
Безусловно, это самый удачный год для абитуриентов за всю историю независимой Украины.
В начале девяностых Украина не только перешагнула политический рубеж, но и отметилась демографическим вакуумом, эхо которого обозначится некоторыми проблемами для украинских вузов в этом году. Из-за экономического хаоса, наблюдавшегося в 1994-м (а это год рождения большинства нынешних выпускников школ), рождаемость в стране рекордно сократилась. Отсюда имеем демографическую яму: 192 тысячи украинских выпускников в текущем году, на фоне 392 тысяч в прошлом, выглядят как выжившие на войне
Так, в Харькове в этом году из городских школ выпустят 9 тысяч учеников, что вполовину меньше чем в 2010-м. Но хуже, чем в Днепропетровске, в 1994 году дела с рождаемостью, очевидно, не обстояли нигде. Там, через три месяца, школы покинут всего 1172 выпускника (примерно таким был госзаказ ДНУ в прошлом году) в противовес 7000 выпустившихся в 2010-м.
Энергодар в этих грустных гонках хоть и не рекордсмен, но и не отстающий. По информации управления образования, в школах города ожидается выпуск почти в три раза меньшего количества учеников, чем в среднем за последние пять лет.
Каких последствий ждем?
Что же, удар «кадрового» дефицита, в первую очередь, скажется на украинских вузах. А их в нашей стране, как известно, больше, чем в любой другой в Европе. Если собрать все лицензированные места, то хватит на всех выпускников, а может, еще и запасные останутся. Безусловно, это самый удачный год для абитуриентов за всю историю независимой Украины. Если раньше экс-школьники были вынуждены соревноваться за место в вузе, меряясь интеллектуальным потенциалом или размером кошелька – сейчас сами университеты вынуждены проявлять особый подход и рвение в привлечении потенциальных студентов.
Впрочем, Министерство образования уже успело отреагировать на дисбаланс между щедрым количественным предложением студенческих мест и числом претендентов на них, рекомендовав вузам страны сократить 42% бюджетных мест. Но даже в таких условиях вступительная кампания 2011-го дарит абитуриентам гораздо больше шансов поступить на бюджет по итогам независимого тестирования, нежели в предыдущие годы.
Так заставит ли нешуточная конкуренция отказаться учебные заведения от взяточничества? Ведь теперь задача номер один у сотрудников вузов – в крайне жестких условиях выполнить минимальный план по привлечениям абитуриентов. Проигрыш в этой гонке может аукнуться как сокращением преподавательских заработных плат, так и увольнениями.
Глава запорожской ячейки общественной организации «Студентський патруль країни» Оксана Зализняк, считает, что сокращение числа украинских абитуриентов не станет приговором коррупции в сфере образования, но все же может несколько приглушить желание некоторых сотрудников вузов требовать взятки за поступление.
– Ведь любой вуз заинтересован в том, чтобы студентов было как можно больше. И в сложившихся условиях уже не только лишь студент будет бороться за университет, но и университет – за студента, – говорит Оксана. – Я аспирант, работала на кафедре университета культуры и знаю, что от количества поступивших студентов зависит и зарплата преподавателей, и еще много других факторов.
Но несмотря на нешуточную борьбу между вузами за абитуриента, моя собеседница не считает что сложившаяся ситуация может заставить ректоров университетов пойти на упрощение условий поступления. Возможно, будут какие-то льготы, акции для привлечения абитуриентов. Кроме того, Оксана предполагает, что отток спроса на обучение сделает отечественное образование более качественным: «Если студентов будет мало, то и надобность в былом количестве преподавателей отпадет. Оставят самых сильных, имеющих научные звания, зарекомендовавших себя истинными профессионалами. Такой отбор будет стимулировать остальных преподавателей совершенствоваться: писать научные статьи, стремиться получить более высокие научные звания».
Проректор-директор ЭИГМУ, доктор социологических наук, профессор Олег Скидин, не считает, что коррупция в образовании в нашей стране – под угрозой из-за дефицита абитуриентов. По его мнению, во взяточничестве заинтересована как одна, так и другая сторона.
В ходе интервью, выяснилось что энергодарский институт государственного и муниципального управления имеет свой метод борьбы со взяточничеством. Олег Леонидович рассказал, что некоторое время назад, в институте провели интересный эксперимент. Вступительные экзамены были отменены полностью, и для того чтобы поступить сюда абитуриенту достаточно было иметь аттестат о среднем образовании и медицинскую справку. Но любой вуз имеет лицензионные ограничения по количеству студентов, которых заведение может принять.
– У нас было сто лицензированных мест, а документы сдало триста человек. Приняли всех, причем на бесплатное обучение. Но на протяжении первого курса – каждые две недели проводилась специальная оценка знаний. И постепенно, по полученным результатам, отсеивались слабые студенты, уступая сильным. Понятно, что при поступлении абитуриент может подкупить одного или двух преподавателей. Но при нашем эксперименте оценивание проводилось одновременно двадцатью преподавателями – а чтоб их всех подкупить – денег ни у кого не хватит! – убеждает Олег Леонидович.
В беседе о том, как вверенный ему вуз будет выходить из сложившейся ситуации с дефицитом абитуриентов, проректор ЭИГМУ, как мне показалось, все карты раскрывать не стал. И высказал мнение, что лучшая реклама – не наглядная, а народная: когда студенты удовлетворены условиями обучения и делятся этим с другими. Но подчеркнул что нынешняя вступительная кампания для украинских вузов – действительно станет напряженной.
– К примеру, в Запорожье в этом году выпустят около 1700 школьников. Если учесть, что 300-400 из них пойдут на бюджетные места (а их в этом году в избытке), останется приблизительно 1300. Еще примерно 300 из них поступят на контракт, останется 1000. Половина из тысячи не сможет поступить никуда в силу своих возможностей, а вот за вторую половину и развернется борьба запорожских учебных заведений. В Энергодаре же, из всего количества выпускников – 60-70 уже знают, куда они пойдут. Это – Киев, Харьков, Одесса и другие. Но не все учитывают, что жизнь в столице дорого обходится в месяц. И часто те, кто сначала уезжают в мегаполис, вскоре возвращаются обратно и решают учиться в Энергодаре, – говорит Олег Скидин.
Рассуждая о студентах, проректор отметил: несмотря на то, что считается, что мы живем в богатом городе, многие студенты энергодарского института – из семей со средним или низким достатком. Учатся здесь и те, кто понимает, что получить базовое высшее образование выгоднее в Энергодаре. Группы дополняются отчисленными по разным жизненным причинам из других вузов, но «двоечников», заверил Олег Леонидович, сюда не берут. И привел статистику: в прошлом учебном году за неуспеваемость из института были отчислены 40 студентов, а в текущем – уже 15.
Поступать можно без сертификатов ВНО
На вопрос, может ли вуз под экономическим прессом возможного недобора студентов пойти на упрощение условий поступления Олег Скидин ответил отрицательно, и заверил, что созданные условия являются максимально удобными, учитывая последние изменения. Оказывается, теперь, все, кто закончил школу до 2007 года включительно, имеют право поступать в вузы через вступительные экзамены, без прохождения внешнего независимого оценивания.
Кроме того, инвалиды 1 и 2 групп; мужчины, демобилизировавшиеся из армии в период вступительной кампании; выпускники, которые не смогли пройти независимое оценивание из-за проблем со здоровьем – также могут поступать в вузы без сертификатов ВНО, пройдя вступительные экзамены.
Изменения коснулись и системы подбора предметов для тестирования. В министерстве решили, что теперь украинцы должны сдавать один профильный и два непрофильных предмета. Один из них – украинский язык и литература.
Игорь КОТЕЛЯНЕЦ

























Комментарии:
нет комментариев