misto.zp.ua

Увы, дым Запорожья нам не сладок…

 Когда-то Александр Грибоедов написал: «И дым отечества нам сладок и приятен». Но вряд ли русский литератор и дипломат в XVIII веке мог предположить, что в начале XXI века эта фраза будет звучать как издевательство. Ведь согласитесь, вдыхать чистый воздух тогда еще аграрной России и загрязненный промышленными отходами воздух сегодня – большая разница.

Не новость, что Запорожье – очень загрязненный город. Здесь работают 230 заводов, которые дают 60–70% от общих валовых выбросов вредных веществ, а остальное приходится на выбросы автотранспорта. Об этом уже столько писано-переписано в прессе, что пора издавать полное собрание сочинений. А сколько об этом наговорили местные и киевские чиновники… Руководители предприятий-загрязнителей обещают поставить очистительные сооружения, но постоянно на это не хватает денег. Экологи подсчитали, сколько на каждого запорожца в год оседает пыли и других вредных веществ… Но несмотря на все разговоры, в городе как было нечем дышать, так и осталось. Создается четкое впечатление, что о проблеме говорят, но не решают.

В местной прессе публикуются бесконечные жалобы чиновников о том, что на экологию не хватает денег только потому, что все забирают киевские власти. Суть – в одном: они хотят, чтобы штрафы, которые платят предприятия за нанесение вреда экологии, перечисляли не в государственный, а в местный бюджет. Но по-настоящему решать вопросы экологии никто не собирается.

Расспрашивать о проблеме руководителей крупных заводов-загрязнителей и вовсе нет желания. Здесь все предсказуемо. Или отчет о том, что поставленные фильтры собирают всю экологическую гадость, поэтому под заводом можно чуть ли не детям играться. Или планы о том, сколько фильтров будет установлено в этом году. Или сетования на кризис, который помешал внедрить экологические меры за прошедшие пять лет. Ничего оригинального.

Поэтому я решил пообщаться с людьми, работающими на промышленных предприятиях города. По их просьбе, я не называю их подлинных имен (ведь никто не хочет быть уволенным с завода во время кризиса за «лишние» слова). Также не стану называть конкретные предприятия, чтобы материал не был воспринят как заказной.

Экологи спят, а заводы – нет

Валентина С. говорит о том, что основная часть выбросов отходов осуществляется в ночное время. «Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, заводу выгоднее работать в ночную смену, поскольку в эту пору суток тарифы на электроэнергию ниже, чем днем. А в силу того, что электричество составляет значительную долю в себестоимости продукции, то решение очевидное. Во-вторых, поговаривают, что заводы ночью отключают фильтры, которые ограничивают мощность предприятия. В-третьих, контроль осуществляется днем, а вот ночью экологи, в отличие от заводов, спят».

«К сожалению, уровень контроля не отвечает современным требованиям, – рассказывает Николай П. – Складывается впечатление, что люди застряли в Советском Союзе, где главным было разрушить «до основанья». Например, на прошлой неделе к нам на предприятие приехала проверка из прокуратуры. Идут по заводу и спрашивают: «У вас написано, что такой-то цех ликвидирован. А почему здание стоит?» Я так понял, что по их логике ликвидация цеха должна осуществляться путем подрыва здания со всем персоналом…»

Вера Петровна М. говорит о том, что заводу значительно проще заплатить копеечный штраф, чем устанавливать дорогостоящие фильтры и другие очистительные сооружения. «Конечно, есть предприятия, на которых установлены необходимые фильтры. Но в большинстве случаев это сплошное очковтирательство. Например, на нашем предприятии еще в 2006 году пообещали установить необходимое очистительное оборудование за четыре года. Тогда мне казалось это вполне реальным. Но на сегодняшний день никакого оборудования так и не поставлено. Для отвода глаз руководство распорядилось поставить некие фильтры, но они явно устаревшие и пользы от них никакой».

Правда, в последнее время благодаря кризису заводы дымят меньше. Ведь из-за экономических трудностей заводы работают не на полную мощность. Нам достоверно известно, что такая ситуация на заводе ферросплавов, «Кремнийполимере». Например, на последнем работают только два цеха, а остальные простаивают.

О здоровье лучше не спрашивать

Существует черный юмор, отражающий запорожскую действительность. Во время войны фашисты загнали в газовую камеру людей. После обработки газом они ее открыли и увидели там живого человека. Фашисты спрашивают: «Как ты выжил?» На это человек ответил: «Я из Запорожья, меня этим газом не возьмешь».

К сожалению, в этом анекдоте только часть правды – та, что запорожцев травят газом. Причем делают это не фашисты, а «родные» заводы-работодатели. И последствия этого не настолько оптимистичны, как в анекдоте.

«Я около тридцати лет работаю на заводе, и здоровье у меня нормальное, – говорит на диктофон Валентина С. – Все мы проходим медкомиссию. Если человек не прошел медкомиссию, его просто не допустят к работе».

Но что-то я не совсем доверяю интонации голоса. Мне кажется, что женщина чего-то не договаривает. Когда я выключаю диктофон и обещаю этого не писать, она говорит с гораздо большей искренностью: «Я работаю на заводе почти тридцать лет, и у меня никогда раньше не было аллергии. Но шесть лет назад я начала работать с химией. С тех пор у меня аллергия практически на все запахи. А теперь еще и амброзия. По медицинской книжке я здоровая, но при этом пью уйму таблеток».

«Когда у двух моих детей хриплый голос, я точно знаю – был выброс хлора на одном из заводов, – делится наблюдениями Вера Петровна. – В зависимости от того, с какими химикатами контактируют люди, настолько они подвержены риску онкологических или других заболеваний».

Где в Запорожье дышать легко

Время от времени ситуация на заводах становится критической. Например, несколько лет назад на одном из заводов в емкостях находилось столько опасных веществ, что в случае малейшей неожиданности прогремел бы взрыв. Не будем пугать его последствиями жителей. Один из мастеров признался: «На заводе многое зависит от человеческого фактора. Стоит мне по неосторожности или специально крутануть не тот вентиль, и половина Заводского района окажется под опасной тучей химических отходов».

Впрочем, независимо от того, будет авария на заводе или нет, ситуация с вредными отходами и так критическая. Поэтому для человека, который решает, где ему поселиться – в городе или на какой массив переехать, – неплохо бы выучить экологическую карту Запорожья.

Преобладающее большинство промышленных предприятий Запорожья сконцентрированы в Заводском районе (название района не случайно). Поэтому потенциально это один из наиболее опасных для проживания районов.

«Такие улицы массива Павло-Кичкас как Бетонная, Морфлотская и Лыжная находятся ближе 1км от одного из заводов, – говорит Вера Петровна. – По экологическим нормам люди с этих улиц должны быть отселены за счет завода. Но для администрации предприятия это весьма затратно, поэтому граждане и дальше живут рядом с опасным производством. Впрочем, думаю, что подобные случаи не едичины и касаются и других заводов».

Но это не означает, что массив Павло-Кичкас нужно считать однозначно плохим местом для жительства. Преимуществом этого района является относительно небольшая загрязненность смогом от машин (здесь не такое оживленное транспортное движение, как в центре). «Я уже 20 лет живу на Кичкасе и не собираюсь покидать свой район, – уверена Валентина С. – Во-первых, здесь много зеленых насаждений. Во-вторых, находящиеся рядом заводы в основном дымят в сторону центра, ведь у нас почти всегда ветер северный. Я бы однозначно не жила бы в центре, который задыхается как от автомобильного смога, так и от уносимых с Заводского района отходами заводов».

Кстати, глава экологического управления Игорь Бройде грязным считает Орджоникидзевский район, особенно в пределах между ул. 12 апреля и Сталеваров, а также районы, прилегающие к заводам, как часть Ленинского и Заводского. А вот наименее загрязненными в Запорожье являются Пески (Коммунаровский район) и Бабурка (Хортицкий), поскольку выбросы от запорожских заводов туда практически не доходят.

Правда, есть и ложка меда в бочке дегтя. В нынешнем году Запорожье не вошло в десятку наиболее загрязненных городов Украины. В этом винят кризис – мол, большинство предприятий города работают далеко не на полную мощность. Но скептики предполагают, что эта радость временная – после выхода из кризиса запорожские предприятия задымят на всю силу, и город снова окажется в топ-10. К сожалению, скептики ближе к истине…

Иван ПЛАТОНОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Сергей Знаменский - шеф-редактор газеты ПозицияНазвание издания Всеукраинская об- щественно-полити - ческая газета  "Позиция" говорит само за себя - мы имеем своё обоснованное мнение по ряду концептуальных вопросов общественно-политической жизни страны. Среди приоритетных направлений нашей работы: критичный подход к оценке работы власти любого уровня; направленная журналистская работа по реализации идей построения гражданского общества в Украине; устоявшиеся моральные ценности; следование принципам журналистской этики; вопросы интеграции Украины в цивилизованное сообщество; духовные ценности славянских народов.

Коллектив редакции использует аналитический подход при подготовке своих материалов, рассчитанных на самый широкий возрастной и социальный диапазон, но в первую очередь - на думающего собеседника, небезразличного к окружающему нас миру.

Контакты
Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |