В рамках конкурса «Питьевая вода: качество и культура потребления», проводимого по инициативе Журналистского фонда Национального общества журналистов Украины, редакция «УЗ» решила выяснить, что происходит на рынке отечественной водной промышленности и как производители распределяются по нишам.
Результаты исследования рынка бутилированных вод, проведенного по международным нормативам, свидетельствует об одном – в Украине настала эпоха водораздела.
В магазинах, супермаркетах, на рынках глаза разбегаются от предложенного ассортимента вод различной емкости. «Берите эту – у нее семь степеней очистки…» – советует продавец.
Вода теперь товар
То, что еще не так давно считалось даром природы, как воздух, и доставалось тоже даром, – стоило лишь опустить ведро в колодец или подставить руку под родниковую струю, – теперь доступно не каждому. Сегодня во многих странах высококачественная вода является ценным продуктом и стоимость ее довольно высокая. Бутилированная (расфасованная) питьевая вода становится все более распространенным товаром и на украинском рынке. Ее производство из года в год увеличивается, ассортимент расширяется, хотя объемы потребления значительно уступают среднеевропейским.
«Будем пить больше», – заявляют эксперты. Несмотря на то, что украинцы продолжают использовать для приготовления пищи и питья водопроводную воду, воду из природных источников и из скважин, темпы роста отечественного рынка бутилированных вод с каждым годом увеличиваются на 20% в год. Отчасти это объясняется тем, что с ростом доходов украинцы стремятся вести здоровый образ жизни, в том числе и употреблять качественную воду.
Другой фактор, указывающий на расширение рынка, – суммарная доля крупных производителей из года в год увеличивается, а количество мелких производителей постепенно сокращается. По данным компании Nielsen Ukraine, лидерство на рынке бутылированных вод по-прежнему сохраняет компания IDS Group (22,6%). За ней следуют компании «Coca-Cola», «Оболонь», «Росинка» и «Царичанский завод».
Бурное развитие рынка диктует свои условия, в том числе в новых подходах к классификации этой продукции. Сегодня под общим названием «питьевая вода» объединены весьма различные по составу и назначению продукты. Поэтому не все бутилированные воды пригодны для ежедневного употребления. В нашей стране есть очень жесткие ограничения по химическому составу такой воды, и в то же время гораздо меньше внимания уделяется ее происхождению. В этом кроется одна из причин того, что, в отличие от других европейских стран, в Украине не различают просто очищенную воду от природной. А ведь именно с размежевания этих двух видов упакованных вод начинается ее (воды) определение в Codex Alimentarius – главном пищевом стандарте ООН.
Результаты тестирования
Недавно научно-исследовательский центр независимых экспертиз «Тест» провел анкетирование производителей репрезентативных торговых марок питьевых вод, в ходе которого попросил производителей упакованных вод ответить на вопросы о происхождении их продукции и о применяемых технологиях очистки. Воды оценивались не по критериям их химического состава, а с точки зрения сохранения их природных свойств.
Как отмечали эксперты, далеко не все производители, которым направили анкету, согласились ее заполнить, некоторые, ссылаясь на коммерческую тайну, отказались принимать участие в этом опросе.
Результаты исследования отечественного рынка упакованных питьевых вод были обнародованы на пресс-конфренции «Питьевая вода: на пути к евростандартам». Как выяснилось, только два наименования бутилированной воды известных производителей (из 16-ти, заполнивших анкету) относятся к первой категории, то есть природным водам, все остальные – ко второй (подготовленная, обработанная вода).
Напомним, что отечественные эксперты много раз обращали внимание общественности на то, что Украина чуть ли не единственная страна в мире, где нет государственных норм безопасности и качества бутилированной воды, акцентируя внимание потребителей на том, что пить воду с пластиковых бутылей небезопасно для здоровья.
И только в 2011 году вступили в действие новые государственные санитарные нормы качества и безопасности бутилированной питьевой воды, требования в которых к самой воде и к производителям намного жестче, чем в Европейском союзе.
В мире уже давно существует четкая классификация бутилированных вод, согласно которой они делятся на две основные категории – природные и подготовленные (обработанные). По ряду критериев и определяется их принадлежность к одной из этих категорий.
Комментарии:
нет комментариев