misto.zp.ua

Алексей Баталов -аристократ среди актеров

Алексей Баталов -аристократ среди актеров

Алексей Баталов - это не просто имя, это, как теперь говорят, бренд. Алексей Владимирович имеет репутацию самого интеллигентного, самого интеллектуального актера России.

На первый взгляд это кажется удивительным, но советское кино, призванное нести в рабоче-крестьянские массы не менее рабоче-крестьянские ценности, подарило нам немало актёров, которые являются живым воплощением аристократизма. Наше кино нельзя представить без Вячеслава Тихонова, Василия Ланового, Олега и Глеба Стриженовых и, конечно, Алексея Баталова.

Между тем, нет ничего удивительного в том, что Алексей Владимирович во все свои роли, будь то образ парня из рабочей семьи, обыкновенного шофёра или секретаря горкома партии, всегда вносил врождённую интеллигентность и верность внутренним принципам.

Алексей Владимирович родился 20.11.1928 года в семье актеров МХАТа. Весь мир маленького Алеши был театр. Мальчик рос в окружении, «куда сосновую палку поставить - и она зацвела бы», по выражению самого Алексея Владимировича. Это был «совершенно невероятный» круг людей: знаменитые актеры, писатели, поэты, композиторы. Ближайшие родственники и друзья родителей были выходцами из актерской среды, среди них - великие актеры. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В. Ардов. В дом приходили И. Ильф и Е. Петров, Ю. Олеша, М. Зощенко, М. Залка, М. Светлов, Ф. Раневская, Л. Чуковская, Л. Русланова, Б. Пастернак, Д. Шостакович...

М. Булгаков был просто «дядей», приходившим в гости с пасынком, приятелем Леши. На верхнем этаже жил О. Мандельштам, его арестовали и увезли именно оттуда. А. Ахматова, приезжая из Ленинграда, всегда останавливалась в этом доме, она была близкой подругой мамы Алексея. Знала его с 7 лет, а он называл ее тетей Аней... Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и творческих впечатлений детства и юности и, может быть, всей жизни Баталова. Его воспитание и самовоспитание, начальное образование и самообразование складывались в непосредственном общении с цветом русской интеллигенции.

МХАТ, начало пути

В выборе профессии в семье Баталовых сомнений не было. Безусловно, Алексей поступил в Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Он и теперь остается верен духу Художественного театра. Напрасно, в свое время, его обвиняли в том, что он променял театр на кинематограф. Баталов всегда был и остается истинным мхатовцем, даже в кино.

Вышло так, что в 1954 году он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Ему предложили роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» Иосифа Хейфица. Именно этот режиссер сделал из Алексея Баталова актера. Опытный мастер, тонкий психолог, ленинградец Хейфиц увидел в молодом Баталове тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Это было самое начало перемен, произошедших в советском кинематографе в период «оттепели». Появилась потребность в актерах «живущих», а не «играющих». В лице А. Баталова в середине 1950-х годов зритель получил узнаваемого героя, умного и тонкого собеседника, говорящего со зрителем на равных и на его языке. У И. Хейфица А. Баталов снялся еще в 4 картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964).

Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименной повести А.М. Горького. Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В. Пудовкина роль Павла исполнял дядя Алексея - Николай Баталов - талантливейший, обаятельный актер. И эта роль тоже принесла успех Алексею Баталову, режиссеру Донскому, фильму.

«Летят журавли», расцвет

«Летят журавли» М. Калатозова (1957) - фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и мирового (!) кинематографа. Свидетельство тому -Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей. Пронзительная история о любви, предательстве и патриотизме до сих пор трогает сердца. Сейчас кажется странным, что такой фильм советская пресса хором ругала и топтала. Баталов хоть и сыграл небольшую по экранному времени роль - Бориса Бороздина, - однако, она стала одной из лучших в его актерской биографии. И в том, что картина стала единственной игровой полнометражной лентой советского производства, получившей высшую награду Каннского фестиваля, была немалая заслуга именно Баталова.

В 1962 году режиссер Михаил Ромм снимает фильм «Девять дней одного года». А. Баталов в роли физика Гусева воплотил на экране образ героя умного, преданного своей идее и Родине. Картина по опросу читателей журнала «Советский экран» была названа лучшим фильмом года. По этому же опросу лучшим актером года в Советском Союзе был назван Алексей Баталов. Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени. И этот фильм действительно сделал Михаила Ромма, Алексея Баталова и Иннокентия Смоктуновского кумирами советской интеллигенции.

Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым актером. Это относилось и к режиссерам, и к материалу, с которым приходилось работать. Среди его ролей не было проходных: «Живой труп» (1969); «Бег» (1971); «Чисто английское убийство» (1974); «Звезда пленительного счастья» (1975); «Сгореть, чтобы светить» (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» (1980); «Скорость» (1983); «Зонтик для новобрачных» (1986)... Один перечень этих картин вызывает ассоциации и воспоминания у зрителей разных поколений, доказывает значительность и неординарность актера.

«Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) - современная мелодрама, которой была уготована счастливейшая судьба. Едва выйдя на экраны страны, картина стала фаворитом сезона. Но слава ее перешагнула далеко за пределы СССР: в том же году она была удостоена высшей награды американской Академии киноискусств - премии «Оскар». По Москве долго ходили слухи, что это провокация: не могли поверить, что американцы дадут «Оскара» не экранизации Достоевского или Пастернака, а классическому советскому фильму. Роль Баталова вновь вовлекла его в водоворот зрительской любви. Поклонницы заваливали «Мосфильм» признаниями в любви Гоше (он же Гога, он же Жора) и на полном серьёзе спрашивали, на какой электричке ездит Баталов.

Многие источники утверждают, что после триумфальной «Москва слезам не верит» кинематограф перестал интересовать Баталова, что он больше нигде не снимался. Он мог работать только со своими людьми, то есть с теми, с которыми у него было полное взаимопонимание, одна цель. «Делать ради чего-то, а не просто так...»; «Мне на самом деле неинтересно с чужими». «Я никогда не был наемным актером: что скажут, то и сыграет». И даже в начале 90-х годов, в тяжелейшее для кино и актеров время, Баталов не продался, не изменил своим принципам и во второсортных фильмах играть отказывался, несмотря на то, что ему приносили кипы сценариев.

Однако в его фильмографиях после 1980 года еще больше десятка картин. Среди них: «Скорость» (1983), «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984), «Досье человека в «мерседесе»» (1986), «Зонтик для новобрачных» (1986), «Похороны Сталина» (1990), «Железный занавес» (1994), «Роковые яйца» (1995), «Первая любовь» (1995), «Маленькая принцесса» (1997), «Чехов и К» (1998), «Далеко от Сансет-бульвара» (2005)...

Баталов - режиссер

Одним из способов творческого самовыражения А. Баталова стала режиссерская работа. В 1958 году он поставил на «Ленфильме» свою дипломную работу - фильм «Шинель» по Н. Гоголю. В 1960 году его выпустили в прокат. В качестве режиссера-постановщика он снял еще 2 картины: «Три толстяка» по Ю. Олеше (1966, совместно с И. Шапиро) и «Игрок» по Ф.М. Достоевскому (1973). Все они -пример своеобразного, интересного и в то же время бережного перенесения литературного решения в экранное; все привлекли внимание критики и вызвали интерес зрителей. В «Трех толстяках» режиссер сам сыграл одну из главных ролей - Тибула. Эта роль потребовала от него большого труда и терпения: так как Баталов всегда старался обходиться на съемочной площадке без дублеров, ему потребовалось год и два месяца учиться искусству канатоходца!

Радио

Особое место в творчестве А.В. Баталова занимает работа на радио. Среди радиопостановок А. Баталова: «Казаки» Л.Н. Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Поединок» А.И. Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира -классика жанра. Его радиотеатр - это театр живого актера, сложного образа, бережного внимания к слову, необычных творческих находок. Например, в «Ромео и Джульетте» не было ни одной авторской ремарки. Место действия -парк, площадь, улицу - изображал звук: журчанье воды, воркованье голубей... По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. А потом художественное радио стало никому не нужно, его заменили музыкальные и информационные программы...

Работа во ВГИКе и не только

С 1975 года Алексей Владимирович Баталов - преподаватель ВГИКа. Помимо России обожающие его ученики работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, Америке... Он часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы.

И ещё…

Алексей Владимирович Баталов известен и как активный общественный деятель. Огромный вклад А.В. Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. Он пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о людях, которых он встречал в течение своей жизни, «Прогулки по Москве».

Звезда экрана, Актер и даже больше, чем Актер. Элегантный, красиво стареющий, светящийся человек, в глазах его до сих пор -какой-то дьяволенок: его интеллектуализм и аристократизм смягчаются неизменным чувством юмора, простотой и обаянием. Он знает, для чего стоит жить. Ради обретения собственного «я». «Я просто Баталов».

Страницу подготовила Анна ДУЛИНА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОРОГИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ
Контакты

Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, пр. Ленина, 106
Главный редактор:

Телефон редакции:
787–47–13
E–mail:
7874713@ mail.ru
Подписной индекс:
06985
06986 (льготный)

Использование материалов газеты – только с письменного разрешения редакции, и ссылки на газету «ГорожанинЪ» обязательна.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |