в состав компании «АвтоЗАЗ» работают два автомобильных завода, один из которых расположен в Запорожье, а второй в Ильичевске. Также, группа контролирует Мелитопольский завод по изготовлению двигателей МЕМЗ. Маркетинговая политика украинского автопроизводителя сосредоточена на С-сегменте авторынка, который является самым быстрорастущим в мире.
На сегодняшний день завод имеет широкий модельный ряд, и производственная линейка включает в себя 19 моделей с более, чем 100 модификациями .
Не смотря на грозящее ухудшение рыночного климата для украинских автопроизводителей, завод имеет конкретный план развития на 2008 год, основными пунктами которого являются:
- Производство 329835 автомобилей (темп роста 116,8% к 2007 году);
- Производство 62315 силовых агрегатов (темп роста 108,9% к 2007 году);
- Производство запасных частей на 80076 тыс. грн (темп роста 119,2% к 2007 году);
- Увеличение темпа окраски кузовов и сборки автомобилей до 32 кузовов в час;
- Увеличение темпа производства сборочного конвейера до 640 автомобилей в сутки;
- Дальнейшую локализацию производства комплектующих изделий (то есть максимальное территориальное приближение производства комплектующих, чтобы снизить издержки на логистику и доставку на завод).
Олег Папашев, также, сообщил, что компания "УкрАВТО" не намерена терять свою долю рынка, поэтому акцент будет сделан на развитии проекта Daewoo на польском заводе FSO, развитие украинских мощностей до уровня 240 тысяч автомобилей в год, развитие инвестиционно-производственного проекта в России в Нижнем Новгороде (который временно сейчас заморожен) по строительству завода.
Особый интерес вызвала тема вступления Украины в ВТО и судьба отечественного производителя автомобилей. Олег Папашев отметил, что руководство компании не скрывает своей озабоченности по данному вопросу, и в настоящее время делает все возможное, чтобы подготовиться к новым рыночным условиям. Прежде всего, он считает, что правительство Украины должно обратить внимание на автоотрасль и принять некоторые предложения, которые в компании уже сформулированы. Николай Евдокименко поддержал коллегу, и сделал акцент на том, что речь не идет о преференциях, а речь идет о создании благоприятных условий именно для производства, так как в настоящее время есть ряд негативных экономических факторов, влияющих на конечную стоимость продукции. Топ-менеджеры группы озвучили некоторые из них: стоимость энергоресурсов, увеличение тарифа на железнодорожные перевозки, высокая налоговая нагрузка (до 39%) на заработную плату и пр.
Олег Папашев считает, что если для производства не удастся создать более менее благоприятных условий, то сокращение рабочих мест и режим суровой экономии может наступить уже в ближайшем будущем. "Те, кто работает плохо, будут уволены, и мы оставим только тех, кто работает хорошо" - сказал руководитель компании. Что касается вопроса о проблеме ввоза подержанных автомобилей и удешевлению их стоимости в Украине, Олег Папашев выразил свою личное мнение фразой: "Вы хотите носить подержанный пиджак? Да, нет? А я не хочу пользоваться подержанными вещами!".
Также, кроме режима строгой экономии издержек, вероятнее всего, по словам господина Папашева, производителю придется пересмотреть конечные цены на автомобили (надо полагать в сторону уменьшения), и "подвинуться в цене за счет прибыли, которая сейчас не велика". Для справки: в 2007 году "УкрАВТО" увеличило чистую прибыль почти в 20 раз (!), что в цифровом виде означает почти на 1 миллиард 230 миллионов гривен. Активы компании за 2007 год увеличились на 25,6% до 3 млрд 843,67 млн грн, основные средства в 4,9 раза, до 1 млрд 73,7 млн грн.
Николай Евдокименко подчеркнул, что с новыми условиями ВТО крупно-узловая сборка (SKD) потеряет экономическую целесообразность, и этим заниматься смысла не будет. Поэтому завод будет искать другие пути оптимизации производственного цикла. В настоящее время, SKD-сборкой в Украине занимаются только три компании: АвтоЗАЗ, Ротор и Еврокар. Николай Евдокименко одним из выходов видит расширение мощностей завода в буквальном смысле. Для этого, руководство завода выступает с просьбой к власти (прежде всего к Запорожской областной администрации) о выделении дополнительных 80-90 гектаров в промышленной зоне города Запорожья, а в дальнейшем и расширение этой территории, для строительства новых цехов и производственных площадок завода.
На вопрос журналистов о прогнозах времени введения 10% пошлины (с нынешней 25%) топ-менеджеры единогласно согласились с датой 1 июля 2008 года, и считают это самым пессимистическим (для них) прогнозом. Именно к этой дате и готовится наш украинский автопроизводитель как к старту начала действия новых законов украинского автомобильного рынка.
Представители крупнейшего оператора автомобильного рынка страны прогнозируют, что неминуемое снижение пошлин на импорт автомобилей в Украину до 10% приведет к вероятному снижению цен на ряд импортных брендов, продающихся сейчас у нас, минимум на 5-7%. Также, руководство корпорации считает, что доля импорта новых автомобилей должна вырасти, а SKD-сборка в Украине сойдет на "нет", и в последствии, может быть полностью прекращена, так как импорт готовых машин будет перспективней как бизнес. Кроме того, в Украине увеличится доля импорта подержанных автомобилей, хотя сейчас трудно предполагать в каком объеме. На фоне всех этих трендов, произойдет сокращение штатов на автопроизводственных украинских предприятиях.
Вторым, не менее значимым рынком (кроме готовых автомобилей), является рынок сырья, материалов и комплектующих, от которых сейчас очень зависим "АвтоЗАЗ". После вступление в ВТО этот рынок также будет терпеть существенное ресегментирование, и свободное бизнес-пространство в рамках ВТО повлияет на уменьшение объемов производства украинских комплектующих и сырья, что тоже повлечет за собой сокращение рабочих мест на предприятиях.
Не смотря на всю декларируемую готовность встретить открытый рынок с "открытым забралом" и ряде мер по реструктуризации, руководство корпорации не оставляет надежды, что правительство пойдет на встречу и, все таки, примет ряд мер по защите национального производителя. Как уже говорилось выше, топ-менеджмент не называет это "преференциями", а считает, что это комплекс мер, направленных на поддержку самого производства как бизнесовой модели. Во-первых, "АвтоЗАЗ" и "УкрАВТО" предлагают изменить некоторые моменты в существующей ныне системе налогообложения прибыли, и привести ее в соответствие с нормами Европейского Союза. Производители просят извлечь из налогооблагаемой прибыли такие затраты как: инновации на развитие предприятия, научно-исследовательские и конструкторские работы, а также затраты на обучение и повышение квалификации работников. Здесь стоит подчеркнуть, что сейчас завод "ЗАЗ" испытывает острейший кадровый дефицит.
Также, одним из пунктов комплекса предложений к правительству, является просьба уменьшить налоговую нагрузку на предприятие путем применения разрешенных ГАТТ/ВТО субсидий, а именно освободить от налога на прибыль, реинвестируемой в производство, освободить от пошлины на ввоз оборудования и комплектующих, уменьшить нагрузку по оплате НДС (увеличить срока погашения векселя при ввозе оборудования), освободить предприятие от оплаты НДС основных фондов, внесенных как инвестиции в уставный фонд.
Также, украинский производитель просит правительство рассмотреть вопрос о разработке механизма удешевления кредитных ресурсов до уровня европейских стран, выровнять тарифы на электроэнергию для субъектов хозяйственной деятельности и населения, передать все объектов социальной инфраструктуры в коммунальную собственность.
Таким образом, "АвтоЗАЗ" (УкрАВТО) нуждается в льготном налогообложении, освобождении от "баласта" (объекты соцкультбыта, "лишние" рабочие руки и др.), а также в дешевых деньгах (то есть, доступ к европейским кредитным ресурсам).
Как видим, это достаточно существенные меры, чтобы поддержать производство отечественных автомобилей на плаву.
22 апреля должно состояться собрание акционеров корпорации "УкрАВТО", на повестке дня которого будут стоять такие вопросы как: распределениt прибыли 2007 года, перевыборы членов правления, наблюдательного совета и ревизионной комиссии, создание и ликвидация филиалов, представительств, планы по основным направлениям деятельности в 2008 году. Можно предположить, что все эти вопросы в компании будут рассматриваться уже через призму ВТО.
Открытый рынок ВТО - жесткий и бескомпромиссный. Это - настоящий капитализм. Для национальных производителей условия ведения бизнеса в пространстве ВТО будут серьезным испытанием, и выживут только самые подготовленные и конкурентноспособные предприятия. Те, кому не повезет, будут вынуждены или продать свои производственные мощности, или же в срочном порядке "переквалифицировать" их. Для "пересичного" гражданина Украины же, открытый рынок означает очень простую вещь - возможность купить личный транспорт за доступные деньги, и право ВЫБИРАТЬ. Ведь давно не секрет, что, например, в США стоимость автомобилей в 2-3 раза ниже, чем в Украине. А при этом средний американец получает заработную плату в 10 раз больше, чем у нас. Конечно же, у многих автомобилистов возникает резонный вопрос: а почему так?
Олег Папашев, судя по его реплике, является настоящим патриотом бренда "Made in Ukraine". На пресс-конференции он привел пример, что в Германии во Франкфурте трудно встретить автомобиль "ненемецкого" производства, и что немцы считают делом чести покупать немецкие автомобили. Это - правда. Но, с приведенным примером можно спорить, так как немецкий автомобиль кроме того, что является патриотичным для гражданина Германии, он еще и качественный, и относительно недорогой, особенно если учесть их уровень заработных плат. А немцы, знаете ли, народ очень прагматичный, поэтому их выбор автомобилей национальных производителей объяснить можно.
В Украине "автомобильный вопрос", как ни странно, один из самых острейших, хотя многие этого не замечают. С одной стороны, мы, как патриоты, должны уважать отечественного производителя, поддерживать его и думать о тысячах работников, занятых в этой отрасли. С другой стороны, мы, опять же как патриоты, не имеем права не замечать повседневные трудности и проблемы наших граждан-автомобилистов: высокие цены на автомобили, ограниченный выбор, ужасное состояние дорожного покрытия при достаточно высоком налоге на дороги, драконовские правила таможенного оформления ввоза автомобилей, которые способствуют процветанию коррупции в таможенной службе и МРЭО. Далеко за примерами ходить не нужно. Вот информация о последнем громком деле по контрабандистам из Житомира и начале спецоперации УБОП в связи с этим ( читать здесь ), которая коснется 21 региона страны. Проблема контрабанды и "серых" дилеров - это следствие жестоких правил импорта автомобилей в Украину. Ведь если бы правила ввоза были лояльными и прозрачными, а платежи в бюджет были подконтрольны самому бюджету, без возможности воровать и уклоняться, то такие криминальные схемы попросту бы не возникали. Этот вопрос, кстати, сейчас на особом контроле в МВД Украины, а министр Юрий Луценко недавно озвучил шокирующую цифру неуплаты за регистрацию автомобилей в 3 миллиарда гривен, в которой он обвиняет руководство МРЭО, организовавших на местах теневой бизнес по незаконной постановке автомобилей на учет. Запутанная и усложненная процедура регистрации транспортных средств - это также серьезная причина для злоупотреблений, и как следствие, мы имеем целый букет "махровых" понятий в этом деле. И таких негативных проблем автомобильного рынка страны можно привести еще целый ряд, но это уже тема для отдельных материалов.
Цитируя представителей украинского автопрома о том, что в их бизнесе "социальная составляющая" является краеугольной (а на кону около 20 тысяч работников), можно также сказать и о том, что удовлетворенность украинского автомобилиста - это тоже "социалка", так как речь идет о 8 миллионах граждан нашей страны, которые, заметьте, ЕЖЕДНЕВНО тратят свои личные деньги на содержание своих личных транспортных средств.
Очень хочется верить и надеяться, что компромиссное решение "автомобильного вопроса Украины" будет по-европейски демократичным, и за виртуальным, а может и реальным, столом переговоров будут находиться не ДВЕ стороны, АВТОПРОМ и ВЛАСТЬ, а три, включая и ГРАЖДАНИНА-АВТОМОБИЛИСТА УКРАИНЫ, который представляет в данном процессе абсолютное большинство.
Виталий Дзюба-Фитисов
P.S.: как стало известно сегодня же, Дмитрий Святаш (корпорация «АИС») сообщил публично, что в корпорации "АИС" не исключают возможности отказаться от крупноузловой сборки автомобилей "ВАЗ" в Украине, а сосредоточиться на бизнесе по импорту готовых автомобилей марки из России.
Автомобилист, есть мнение? Обсуждаем: www.fafa.org.ua
Комментарии:
нет комментариев