Журналистика, кроме всего прочего, - искусство выбрать собеседника. Не верите? Убедитесь сами!
Нижеследующее интервью с Алексеем Коганом, продюсером, журналистом, членом международной ассоциации джазовых журналистов, членом жюри международного конкурса молодых исполнителей джазовой музыки "Додж", личностью, которая для многих и многих олицетворяет музыкальную журналистику Украины, собственно говоря, представляет собой почти чистый монолог. Редкая удача - получить ответ на все вопросы, тем более, на те, которые даже не нужно было произносить вслух.
Было чудное утро третьего дня фестиваля. Мы с фотографом Светланой Минаковой подождали, пока закончится раннее производственное совещание команды фестиваля. А потом поговорили с Алексеем Коганом тут же, во дворике пресс-центра, на свежем воздухе.
Стояла тишина, почитатели джаза еще спали после ночных концертов на Nu Jazz, а организаторы уже приступили к своей работе.
Итак, Алексей Коган рассказывает о фестивале "Джаз Коктебель", об удачах, неудачах, потерях и приобретениях самого романтического и свободного open air Украины.
- Начнем, пожалуй, с вашего вопроса: три последние пластинки в вашем плеере?
- Провокация полная! Я извращенец, слушаю музыку 24 часа в сутки, и в моем плеере за день бывает дисков 20-25 где-то. Это позволяет готовиться к новым эфирам. Хотя - сегодня могу ответить на этот вопрос: новый альбом знаменитого российского музыканта Сергея Проня, мне его подарили перед выступлением проекта "Пушкин Джаз", поэтому надо было послушать, а еще - новый диск Ришара Гальяно, который вышел буквально неделю назад (Ришар Гальяно играет в Лос-Анжелесе с Чарли Хейденом, наверное, нужно послушать более внимательно, но я этот диск пока "протыкал", чтобы понять, и диск, который мне подарил спонсор Коктебель Джаз, компания SEAT, где собраны разные вещи, и не написано, какие, но я узнал все. Вот эти три последних диска, которые побывали в плеере. Это было вчера, сегодня еще ничего не слушал.
- Алексей, мы с Вами встречаемся утром третьего дня фестиваля, последнего дня. Все это время я ходила и беседовала с разными людьми, в том числе - с многочисленными запорожцами, так или иначе связанными с джазом, и так далее, поэтому я бы задать всякие вопросы, которые их волнуют. Разумеется, мнения о нынешнем фестивале, в том числе и диаметрально противоположные, - либо люди очень довольны, либо совсем недовольны. Наверное, в основном рядовые посетители фестиваля не своем понимают, что такое организация фестиваля таких масштабов, и насколько все это сложно…
- Вот в том-то и дело! Вы знаете, я - сторонник действий, а не разговоров. Помните, в песне "Машины времени ": "Так было всегда - легко говорить, труднее сыграть, особенно спеть". Можно много говорить - что-то нравится, не нравится… Ребята, есть простой детский ответ: не нравится? Сделай лучше! Только сначала сделайте, а потом будете судить тех, кто делает. Это первое. Второе. Мне кажется… как бы это помягче сказать… невежливо выставлять какие-то претензии людям, которые делают фестиваль уже шестой год, и которые… может быть, с какими-то оговорками… В данном случае я хочу подчеркнуть - в данном случае я - не организатор фестиваля, я - наемный работник, я приезжаю сюда и делаю свою работу, и раз меня приглашают в третий раз на фестиваль, я так понимаю, значит, моя работа нравится. Есть и третья сторона вопроса: людей, с которыми я работаю, я не обсуждаю: я с ними работаю, я получаю деньги за это. Опять же - для меня деньги пахнут. Но в данном случае я хочу сказать, что, поскольку я сам делал фестивали, я знаю, какая это гигантская работа, поэтому, кроме сожаления по поводу каких-то проколов, кроме благодарности за ту гигантскую работу, которую делают организаторы "Коктебеля", и кроме понимания - в любой сложившейся ситуации, вы от меня ничего не дождетесь. Мои оценки фестиваля будут только положительными. А всем пуританам от джаза, тем, кому мало джаза, я хочу сказать: ребята, у вас все в руках, сделайте его лучше…
- Это ведь самая распространенная, на самом деле, претензия: формат, не формат, это был джаз, или это был не джаз…
- А эти люди знают, что такое джаз? Давайте я постараюсь не заводиться, как это бывает иногда, а просто скажу: а вы знаете, что такое джаз?! Я вам завидую, я тридцать пять лет в этой каше, я не знаю, что такое джаз!
- Вот вчера хедлайнер второго дня Джеффри Ориема замечательно ответил на вопрос, который попробовала задать по поводу джазовых влияний: он ответил, что повлиял на него разве что новоорлеанский джаз…
- Он сказал - нет! Опять же - обратимся к мировому опыту. Ну, куда уже известнее, чем джазовый фестиваль в Монтре! На нем играет Ян Андерсон из Jethro Tull, Deep Purple закрывает фестиваль, выступает звезда бразильской музыки Мария Бетания, звезда аргентинской музыки Мерседес Соса… Это не джаз! Наш фестиваль «Jazz in Kiev2008» 17, 18, 19 октября открывает шведская New Tangо Orquesta - они играют музыку в память об Асторе Пьяццола. И любой джазмен улыбнется и скажет: аргентинская музыка, афрокубинская музыка, босса-нова, - это не джаз, но это то, что любят играть джазовые музыканты. Посмотрите, сколько альбомов, посвященным аргентинским, бразильским, венесуэльским музыкантам, - не отдельных вещей, а альбомов! - выпустили за последние годы джазовые музыканты… Финны выпускают джазовые версии танцевальной музыки 30-х, которая была очень популярна, Юкка Перки играет эти пьесы, и финны их узнают, и все счастливы…
И, в конце концов - все же взрослые люди! Вам не нравится? Не приезжайте! Ну, зачем ехать с негативом? Кого обидели?
- Видимо, тех, кому мешает некоторая ограниченность…
- А что ж у вас в Запорожье только Гитин пытается что-то делать и jazz fans? Почему у вас нет фестиваля трехдневного ежегодного?
- Была попытка…
- А, была попытка… Значит, не судите никого, я теперь так говорю. Это все очень здорово, а есть ведь еще и вещи, которых не замечают или о которых не хотят говорить. А инфраструктура? А местоположение Коктебеля - как вы думаете, легко сюда привезти музыкантов? Ведь прямого сообщения с Симферополем нет, и люди тратят силы, кровь, пот и деньги, чтобы доставить сюда музыкантов - из Парижа в Киев, из Киева в Симферополь, из Симферополя в Коктебель. А потом - извините, поезда не ходят, только по дороге, только машиной, а машина должна быть комфортной, а звезда капризна, а звезде требуется туалетная бумага трех сортов, не знаю, и организаторы покупают это за свои деньги. Об этом никто не пишет, никто не говорит, но никто и не жалеет организаторов, которые шестой год подряд …А если взять на круг, и посмотреть, кто здесь был за эти годы… А здесь были Лу Солофф, Энвер Измайлов, здесь были все украинские музыканты, здесь была Стенли Кларк, Билли Кобем, Саския Лару, Кенни Уэйн, Андрей Кондаков и бразильские звезды, Apple Tea, Фатима Шпар, здесь были The Shin из Грузии, Олег Киреев… Это хороший послужной список?
- Замечательный…
- Вот и все! Так что, если кому-то не нравится, нужно только посочувствовать такому человеку и посоветовать в следующем году ему понравилось. Либо, - есть еще один добрый совет, - не приезжайте!
- Нам-то как раз очень все понравилось, и мы очень рады разнообразию. И, если вспомнить историю фестиваля, то, видимо, это перемены, которые пришло вместе с Вами - рамки фестиваля раздвинулись…
- Название-то у фестиваля какое: " Коктебель Джаз "! Это же не фестиваль, я не знаю, трубачей, не фестиваль традиционного джаза, это даже не фестиваль "Джаз Коктебель", а фестиваль "Коктебель Джаз". Есть такие вещи, как акцент, "казнить нельзя помиловать", вы понимаете. А вот акценты - то, в чем журналисты редко бывают точны. Поэтому я теперь, когда даю интервью, я потом вручаю свою визитную карточку и прошу выслать мне материал лично.
- Я готова…
- Как-то одна молодая особа из журнала "Теленеделя" брала у меня интервью и задала вопрос о том, какую я музыку слушаю дома, я ответил, что в музыке я расист наоборот и предпочитаю слушать то, что делают темнокожие музыканты. Затем - открываю газету. А там моя физиономия на пол листа и заголовок: "Алексей Коган: расист наоборот"! Ну что можно сделать с такой девочкой? Голову ей оторвать? Или сказать: "Вам еще долго нужно писать для того, чтобы понять, что писать вам не нужно"? Хочу подчеркнуть: акценты - очень важная вещь. Так что - не нравится? Жаль, что не нравится…
Давайте уж поговорим с вами на чистоту. Будем объективны. Я вспоминаю большое количество поджатых губ по поводу того, что на фестивале будет Тамара Гвердцители. Но ее ведь никто и не заявлял как джазовую певицу! Тамара очень хорошо сказала на пресс-конференции: "Спасибо ведущему (в данном случае я себе делаю комплимент), что назвал нас с Ришаром Гальяно музыкантами, потому что те, кто приходят на пару дней, называют себя "проектами" и "звездами", а мы - музыканты". По большому счету, я считаю, что фестиваль "Джаз Коктебель" - не целевой фестиваль. В данном случае музыка, и я не хочу никого обидеть, но должен подчеркнуть, что это субъективная точка зрения, моя, - здесь, в Коктебеле, когда есть горы, солнце, море, сколько хочешь выпивки, девушки, хорошее настроение, воздух крымский, - музыка, в любом случае, кто бы ни был на сцене, является дополнением. И, - простите за сленг, - канает все! Я вчера видел, как совершенно молодые люди, причем не какие-то там неформалы, а нормальные молодые ребята, подходили здесь, на Набережной, к Тамаре Гвердцители, благодарили ее. Ей пройти не давали! Она остановилась со своим барабанщиком, и они стояли минут тридцать пять. Может, они уже устали, но очень терпели и общались со всеми. Тамара правильно относится к славе своей, она не закатывает глаза, когда у нее просят автографы или хотят сфотографироваться. Такое надо ценить, такое зарабатывается годами, а теряется за одну секунду. Когда к тебе перестают подходить, перестают тобой интересоваться, вот тогда артист начинает задумываться о том, все ли он правильно делает.
- Вот вчера об этом говорили Red Snepper, - о том, что звездой быть приятно.
- Конечно, приятно! Знаете, когда подходят люди и просят подписать мои диски, - это здорово! Когда говорят какие-то моменты из твоих радиопрограмм, и становится понятно, что человек слушает программу очень внимательно, - это здорово! Мне это нравится!
Хотя звездой не был никогда и никогда не болел этим, а в пятьдесят уже и поздновато этим болеть, но когда приходят люди и что-то говорят, восторженно говорят, люди из Донецка, из Запорожья, Днепропетровска, Винницы, из Коломыи, Ивано-Франковска, Львова, Одессы - что ж тут плохого?
Начинаешь думать, - значит, наверное, ты тоже что-то сделал...
-Ну, конечно!
- Что же касается фестиваля… Вот вам могу сделать комплимент, - я безумно не люблю, когда просят оценить фестиваль до начала фестиваля, а с вами мы встречаемся вовремя, утром третьего дня. И вопросы на пресс-конференциях! Это тема для отдельного разговора! "Что вы кушали, чем вы какали…", извините, ну сколько можно?! А я уверен, что был прав господин Киркоров, вызверившись на женщину… в какого там цвета кофточке?
- В розовой…
- В розовой кофточке. К пресс-конференциям надо готовиться, к интервью надо готовиться. Есть такая история о знаменитом джазовом музыканте. Когда молодая особа на пресс-конференции спросила: " Что бы вы сделали, если бы у вас было десять миллионов долларов?", - он посмотрел так печально на эту заводную игрушечку, которая именует себя журналистом, и ответил: "Девушка, я бы купил огромный бассейн два километра на три километра, налил бы туда воды, сделал бы неоновый светящийся пол, купил бы два вертолета, посадил бы вас в этот вертолет, зажег бы огни в бассейне, что бы вы, пролетая, прочитали на дне бассейна, "Журналисты, не задавайте глупых вопросов!"
- Да, общий уровень оставляет желать…
- Меня абсолютно не устраивает уровень музыкальной журналистики в Украине. Могу ли я написать лучше? Да, могу. Но я сейчас не пишу, и у меня есть оправдание. Радиоязык сильно отличается от газетного, от журнального. Я много работаю на радио, это свои дела. Но когда я читаю, то, что я писал лет пятнадцать-двадцать назад, мне это нравится, я думаю, - неужели это я написал!? Сейчас я так не могу, и поэтому я не пишу. Не можешь - не мучай. Разве что на заказ. Если есть заказной материал, за который хорошо платят, я сажусь и пишу. Нет, я не пишу заказных материалов, я не смогу написать за деньги о какой-нибудь поп-звезде, если мне ее творчество не близко. Заметьте: я не говорю "попса", это неуважение к музыке, популярной музыке. Популярная музыка нужна, массовая культура нужна. Но - возвращаясь к акцентам, - нужно знать точно, о чем мы говорим. Если мы говорим о массовой культуре, и о музыке, - мы говорим о разных вещах. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. Поэтому… на меня иногда обижаются, но ВВ я музыкой не считаю, "Машину времени" я музыкой не считаю Макаревич - хороший поэт, Скрипка - классный шоумен. Вот эти две команды, которые я выбрал для сравнения, появились в нужных странах в нужное время в нужном месте. Причем делали они это все абсолютно искренне, но это больше социальное явление, нежели музыкальное. Я все-таки в этом плане заскорузлый консерватор. Музыка - профессия, такая же профессия, как учитель, врач, столяр, ассенизатор, извините. Ну, вот представьте, - нет ассенизатора, и что случится?! Нет столяра, нет продавца билетов, нет парикмахера, нет официанта в ресторане?! Поэтому - музыкант должен знать ноты, музыкант должен работать и творить и получать за это деньги, все очень просто. Но опять же, о ком мы будет говорить? Есть шикарные музыканты-ремесленники, а есть мастера.
- Приятно, кстати, было посмотреть вчера на украинских музыкантов, которые подыгрывали Джеффри Ориеме…
- Я спокойно отношусь к этому, тут скорее был элемент такой клубный. Наверное, это относится скорее к культуре, но для меня было плохо, что все пьесы были практически в одной тональности. В джазовом мире это моветон. Наивысшее мастерство в исполнении примитивной музыки, а примитивную музыку ни в коем случае не надо путать с фольклором, в любой американской энциклопедии народная музыка будет названа "примитивной", а не "фольклорной". Есть такая хорошая фраза из моего любимого фильма "Перекресток": "Наивысшее мастерство в исполнении примитивной музыки есть культура, с этим нужно родиться". Ориема родился. Он прекрасно знает музыку свое страны, что позволяет ему делать новую синтетическую в лучшем смысле этого слова музыку, которая трогает людей с разными музыкальными вкусами. Плюс - это было просто красиво! Он очень колоритный, о-о-чень красивая девушка стояла рядом с ним. - опять же, это точка зрения мужчины…
- Ну, не только мужчин, действительно, очень красивая девушка…
- Очень красивая, Бог постарался, родители постарались. Наши ребята, которые выглядели очень выгодно, потому что музыка-то простая… Я на пресс-конференции это сказал - музыка с народными корнями, - она всегда бесконфликтна, потому что она никогда не рождалась, и никогда не умрет. И, что важно, Ориема очень общительный человек, очень добрый, для него все братья. Он дал мне отповедь, когда я задал вопрос о том, кто для него является символом музыкальной Африки, он сказал: "Я не делю, я знаю всех музыкантов, которых вы перечислили, они все замечательные, но я за глобальную музыку, я за global village, за всеобщее село, где всем хорошо. Вот так.
- Давайте поговорим теперь о публике. Кто-то приехал сюда ради Тамары Гвердцители, кто-то - ради Ришара Гальяно, я, например, кто-то - ради Арчи Шеппа...
- Я видел сегодня людей, которые приехали в последний день ради Арчи Шеппа. Они говорят: "Алексей, другие концерты нас так не интересовали". Это понятно, потому что, Господи, прости меня за то, что я так говорю, это последний визит музыканта в Украину...
- Ну конечно, учитывая возраст...
- Это как в том анекдоте: " Сема, смотри, это Утесов, когда ты вырастешь, он уже умрет..." Поэтому я вот сегодня утром встретил большую толпу народа, мне не знакомого, но меня звали по имени, видимо, те, кто слушает передачу, мы поговорили минут десять, так вот все эти люди приехали специально на Арчи Шеппа. И так должно быть! Вот уж позитив. Нам не нравится, что тут предлагают - мы не едем. И не говорим, что это плохо. Эти люди увидят Шеппа, и не заплатят за это денег. Они сэкономят, они выпьют вина, пройдутся по набережной с девушками. А есть люди, которые любят ощутить себя частью толпы. А есть люди, которые напиваются так, что через них нужно переступать, когда идешь на концерт.
- Да, вот это грустно. Особенно когда это люди молодые...
- Грустно, да, но как вам сказать? Это стопудовая подмена понятий, когда хамство и невежество считают свободой. А кто в этом виноват? Мы с вами! Это же наши дети!
- Ладно, ну уж не наши дети...
-Что значит "ладно"? Это наши дети, мы их так воспитали! "Эти условия, это тяжелое время" - я это слышу уже пятьдесят лет! Корень зла ищи в себе. Мы с вами виноваты в том, что бутылка ром-колы является продолжением их руки. Это мы с вами виноваты. А вы говорите - "организаторы фестиваля"...
- Я не говорю, мне как раз все очень нравится...
- Не люблю я всех этих критиканов все больше и больше, причем я их тихо не люблю. Я понимаю, что я тоже не доллар, чтобы всем нравиться.
- Честно говоря, мне хотелось, чтобы вы все это сказали, потому что когда меня спросили: "Ты будешь обо всем об этом писать?!", имею в виду всякие недочеты, я сказала, что намерена написать апологетическую статью!
- И вот еще что: не рассматривайте музыку, звучащую на фестивале, как луну, висящую в небе. Это стопудовое отражение нашей жизни, - политическое, экономическое. Смотрите, - в этом году не было экрана, это самая большая моя печаль. Не было экрана, и очень многие люди не смогли увидеть хедлайнеров. Но я-то знаю, с чем это связано. Я-то знаю, что экран дорогой, что требуются три-четыре камеры, нужна смена, нужен режиссер трансляции, нужны, в конце концов, безумные деньги на аренду плазмы. Я в этом вижу не прокол, а самое большое горе. В прошлом году люди располагались на пляже, и до конца набережной все все прекрасно видели. Звук был мощнее... Я не навязываю свое видение ситуации - я тут работаю. Хотя мне приятно, когда организаторы о чем-то меня спрашивают, и я могу дать совет, потому что есть такие вещи как опыт. Плюс ко всему я еще шпион, у меня свой фестиваль в октябре "Jazz in Kiev", и вот я езжу по фестивалям и смотрю, - чему можно поучиться у ребят? Поэтому - сейчас вы разговариваете со шпионом продюсерского центра "Jazz in Kiev". Кстати, когда у нас открылось свое агентство, - это смешно, - но меня перестали приглашать на многие фестивали! Пытаются справиться своими силами. Хотя мои партнеры меня предупреждали, что будет именно так. С другой стороны, это хорошо, - есть возможность больше заниматься своими делами.
А что касается "Джаз Коктебель" нынешнего года - будем считать, что это были временные неудачи. Как говорят англичане: "Временные неудачи лучше временных удач".
Инга ЭСТЕРКИНА Фото: Светлана МИНАКОВА
Комментарии:
нет комментариев