Но даже при его повреждении эвакуировать персонал станции и население города не придется.
Сухое хранилище отработавшего ядерного топлива для большинства энергодарцев, которые далеки от атомной энергетики, все равно, что НЛО – объект неопознанный, овеянный массой различных слухов и домыслов, все о нем слышали, но мало кто видел. А между тем СХОЯТ Запорожской АЭС находится в промышленной эксплуатации уже 10 лет. И хотя за все годы его существования на площадке не произошло ни одной нештатной ситуации, осторожный интерес к этому объекту у общественности остается и сегодня. А потому время от времени Запорожскую АЭС посещают журналисты не только из Украины, но и из других стран, которые ищут ответы на свои вопросы.
На этот раз экскурсия на Запорожскую АЭС была организована для энергодарских СМИ. Правда, попасть на крупнейшую в Европе АЭС оказалось делом непростым даже по приглашению. Более часа растерянные и порядком раздраженные журналисты прождали на проходной, пока им все-таки выдали временный пропуск. И хотя понятно, что объект такого рода предусматривает повышенные меры безопасности, все же такую бдительность они сочли чрезмерной… Как бы там ни было, в конце концов журналисты посетили-таки территорию комплекса СХОЯТ, получили информацию о методике хранения ядерного топлива и способе его транспортировки на площадку, смогли задать интересующие вопросы.
Начальник комплекса СХОЯТ Сергей Маслов рассказал о том, что площадка – это, по сути, железобетонная плита, на которой, собственно, и находятся те самые контейнеры. Они представляют собой стальные капсулы, заключенные в железобетонную оболочку, герметично хранящие 24 тепловыделяющих сборки, уже отработавшие свой срок в реакторах Запорожской АЭС.
На сегодняшний день на площадке, рассчитанной на весь проектный срок работы Запорожской АЭС, находится 102 таких контейнера. В целом же она может вместить 380 контейнеров. И по проекту, и по лицензии эта площадка не предусмотрена для хранения ядерного топлива с других атомных электростанций, подчеркнул Сергей Федорович.
Выгрузка топлива происходит во время планово-предупредительных ремонтов энергоблоков. В это же время загружается свежее топливо, а уже отработавшее отправляется на эту самую площадку. От каждого блока к СХОЯТ ведет специальная дорога, которая позволяет безопасно транспортировать загруженный контейнер, вес которого составляет 144 тонны! Этот груз к месту назначения везет 60-тонный транспортер (его журналисты также смогли увидеть).
Конечно, представителей масс-медиа очень интересовал вопрос безопасности этого объекта, как во время его ежедневной эксплуатации, так и на случай гипотетических техногенных и прочих катаклизмов. По словам Сергея Маслова, за годы существования этого объекта не было зафиксировано никаких нарушений. Радиационный фон за пределами площадки соответствует естественному. Он также напомнил о том, что сами бетонные контейнеры (правильно они называются многоместные герметичные корзины) изготавливаются в Энергодаре, на заводе НСОиТ, который входит в состав ОП «Атомэнергомаш».
У Сергея Федоровича поинтересовались, какие перспективы у СХОЯТ в дальнейшем, будет ли строиться еще одна площадка, или топливо после ее заполнения начнут вывозить на утилизацию за пределы Запорожской АЭС. Он ответил, что в данное время вопрос рассматривается и изучается. Сейчас началось строительство централизованного хранилища в районе Чернобыльской АЭС. Возможно в дальнейшем – через 50 лет (на такой проектный срок рассчитана площадка СХОЯТ Запорожской АЭС), отработавшее топливо будут отправлять именно туда. Но не исключено также, что за пять десятилетий Украина построит-таки собственные заводы по переработке отработавшего ядерного топлива.
Разумеется, прозвучал вопрос об устойчивости СХОЯТ к природным и техногенным катаклизмам. Сергей Маслов заверил журналистов, что СХОЯТ имеет практически безграничный запас прочности. Например, согласно анализу ученых, хранилище выдержит землетрясение в 6-7 баллов. Кроме того, оно рассчитано и на затопление (как полное, так и частичное). Ну а что уж совсем интересно, так это то, что СХОЯТ способно пережить падение самолета или прямое попадание снаряда. Оказывается, при всей монолитности и тяжести контейнеров (их железобетонный каркас составляет 70 см, внутренний стальной – 70 мл, и только за ними находится сама капсула), при ударе они способны смещаться в сторону, поскольку центр массы находится внизу. Но даже если подобная катастрофа произойдет, и контейнер будет частично поврежден, радиационный фон повыситься лишь непосредственно на площадке СХОЯТ и даже не потребуется эвакуации ни персонала атомной станции, ни жителей города.
На вопрос о том, сколько денег СХОЯТ Запорожской АЭС ежегодно экономит бюджету Украины, Сергей Федорович ответить подробно не смог, поскольку владеет только технической частью этого проекта. Но в свете того, что Россия не так давно подняла цены на ввоз отработавшего ядерного топлива, эта экономия уже сегодня составляет миллиарды.
Ксения СОЛОВЬЕВА
Комментарии:
нет комментариев