
В магазине застойных времен.
Продавщица вслух считает на счетах перед покупателем:
– Так, сорок да сорок – рубль сорок! Спички брали?
– Нет!
– Два сорок!
А каково оно, почувствовать себя на месте покупателя? Вот-вот! Буря эмоций захлестнет даже меланхолика. Надо полагать, с такими чувствами аккурат в годовщину Чернобыльской катастрофы выходили атомщики на протест перед Минюстом. Почему профсоюзные активисты компании требовали решения проблем своего предприятия от главы Минюста Павла Петренко? А вынудил их к протесту обсчет, наглее и циничнее тех «два сорок» из анекдота. Коротко история протеста такова.
В марте исполнительная служба арестовала счета и имущество «Энергоатома» на 200 млрд грн. Такое решение было принято на основании исполнительного производства о взыскании с компании 127 млн грн в пользу малоизвестного совместного украино-американского предприятия с иностранными инвестициями ЗАО «Укрэлектроват» (Днепропетровск).
В далеком 1996-м между НАЭК «Энергоатом» и ОАО «ТВЭЛ» (Россия) был заключен контракт на поставку для украинских АЭС свежего ядерного топлива. Веерные отключения и хронические неплатежи за электроэнергию вынудили «Энергоатом» перейти на вексельную форму расчетов, привлекать к проведению расчетов третьих лиц, заключать дополнительные соглашения, направленные на смену порядка расчетов.
В 2001 году вследствие соглашения об уступке права требования к ГП «НАЭК «Энергоатом» в его бухучете появилась задолженность перед ЗАО СП «Укрэлектроват» в размере 2 646 850 грн. В 2004 году остаток задолженности в размере 2,5 млн грн был списан в связи с окончанием срока исковой давности.
Но в 2008-2009 годах хозяйственный суд Киева реанимирует задолженность и назначает судебно-экономическую экспертизу, которая была поручена почему-то ООО ЦПД «Правозахист», а не мин-
юстовскому Киевскому научно-исследовательскому институту судебных экспертиз (КНИИСЭ) в виду наличия в нем соответствующей базы и специалистов.
Сомнения по поводу надлежащей квалификации эксперта подтвердились: задолженность ГП «НАЭК «Энергоатом» перед ЗАО СП «Укрэлекроват» экспертом была увеличена в десятки раз – с 2,5 до 154 млн грн (?!). В результате проведения КНИИСЭ по просьбе атомщиков рецензирования указанного был установлен ряд существенных нарушений. А также поставлена под сомнение законность и обоснованность решения хозсуда Киева в 2011-м о взыскании с «Энергоатома» задолженности 127 млн грн в пользу «Укрэлектровата». Кстати, тогда выполнить решение суда было невозможно в связи с мораторием на банкротство предприятий энергетики, запрещающим взыскание долгов с «Энергоатома». В январе этого года Верховная Рада продлила до конца 2016-го срок моратория, но президент Петр Порошенко ветировал этот закон.
Еще в 2014 году «Энергоатом» направил в прокуратуру Киева сообщение о совершении преступления. Проведение досудебного расследования и процессуальное руководство до сих пор (?!) осуществляется полицией и прокуратурой Шевченковского района Киева. В марте 2016-го «Укрэлектроват» через исполнительную службу добился ареста счетов и имущества атомщиков. Этим была полностью заблокирована работа компании.
Премьер-министр Арсений Яценюк, начиная с 21 января 2016 года, неоднократно поручал министру МВД Авакову, министру юстиции Павлу Петренко и просил генпрокурора Виктора Шокина разобраться в ситуации с наложением Департаментом госисполнительной службы Минюста ареста на счета и имущество «Энергоатома». Поручения Премьер-министра были проигнорированы. Более того, некоторые госслужащие начали совершать неправомерные действия, которые выгодны «Укрэлектровату».
9 февраля 2016 года Шевченковский районный суд Киева постановлением остановил исполнительное производство по «Энергоатому». Но по жалобе старшего госисполнителя Департамента государственной исполнительной службы Мурыхина апелляционная инстанция возобновила арест. «Энергоатом» обратился в Генпрокуратуру с заявлением о совершении уголовного преступления. Поскольку Мурыхин, будучи в командировке в Одессе, умудрился раздвоиться и одновременно оформить апелляцию в Киеве.
В результате ареста валютных счетов «Энергоатома» приостановлены все платежи за ядерное топливо, ядерные материалы и вывоз отработанного ядерного топлива. Последствиями просрочки указанных платежей может стать задержка в поставках ядерного топлива на АЭС Украины, а, следовательно, остановки энергоблоков АЭС (за 1 сутки простоя одного энергоблока-миллионика Компания недополучит 10,13 млн грн).
Воспользовался ситуацией и российский «Росатом», заявив, что арест счетов «Энергоатома» может сдвинуть график изготовления ядерного топлива. Возникли проблемы с обслуживанием кредитов, которые привлекались для повышения безопасности энергоблоков АЭС. Часть их в апреле вынужденно погашались Госказначейством.
В то же время задолженность госпредприятия «Энергорынок» перед «Энергоатомом» за отпущенную электроэнергию составляет 11,26 млрд грн! И ничего! Тут у юстиции глаза завязаны как на картинке!
А судебная улита все никак не решится упразднить виртуальный долг атомщиков. 12 апреля Апелляционный суд Киева во второй раз перенес рассмотрение заявления «Энергоатома» на 11 мая, мотивируя это нехваткой времени и необходимостью пригласить в суд прокурора, контролирующего осуществление уголовного производства, в ходе которого был наложен арест на счета и имущество госкомпании.
Полагаю, кто-то весьма влиятельный блокирует нормальную работу атомщиков. И никто не рискует (возможно, точно и не знает) назвать того окончательного выгодоприобретателя, которому подвластны суды и министерства. Но ведь именно для предохранения державы от аналогичных ситуаций 10 апреля президент Порошенко анонсировал ряд шагов для осуществления деоффшоризации. Им подписан указ о создании рабочей группы для подготовки законопроектов по противодействию снижения налоговой базы и перемещению доходов за границу. Кроме этого, предусмотрено подготовить законопроекты по совершенствованию процедур контроля выведения доходов за границу, ввода правил относительно контролируемых иностранных компаний, противодействия агрессивному налоговому планированию, а также по вопросам либерализации валютного законодательства.
Ситуация с атомщиками как раз и есть поле деятельности указанной группы! Кстати, лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко заявила, что принятие законов по деоффшоризации Верховной Радой только за первый год их работы даст минимум 68 млрд грн доходов в Госбюджет.
Ну а «наше дело», как видится автору, не ожидает скорого решения. Ибо на пути этого решения встал практически неразрешимый вопрос конституционного статуса оккупированного Россией Донбасса и выборов на этой территории. Как связаны мнимые долги атомщиков с Донбассом? А это вам, читатель, логическая загадка-задание на следующий праздник, с которым я искренне вас поздравляю!
Алексей ГОРДИЕНКО

























Комментарии:
нет комментариев