
Всему виной бесконечные реформы
Мы и не предполагали, что поднимать тему школьных учебников придется в самом разгаре учебного года. Оказалось, этот вопрос все еще актуален. Правда, учебники продолжают поступать, но, похоже, этот процесс может растянуться на весь первый семестр. Почему в этом году возникли такие сложности с учебниками, РОСТу рассказали директор научно-методического центра управления образования Светлана Букреева и методист по библиотечным фондам Наталья Холодулина.
В начале сентября в Энергодаре были некоторые сложности с «Букварями», но проблему, к счастью, более-менее решили. Впрочем, аналогичную ситуацию можно прогнозировать и в следующем году, говорит Светлана Букреева. Все потому, что количество учебников заказывается в определенный год строго по количеству детей, обучающихся в школах в этом году. А первоклассников у нас с каждым годом становится все больше. Например, в 2012-1013 учебном году, когда в последний раз печатались учебники для 1-х классов на украинском языке, детей было 285, а сегодня их уже 415.
Хотя, что касается восьмых классов, которые тоже испытывали дефицит в учебниках, то за счет госбюджета книги уже полностью получены. Причем с запасом – аж на 120%. Такая неразбериха с учебниками объясняется реформами, которые проводятся Министерством образования и науки.
– Каждый новый министр считает своим долгом внести какие-то новшества. Сначала в стране был введен новый госстандарт образования, но через год, с 2018-го, планируется переход на 12-летнюю систему обучения. Следовательно, появятся новые программы, и прежние учебники будут неактуальны. К сожалению, эта ситуация не зависит от департаментов, управлений образования на местах. Все, что мы можем сделать – это приложить максимум усилий, чтобы как можно быстрее выровнять ситуацию, – рассказывает Светлана Михайловна.
Самая непонятная ситуация сложилась с 4-ми и 7-ми классами. А все потому, что часть учебников печатали за счет госбюджета, часть – за счет местного (образовательной субвенции). И это разделение тоже сказалось на обеспечении книгами не лучшим образом. Для 4-х классов за счет государства закупили только 44%, для 7-х – 38%. Остальные книги приходится приобретать за счет упомянутой субвенции, работая напрямую с издательствами. Но и тут не все так просто. Например, издательство «Освіта» из 24-х наименований книг почему-то решило напечатать лишь шесть.
Причина еще и в том, что Министерство дало возможность каждому учителю определять, по какому именно учебнику он будет работать с детьми. И такая демократия в итоге вышла боком. Некоторые книги в Украине в результате не набрали минимального для печати тиража и вообще не издавались типографиями.
Если раньше книги одного автора заказывались централизовано на всех, что давало возможность обмена между учебными учреждениями, то теперь в каждом – разные учебники. Поэтому одна школа может получить учебники на 70%, другая – на 30%, а какая-то – вообще ничего.
Энергодар сотрудничает с 14-ю издательствами
Энергодар работает сразу с 14-ю издательствами. Не потому, что хочется разнообразия, а по той причине, что разные издательства берутся печатать разных авторов. А их количество по каждому предмету вообще иногда заоблачное! Например, в энергодарских школах используются учебники по математике одновременно 3-4-х разных авторов. Аналогичная картина и по другим предметам.
Сначала издательства печатали учебники, заказанные государством за счет бюджета страны. И только после этого взялись за учебники за счет субвенции. Предсказуемо образовалась очередь. Кто раньше успел подать запрос и перечислил деньги, тот быстрее получил учебники. Энергодар же припозднился, поскольку сессия, на которой этот вопрос был утвержден, состоялась только 22 июля.
Из госбюджета на учебники для 4-х и 7-х классов было потрачено почти 277 тыс. грн. Субвенция составляет 199 тысяч. И даже в сумме этих денег не хватит, чтобы обеспечить 100-процентную потребность в книгах для этих параллелей. Например уже точно можно говорить о том, что в этом году не в полном объеме будут получены учебники по таким предметам как природоведение для 4-х и информатика для 7-х классов. Их вообще в ближайшее время издавать за средства госбюджета не будут.
Тем не менее, несмотря на все сложности, книги разных авторов из разных издательств пусть и медленно, но поступают каждую неделю. По состоянию на 9 ноября 4-е классы с украинским языком обучения обеспечены книгами на 76%, с русским – на 65%. Украиноязычные 7-е классы – на 62%, русскоязычные – на 58%. Проблемы остаются в 1-х классах с украинским языком обучения – они обеспечены на 77%. Но эти книги, как мы уже упоминали, государство издавать пока не будет. Как могли, выходили из положения за счет обмена с другими городами и школами, но в полной мере это проблемы не решает.
– Оценивая неразбериху, которая сложилась в этом году с учебниками, мы постарались на будущее свести к минимуму все проблемные вопросы. Нами уже подготовлен бюджетный запрос на 2017 год. И управление образования обратится к городской власти с просьбой, чтобы в следующем году недостающие учебники купить за счет местного бюджета, – отметила Светлана Букреева. По предварительным данным, на это понадобится порядка 500 тыс. грн.
Скандал из-за учебника по семейным ценностям
Время от времени скандалы возникают не только с дефицитом учебников, но и с качеством учебного материала. Так, недавно внимание общественности привлекло новое пособие для факультативного изучения 8-9 классами семейных ценностей. Дело, конечно, благое. Только вот роль женщины в этом пособии трактуется весьма специфически. Вернее, ортодоксально – исключительно как хранительницы домашнего очага, которая всячески должна способствовать развитию эго своего мужа, не иметь карьерных амбиций и заниматься лишь домом и детьми.
Обсуждение этого пособия в СМИ вынудило Министерство образования и науки инициировать проверку всех учебных материалов по факультативной дисциплине «Семейные ценности».
Интересно, что в Энергодаре этот учебник так никто и не увидел. 21 октября от МОН нашим управлением образования было получено письмо, в котором рекомендовано использовать пособие для работы. Но уже спустя недолгое время, в начале ноября, пособие запретили.
Ксения СОЛОВЬЕВА

























Комментарии:
нет комментариев