misto.zp.ua

Зависимые от гаджетов

Зависимые от гаджетов

Если раньше между уроками в школьных коридорах дети бегали и играли в подвижные игры, то сегодняшние ученики предпочитают живому общению с одноклассниками виртуальную переписку. Они сидят под стенками, уткнувшись в гаджеты, ходят по школе, не отрываясь от экрана телефона, сидят на уроках и параллельно «бегают» по сайтам. Исключением не является и начальная школа – в классе обязательно найдутся дети с телефонами, вокруг которых собираются одноклассники.

Хорошо в меру

Созданные, чтобы служить человеку, гаджеты постепенно подчиняют людей себе, провоцируя новое заболевание – электронную (гаджет-) зависимость. Особенно быстро она развивается у детей.

Если ребенок не может провести день без компьютера, смартфона или других технических средств, становится агрессивным или нервным, откладывает важные дела, чтобы провести время с гаджетом, вместо прогулки на улице с друзьями выбирает компьютер, а во время игр или переписок у него заметно повышается настроение, уже можно говорить о тенденции к зависимости.

Зависимость проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт и беспокойство, когда в руке нет гаджета. Причина этому дофармин – гормон удовольствия, который вырабатывается в больших количествах во время позитивного опыта: приема вкусной пищи, получения приятной информации, во время развлечений…

Использование электронных устройств также стимулируют выброс дофамина. По большому счету, для мозга нет разницы, что привело к выбросу «гормона удовольствия»: электронные гаджеты или наркотики – он потребует новой порции. Именно поэтому у человека возникает желание заглянуть в телефон, проверить, не пришло ли новое сообщение и т.д. Эксперты оценили такое состояние как аналогичное ломке наркомана.

Ученые США, Великобритании, Китая и других стран, проведя ряд исследований, пришли к выводам, заставляющим задуматься: вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ею страдают, опередив курение и алкоголизм, ведь их объединяет единый механизм – синтез «гормона удовольствия». И, как любой другой вид пристрастия, электронную зависимость нужно преодолевать, а еще лучше проводить профилактику.

Запретить нельзя разрешить…

Безусловно, запрещать пользоваться гаджетами ребенку нельзя, говорит психолог Энергодарского многопрофильного лицея Анастасия Ориян. Во-первых, потому что мы имеем дело с новым поколением Z, которое, хочется нам или нет, отличается от предыдущего своей электронной подкованностью и более быстрым освоением прогрессивных технологий. Это дети, родившиеся после 2000 года, первое поколение цифрового мира, оно не может представить себе жизнь без удобных гаджетов. Это взрослые относятся к электронным устройствам как к развлечению или используют их по работе, для Z-детей – это сама жизнь. Вторая причина, по которой без гаджетов детям нельзя – они могут потерять в развитии, стать изгоями в современном мире и замкнуться еще больше.

С другой стороны, разбирающиеся в цифровых технологиях дети значительно отстают в физическом развитии. И это тоже нельзя игнорировать. Уже несколько лет как учителя физкультуры решают, что делать на уроках с детьми, имеющими ослабленное здоровье. С каждым годом ситуация только усугубляется. Учитель физкультуры УВК № 5 Денис Шопов сравнивает детей с хрусталем – из-за хрупкости костей. Они неправильно питаются, мало занимаются спортом и уже давно не могут выполнять нормативы, которые с легкостью одолевало поколение 80-90-х годов.

А по мнению экс-учителя физкультуры и военрука ЭМГ «Гармония» Александра Сухова, травматизм на уроках физкультуры за последние 10 лет вырос в 4 раза. Педагоги считают, что причина этого – гаджеты, а точнее малоподвижный образ жизни. У детей неразвиты кисти рук, слабые пальцы и кости. Это заставляет пересматривать методику работы, которая, по мнению физруков, иногда доходит до абсурда – вместо мячей на уроках волейбола и баскетбола они играют… салфетками. Уже давно в программе нет гимнастики, ее заменили атлетизмом.

Если раньше многие дети посещали спортивные кружки: играли в волейбол, баскетбол, ходили массово на плавание, то в настоящее время во всех спортивных кружках недобор. Да и сами родители отдают предпочтение интеллектуальному развитию детей, а не физическому. В то время как учителя физкультуры считают, что ради багажа знаний нельзя так жертвовать здоровьем.

Чрезмерное увлечение гаджетами приводит и к психическому отставанию. Педагоги бьют тревогу, что у многих современных детей нет навыков живого общения друг с другом. Директор ДДУ № 14 «Рябинка» Татьяна Афанасенко рассказывает: зачастую родители умиляются, как их 2-3-летние дети обращаются с телефоном на ты, однако при этом такие дошкольники совершенно не могут взаимодействовать со сверстниками. И от этого многое теряют, ведь навыки общения в детском саду учат ребенка самореализации в обществе.

Один из результатов разобщенности подростков уже налицо – волна суицидальных игр, распространяющаяся по миру. Молодежь и дети, которые не могут себя проявлять по-другому, а только сидя в интернете, замыкаются в себе, становятся одинокими. Психолог подтверждает: «Синий кит» и прочие интернет-игры, по сути, большая манипуляция. Если у ребенка есть тыл в виде мамы и папы, с которыми в любой момент он может обсудить свою проблему, то никакие «киты» не заманят. А если есть интересные увлечения, то не будет необходимости открывать душу манипуляторам из сети, и значимость гаджета в жизни ребенка снижается.

Гаджеты – не безопасны для здоровья. Еще в 2001 году об этом заявила ВОЗ, проведя исследования в Международном агентстве по изучению рака (входит в ВОЗ). Использование сотовых телефонов увеличивает риск возникновения злокачественной опухоли мозга – глиомы. Поэтому ученые рекомендовали отнести «мобильники» в категорию «возможных канцерогенов» 2В, наряду с пестицидами, выхлопными газами, кофе, сигаретами и др.

Есть еще один момент – развлечения на гаджетах во время учебного процесса могут сильно отвлекать от освоения школьных предметов. К тому же, они приучают ребенка к «клиповому мышлению» – восприятию информации отрывками. Как это скажется на будущем поколения Z – неизвестно.

С гаджетом не просто интересно

В реальном мире нужно чувствовать и понимать окружение, уметь взаимодействовать с ним, а значит учиться саморегуляции своих эмоций и толерантности. В случае возникновения конфликта важно понимать, как правильно его разрешить. В виртуальном общении не нужно никуда идти и что-либо делать. В сети есть время построить и отредактировать свой монолог. Психологи называют это самопрезентацией: человек позиционирует себя так, каким хочет видеть себя в глазах окружающих.

В виртуальном пространстве каждый может быть супергероем. В случае конфликта не надо разбираться, достаточно сказать грубые слова и отключиться. А в жизни придется немало потрудиться, чтобы стать похожим на любимого супергероя или известного человека. Психолог подытоживает: в реальной жизни нужно работать над собой, чтобы добиться результата, придется развивать свои личностные качества, вырабатывать нужные черты характера. Виртуальный – дарит супервозможности и удовольствие от них. Но все же мы живем в мире физическом, а значит детям нужно прививать навыки проживания среди людей, а не виртуальных героев!

Зависимость от смартфонов начинается с родителей

По словам Анастасии Ориян, родители, часто того не понимая, сами увлекают ребенка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. Иногда для мамы это лучший способ занять ребенка. Родителям удобно не тратить лишние силы и не показывать ребенку целый спектр интеллектуальных, творческих занятий, которые увлекут его без игр в телефоне. Вручить телефон проще, чем играть в пальчиковые или звуковые игры с малышами, стоя в очереди.
Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребенка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. В итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. А производители гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.

Психологическая служба Научно-методического центра провела интересное исследование среди учащихся 9 классов. Опрашивали родителей и детей, как часто в среднем за день они уделяют внимание своим детям. Родители ответили так: 20-30 минут в день, считая, что этого достаточно. А дети: 5-6 минут. Причем, дети говорили, что общение с родителями сводится к поверхностным «Как дела? – Все хорошо!». Еще является поучительным. А еще значимость детских проблем сильно занижается: мол, ничего, пройдет – что вызывает внутреннее сопротивление у ребенка, приводит к конфликтам и замкнутости.

Когда взрослые допускают в общении с детьми ошибки, не удивительно, что между родными в семье не выстраивается доверие и что дети становятся отстраненными, говорит психолог. Они начинают искать другой способ и других людей, чтобы можно было поделиться своими эмоциями, чтобы их поняли.

– Детям интересно проводить время с родителями. Я общаюсь со школьниками каждый день, и они говорят, что с удовольствием провели бы лучше время с мамой и папой, чем с телефоном. Если бы родители могли уделять внимание своим детям столько, сколько дети хотят, они не сидели бы в телефонах, – говорит психолог Анастасия Ориян. – И если бы в общении с детьми родители не допускали бы те ошибки, которые есть: поучения, сравнения, несерьезное отношение к их секретам – дети тянулись бы к ним еще больше.

Как лечить «болезнь гаджетов» у детей?

Законодательно сфера образования никак не может регламентировать использование гаджетов детьми в школе. Смартфон или ноутбук – это личные вещи ребенка, забирать которые преподаватели не имеют права. Учителям нужно учиться договариваться с учениками, уметь увлекать их своим предметом настолько, чтобы интерес к электронным игрушкам померк. Но основная работа по профилактике и лечению гаджет-зависимости ложится на плечи родителей. Психолог ООШ № 4 говорит, что, замечая какие-либо поведенческие особенности учеников, прежде всего начинает интересоваться семьей ребенка. Если родители видят проблему и готовы ее решать, то начинать надо с самого начала: какой режим дня школьника, какое питание, есть ли увлечения, проводят ли родители и ребенок время вместе, кто его друзья…

Мамам и папам стоит договориться с детьми и постепенно сокращать время пребывания с гаджетом. Главное – научить детей пользоваться этими устройствами правильно, воспринимать поступающую информацию критически, понимать, к каким последствиям может привести собственная вседозволенность, а еще – найти увлекательную альтернативу в реальной жизни.

Для начала можно использовать правило 30:20 (минут). Полчаса ребенок занимается чем-то полезным, например, читает, а 20 минут играет с гаджетом. Если усидчивости нет, то начать ее вырабатывать и установить норму 20:10. Родители должны постараться создать определенную благоприятную для этого среду, сам ребенок с гаджет-зависимостью не справится. Перегруженным в школе детям нужно давать посильные домашние задачи, но давать, приучая к труду. Важен и личный пример, если родители и сами не умеют общаться и все время сидят в гаджетах, зависимость от электронных носителей сначала следует лечить им самим. Очень важно, чтобы у семьи были свои семейные традиции и общие занятия.

Альтернатива

На игру с гаджетами у ребенка не будет много времени и желания, если он будет понимать, что это вредно, и если будет занят изучением чего-то интересного, например, в кружках. А школьные переменки и любое свободное время методист ДДУ № 14 Елена Терентьева предлагает занять развивающими играми. В этом году новаторы детского сада «Рябинка» провели ряд семинаров для учителей школы и мастер-классы для родителей, где показывали, как можно увлечь детей по-другому с помощью массовых игр кандидата педагогических наук Николая Шутя. Безусловно, игры адаптированы под современных детей. И самое интересное, в них с удовольствием играют даже взрослые, они очень веселые и повышают самооценку человека.
Если родители заметили, что их ребенок чрезмерно уделяет внимание гаджетам, они могут обратиться за консультацией к школьному психологу. Все начинается с осознания и расстановки приоритетов.

Алена САНИНА


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Еженедельная региональная газета РОСТ издается с 3 ноября 2004 года – и за это время завоевала репутацию популярного издания, оперативно информирующего о новых предложениях рынка товаров и услуг. Популярность газеты растет, в первую очередь, благодаря тому, что РОСТ как универсальное издание стремится предоставлять своим читателям наиболее полную и объективную информацию.

Специализация газеты: новости, реклама товаров и услуг, частные и коммерческие объявления, вакансии, справочные материалы, юридические консультации; 45 каналов телепрограммы с анонсами и другая информация.

Издание имеет статус областного и распространяется городах Энергодаре, Каменке-Днепровской, Днепрорудном, Васильевке, Михайловке, а также в Каменско-Днепровском, Велико-Белозерском, Васильевском и Михайловском районах.

Контакты

Почтовый адрес:
71503, г. Энергодар, пр. Строителей, 17/2, офис 27 – 30.
Тел./факс:
(06139) 4-04-32; 6-00-06; 6-07-80
E-mail:
rost@oriontv.net

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в