На долю запорожских пожарных приходится три вида подвигов: один подвиг они совершают во время тушения пожаров, другой – в нерабочее время, оставаясь всегда профессионалами и небезразличными людьми. А третий подвиг они совершают, когда не оставляют свою тяжелую и опасную работу, несмотря ни на какие социальные или финансовые неурядицы.
Осенью 2011 года сотрудники запорожской Подчиненной государственной пожарной части № 7 (ПГПЧ-7) отпразднуют два важных праздника. Один общегосударственный – 15-летие создания Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по вопросам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Другой, гораздо меньшего масштаба, но не меньшего значения для данного коллектива – 30-летие со дня заступления ПГПЧ–7 на первое боевое дежурство. Накануне этих праздничных дат корреспондент «Улицы Заречной» встретился с начальником ПГПЧ-7 Сергеем Ткаченко.
– В этом году пожарные будут праздновать 15-летие Министерства чрезвычайных ситуаций. Но ведь пожарные оказались в этом ведомстве сравнительно недавно…
– Да, до 2004 года пожарная охрана находилась в ведении МВД. И лишь в 2004-м нас перевели в подчинение МЧС. При этом, надо сказать, добавились новые функции, которые не свойственны подразделениям пожарной охраны: такие как спасение домашних животных, разминирование, спасение утопающих, выезды на места ДТП и т.д. То есть пожарные получили все те функции, которые имеет МЧС.
К сожалению, пожарной охране не обновили в соответствии с новыми функциями материально-техническую базу, недоукомплектовали соответствующими кадрами. Согласитесь, не может быть такого, чтобы наши парни по постановлению внезапно стали минерами, пловцами и т. д.
– Простому запорожцу ваша работа кажется опасной и героической. В вашей жизни всегда есть место подвигу?
– Ну, мы-то свои поступки не называем героическими. Люди просто выполняют свою работу. Если для обычного человека потушить пожар – это настоящий героизм, то для нас это – обыденная работа. Даже не понимаешь, что совершаешь героические поступки. Точно так же, если спасаешь кого-то не на пожаре, а просто на улице, какого-нибудь прохожего. А такое происходит сплошь и рядом.
Конечно, всем было бы лучше, если бы поводов для такой работы или, как вы сказали, подвигов, было меньше.
– Кстати, какие ошибки, приводящие к возгоранию либо в дальнейшем мешающие его тушить, чаще всего допускают горожане?
– Серьезно усложняет тушение пожаров то, что люди просто несвоевременно сообщают органам пожарной охраны о возгорании или другой чрезвычайной ситуации. Потом это дает свои осложнения.
Вообще главные проблемы связаны с теми опасностями, о которых каждый человек предупрежден, кажется, с детства: оставляют детей без присмотра – детвора балуется со спичками, оставляют включенные электроприборы – происходит возгорание от замыкания, костры жгут безответственно. Нередки случаи термического разложения кастрюль, проще говоря, сильного подгорания пищи в кастрюлях на плитах. Чаще всего это происходит утром или вечером: человек поставил кастрюлю или чайник на плиту, забыл, побежал на работу или, наоборот, пришел уставший с работы, включил плиту и забыл...
Курение в постели, особенно в нетрезвом состоянии, несмотря на все предупреждения от МЧС, стабильно является серьезной проблемой. Достаточно привести такие цифры статистики: 8 из 10-ти летальных случаев при пожарах – следствие курения в постели в нетрезвом виде!
Кадры решают все
– Существует ли в среде запорожских пожарных преемственность поколений?
– К сожалению, добавило некоторых трудностей в этом вопросе новое антикоррупционное законодательство. Ведь раньше и в наших рядах, и в милиции, и в других структурах приветствовалась преемственность поколений, семейные традиции: дед работал, отец работает, сын будет работать. При этом нормальным было то, что сын начинает свою работу под руководством отца. Так проще было обоим: одному – вливаться в работу, другому – мотивировать. Сейчас это считается проявлением коррупции или угрозой коррупции. Приходится «разбрасывать» сотрудников, чтоб они не были в прямом подчинении у родственников.
Хотя, например, никакие дополнительные финансовые средства руководитель передать конкретному подчиненному не может. Премий нет. Есть фиксированная заработная плата – и все! Ну, теоретически отец-руководитель может сыну-подчиненному грамоту подарить, да. Но если дать грамоту – это коррупционные действия, то я чего-то не понимаю.
– Подозреваем, что сейчас непросто завлечь молодого человека на работу в пожарной охране, да и удержать старые кадры, наверное, нелегко...
– На самом деле, достаточное количество людей хочет идти к нам, работа многим нравится. Поэтому скажу прямо: у нас в части нет текучки кадров. Но также могу сказать, что все держится, главным образом, на энтузиазме наших сотрудников! И благодаря тому, что у нас работают настоящие патриоты своего дела!
В прошлом году наши пожарные выезжали под Новомосковск, тушили лесные пожары. Неделю там прожили буквально под машинами. Ни до, ни во время, ни после тех событий никто не сказал: «Зачем оно нам надо?». Наоборот, сказали: «Если бы было надо, мы бы еще столько там прожили».
Сергей Ткаченко, начальник ПГПЧ-7, рассказал, как и где подготавливают специалистов для пожарной охраны:
– Младший начсостав готовят на базе запорожского учебно-методического центра. В Виннице готовят специалистов ранга командира отделения и водителей специфического транспорта (например автолестницы) и спецтехники. Средний начсостав, то есть офицеров, готовят в учебных заведениях МЧС в Черкассах, Харькове и Львове. Вообще, стать пожарным может практически любой. Если только он прошел службу в армии и годен для нашей работы по состоянию здоровья. Этому, конечно, уделяется большое внимание.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев