Неделя большого кино в энергетической столице стартовала 4 августа и продолжалась пять съемочных смен. Руководил процессом режиссер Александр Миндадзе.
Киногруппа интернационального проекта фильма «В субботу» прибыла в Энергодар 4 августа, прямо из Светлодарска (Донецкая область), где съемочный нон-стоп продолжался около двух месяцев. В Энергодаре киношники уложились в пять съемочных смен. Российский кинодраматург Александр Миндадзе реализовал себя в этом проекте одновременно как сценарист и режиссер.
В основе сюжета фильма – реальная история из жизни человека, который одним из первых узнал правду о Чернобыльской катастрофе 26 апреля 1986 года. Согласно сценарию, главный герой Валерий Кабыш, молодой партийный работник, понимая, что на блоке атомной электростанции не просто горит крыша, а произошла ядерная катастрофа, решает спешно покинуть город, взяв с собой дорогую ему женщину Веру. Счет идет на секунды. Но он пока не знает, что секунды растянутся в часы и дни, что жизнь не отпустит его, свяжет, как путами, житейскими мелочами. Сначала у Веры сломается каблук на вокзале, и поезд уйдет без них. Потом она вспомнит, что забыла паспорт у друзей-музыкантов, и они отправятся в ресторан, где оркестр играет на свадьбе, и никто не знает об аварии и невидимом излучении. Круговорот событий еще долго будет держать героев в городе словно цепями…
Где снимали и кто снимался
Главную роль в картине играет молодой российский актер Антон Шагин, известный зрителям по фильму «Стиляги», а его партнерами стали дебютантка Светлана Смирнова-Марцинкевич, музыкант Вячеслав Петкун (лидер группы «Танцы минус»), артист театра Ленком Станислав Рядинский, актеры Сергей Кузькин, Алексей Демидов и другие.
Продюсируют и финансируют этот международный проект Министерство культуры РФ, компания SOTA Cinema Group (Украина, продюсер Олег Кохан), российские кинокомпании и крупнейшая в Европе киностудия «Bavaria Film» (Германия). Оператор картины – Олег Муту, известный своей работой над фильмом «4 месяца, 3 недели, 2 дня», завоевавшим золотую пальмовую ветвь Каннского МКФ 2007 года. Звукорежиссер – Йорг Тайль. Бюджет проекта – три миллиона долларов.
Как рассказала нашей газете креативный продюсер проекта Елизавета Антонова, Энергодар рассматривался организаторами как основное место съемок. Однако после визита в энергетическую столицу осенью прошлого года было принято решение в пользу другого города. И вот почему. Действие фильма происходит почти четверть века назад. А энергодарские улицы с течением времени так преобразились, что на советские походят мало.
В поисках чего-то более подходящего киношники обследовали все украинские города-спутники электростанций. И остановились на Светлодарске, что в Донецкой области, где нашли-таки обилие необходимого материала. Город небогат, его дома не увешаны кондиционерами и улицы не пестрят рекламными щитами. К тому же местная ТЭС на роль Чернобыльской АЭС подошла идеально. Также в городе нашли старый ресторан, который с советских времен никто не обновлял. По сценарию в таком заведении происходят свадебные гуляния, где гастролируют с музыкальной группой главные герои.
Правда, идею съемок в Энергодаре все же не оставили и отвели городу несколько важных эпизодов. Так что наблюдать знакомые места энергодарцы смогут в нескольких сценах фильма: в начале, ближе к концу и в финале.
Мотор! Начали!
Первым местом съемок стал двор дома №4 по улице Центральной. Там 5 августа над сквозным переходом сняли всю рекламу и над одним из подъездов повесили красную табличку с надписью «Агітпункт». А общежитие «Славутич-1» переформатировали в общежитие завода «Юпитер». Все эти превращения вызывали недоумение на лицах неосведомленных прохожих.
Жители упомянутого дома, завидев скопление автомобилей, толпы людей, огражденный двор и милиционеров встревожено выясняли, не случилось ли чего. Предупреждать жильцов о приближающихся съемках киношники почему-то не стали: лишь во время работы камеры сотрудник съемочной группы занял пост в подъезде, дабы внезапно выходящие жильцы не помешали творческому процессу. В общем же, зевак собралось немало, только дождались кульминации немногие. Подготовка к съемкам заняла несколько очень жарких часов. Сами же съемки прошли стремительно быстро.
Следующим объектом местной архитектуры, запечатленным в кадрах картины, стал автомобильный мост, разделяющий промышленную и жилую части Энергодара. Здесь съемки проходили в ночь с 6 на 7 августа. Огромные мощные прожекторы, освещали съемочную территорию, а также для создания благоприятного фона аналогичные приборы расставили в первом и втором микрорайонах.
Если участок дороги, пролегающий через мост, был перекрыт еще с вечера, нижнее шоссе блокировали лишь во время работы. По сценарию, жители Припяти удивленно смотрят с моста на обширное сияющее пламя вдалеке, не понимая, что произошло на самом деле. Пропаганда безопасности мирного атома не давала никому повода даже предположить о вероятности таких трагических последствий. Кстати, такой «мост смерти» существовал в Припяти на самом деле.
Участниками этой массовой сцены стали обычные люди, жители города, прошедшие кастинг. Среди них был замечен и главный театрал Энергодара Михаил Изосимов. О том, как готовили «массовку», нам рассказала одна из участниц процесса Светлана. В гримерку их пригласили на пять вечера в пятницу. Завершилась же съемочная смена лишь около пяти утра в субботу. Облачившись в «моду» 80-х, несколько десятков актеров-массовиков послушно выполняли команды режиссера и продюссера. Ночь выдалась не прохладной, одежда соответствовала апрелю, поэтому пришлось попотеть. Но взамен люди получили порцию ярких впечатлений и вознаграждение в 75 гривен.
Но съемки в Энергодаре продолжались – и в субботу вечером центральная площадь города изменилась практически до неузнаваемости. Перед ДК «Современник» был установлен стенд советского образца, а рядом с ним – доска почета с десятками черно-белых фотографий. Как оказалось, снимки – из архива фотографа Анатолия Масленкова, и на них – реальные энергодарцы. Но так как этих людей никто не разыскивал и разрешения у них не брал, имена и фамилии под фото вымышленные. Интересно, что над созданием данных реквизитов работали энергодарцы: конструкции собирали коммунальщики, а местные художники воспроизвели экзотическую по нынешним временам коммунистическую тематику.
Пришлось загримировать и магазины в районе съемок. Наружную рекламу «Фокстрота» закрыли мешковиной. А «Лотос» дал согласие на ночь перепрофилироваться в общепит «Колосок». Как нам удалось выяснить, цена этого вопроса была довольно нескромной.
Съемки фильма – процесс настолько же серьезный, насколько спонтанный. Казалось бы, актерские сцены, техническая подготовка, отдых съемочной команды – все должно быть расписано по минутам. В реальности решения о направлении съемочного процесса в то или иное русло, о ритме работы принимаются по ходу действия, и практически полностью зависят от настроения и обстоятельств. Причем и одно, и другое предугадать весьма сложно.
Актер и музыкант Вячеслав Петкун, дал короткое интервью нашей газете. Нам удалось узнать, что его герой – барабанщик Карабас. Специально для съемок Вячеслав отрастил усы и бороду. Это его дебют как артиста в большом кино: до этого приходилось сниматься, но в составе группы «Танцы минус». А Энергодар, после ознакомительной экскурсии, артист окрестил городом аптек, банков и магазинов женской моды.
В понедельник и Антон Шагин поделился с «РОСТом» своими впечатлениями. Подчеркнул, что сам проект для него невероятно важен, а роль Валерия Кабыша в картине много дает в плане его актерского развития. А на вопрос, каким видит своего героя, ответил так: «Это человек со своим характером, своей судьбой. Он – полная моя противоположность, но тем интереснее исполнять эту роль». Актер отметил также, что этот проект дает возможность играть выходя за рамки сценария, и ему это очень нравится.
Четвертый и пятый съемочные дни 9 и 10 августа прошли на набережной. Там, на буксире «Створ», пригнанном специально для съемок из Никополя, снимались финальные сцены фильма с участием основного актерского состава. По сценарию, на следующий после взрыва день, группа музыкантов отплывает в белорусский город Гомель – чудовищно загрязненный на то время радиацией, чтобы дать несколько концертов.
Немецкая компания вложила в фильм 700 тысяч евро
На съемки в Энергодар также прибыл президент немецкой компании «Bavaria Film» Матиас Эше. Как нам стало известно, эта компания вложила в бюджет фильма 700 тысяч евро. В интервью «РОСТу» Матиас Эше рассказал, что давно искал проект фильма о Чернобыльской катастрофе, изучая вопрос около пяти лет: Он побывал в Минске, Киеве и Припяти. Изначально задумка предусматривала участие в съемках немецких актеров. Но потом решение изменилось. Ведь чернобыльская зона – это особенный, закрытый объект, поэтому фильм с участием немецких артистов выглядел бы неправдоподобно.
Поскольку чернобыльская трагедия – это боль, прежде всего, украинцев, белорусов и россиян, компания заказала сценарий, предполагающий участие актеров из этих стран. Однако сценарист с работой не справился. И, как признается Матиас Эше, он уже подумал, что из этой идеи ничего не получится. Но в 2009 году на Московском кинофестивале коммерческому директору «Bavaria Film» Симоне Бауманн посчастливилось узнать о существовании проекта фильма «В субботу». Концепция проекта понравилась, и через некоторое время компания инициировала переговоры с Александром Миндадзе. Условий от «Bavaria Film» было несколько. Компания гарантировала невмешательство в сценарий, но получала право принимать участие в подборе актеров. Еще одним пунктом договоренностей стало использование в съемках немецкой техники и спецэффектов.
Кстати «Bavaria Film» получила право заниматься продвижением фильма во всем мире, кроме стран СНГ.
Премьера киноленты «В субботу» ожидается весной 2011 года.
Игорь КОТЕЛЯНЕЦ
Комментарии:
нет комментариев