misto.zp.ua

Установлено имя еще одного солдата, погибшего в 1944 году при освобождении Никопольского плацдарма

Установлено имя еще одного солдата, погибшего в 1944 году при освобождении Никопольского плацдарма

Рядовой Ефим Базлов вложил записку со своими данными в самодельный смертный медальон, который поисковики из Великой Белозерки обнаружили через 73 года после гибели бойца.

«Листочек, свернутый спиралью, я в будущее посылаю. Нашедшего я заклинаю: пропавшим без вести быть не желаю!»
Рифат Гейченко, эксперт поискового отряда «Вотан» (г. Токмак)

2017 03 09 009Недавно на краю поля, в трех километрах от села Заповитное, поисковый отряд «Рубеж» обнаружил в воронке от немецкого снаряда засыпанные землей останки красноармейцев. Останки двоих были почти на поверхности. На расстеленную плащ-палатку выкладывали вместе с почвой найденные фрагменты скелетов и осторожно, чтобы не разрушить, отделяли их от грунта. Когда поисковики высыпали на брезент очередную лопату земли, не поверили своим глазам: влажный ком распался, и показалась проржавевшая винтовочная гильза, а в ней – свернутая в трубочку записка. У опытных поисковиков, много чего повидавших во время раскопок, сердца зашлись от волнения. Они знали, что в 1943 году в советской армии были отменены смертные медальоны, и вместо них солдаты порой использовали стреляные гильзы, в которые вкладывали бумажки со своими данными: фамилией, именем, адресом родных и т.д. Найти такой медальон – большая удача для поисковика, и не каждому она выпадает. Эта находка давала надежду узнать имя хотя бы одного из обнаруженных здесь бойцов, а в дальнейшем, через архивы, возможно – и его сослуживцев. Как же тут было не волноваться! Скольких погибших солдат и офицеров, засыпанных землей в глубоких воронках, не найденных на полях сражений и потому числившихся пропавшими без вести, уже вернули из небытия наши поисковики. Сколько семей через десятилетия получили долгожданные весточки о том, что их отцы, деды и прадеды не пропали без вести, а геройски погибли в бою за Родину!

Имя бойца установили за два дня

…Бережно положив бесценную находку в спичечный коробок, командир отряда «Рубеж» Александр Маковий позвонил эксперту – опытному поисковику отряда «Вотан» из Токмака Рифату Гейченко. Именно ему с помощью специального оборудования удалось определить по полуистлевшим фрагментам документов и писем имена многих бойцов, которые погибли на нашей земле, но считались пропавшими без вести.

На извлеченном из гильзы листке бумаги, исписанном синими чернилами, поначалу почти ничего невозможно было разобрать – записка пролежала в земле более 70-ти лет. И лишь после обработки реактивами удалось прочесть имя и фамилию жены бойца – Анастасия Базлова, ее адрес (Щелковский район), фрагменты отчества солдата, год его рождения, номер дивизии, полка, роты и полевой почты. Это была фантастическая удача, дававшая шанс отыскать в архивах сведения о солдате. Как рассказал Александр Маковий, в годы войны смертный медальон бойцу заменяла книжка красноармейца – из обычной бумаги. Фрагменты таких документов поисковики и сегодня находят. Но после длительного пребывания в земле мало что удается из них узнать.

Александр Анатольевич с волнением рассказывает, как нашел гильзу-медальон. Говорит, что этот день никогда не забудет: «Место гибели бойцов мы обнаружили еще в конце 2016 года, но температура была минусовая, земля промерзла, и решили не извлекать останки до прихода тепла. Находку тщательно замаскировали. Продолжить раскопки смогли лишь 9 марта. Весенние и дождевые потоки приблизили останки двоих бойцов на склоне балки к поверхности земли, поэтому они оказались поврежденными плугом при обработке поля. Глубже в воронке лежали останки еще четырех бойцов. Сохранились фрагменты форменной ткани, нашлись пуговицы от кителя и шинели, солдатские ремни, подсумок с винтовочными патронами и наручные часы. Стальные ложки, покрытые медью, рассыпались прямо у нас в руках. Именно здесь мне попалась гильза от винтовки Мосина – самодельный смертный медальон красноармейца. Находка – поистине бесценная, ведь на основании ее пропавшему без вести человеку возвращена честь солдата, погибшего на поле боя. А это очень важно, потому что в годы войны боец, пропавший на фронте без вести, не считался героем».

У погибшего солдата –много родственников

Когда после экспертизы удалось установить некоторые данные о бойце, с просьбой узнать его имя и отыскать родных поисковики из отряда «Рубеж» обратились за помощью к крымским коллегам. Эту работу возглавила заместитель руководителя Крымской ассоциации поисковых организаций «Отчизна» Наталья Дзюба. Как оказалось, солдата звали Ефим Герасимович Базлов, 1912 г. р., рядовой, воевал в 266-й стрелковой дивизии, в 1010-м полку, числится пропавшим без вести с марта 1944 года. Имена остальных бойцов неизвестны. А чтобы найти родственников, подключились поисковик Алексей Кузнецов из Саранска, а также руководитель поискового отряда «Витязь» Сергей Туманов и корреспондент газеты «Впрямь» Наталья Дружинина (г. Щелково).

Как оказалось, у Ефима Базлова в его родном поселке Фряново в Подмосковье живут многочисленные родственники. Он ушел на фронт в 1941 году, остались жена и трое сыновей. Их уже нет в живых, и они не узнали, где погиб Ефим Герасимович. А вот трем его невесткам, племяннице, внукам, правнукам и праправнукам теперь известна судьба их родственника. Жена Ефима в свое время отправляла запросы, пытаясь узнать хоть что-то о муже, но ответов не получила. Так и смирились в семье с неизвестностью. И вот – как гром среди ясного неба – известие из Украины! Спустя 73 года близкие все же узнали, где завершил свой боевой путь Ефим Базлов.

 Родственники Ефима Базлова

Он был в числе тысяч наших бойцов, погибших на Никольском плацдарме

С правнуком Ефима Базлова, Дмитрием, недавно пообщался Александр Маковий. В переписке он сообщил парню, что его прадед воевал на территории Каменско-Днепровского района – на Никопольском плацдарме, где погибли с обеих сторон многие и многие тысячи человек. Для врага этот плацдарм был очень важен – именно здесь, в районе Каменки-Днепровской, было самое узкое место реки Днепр, и здесь были построены многочисленные понтонные переправы, по которым фашисты посылали подкрепление. Вражеская оборона состояла из трех мощных линий укреплений: глубокие траншеи и противотанковые рвы, минные поля, проволочные заграждения. Глубокие овраги были природными противотанковыми заграждениями. Орудий и минометов здесь находилось до 90 единиц на один километр фронта, а еще были танки, много пулеметных точек, пехота. При минусовой температуре, пронизывающем ветре и под непрерывным огнем вели наши солдаты бои с противником. Передний край тогда находился в семи километрах от Великой Белозерки, в которой располагались тылы, штабы, госпитали. Село постоянно обстреливалось орудийным огнем, его бомбила вражеская авиация. Кровопролитные бои здесь шли почти четыре месяца.

Только в Великой Белозерке – 11 братских могил, в которых захоронены более 7500 советских солдат и офицеров, погибших при освобождении соседних населенных пунктов. Как-то много лет назад на День Победы в село приехал фронтовик, освобождавший наш край. Стоя возле братской могилы, он сказал: «Посмотрите, сколько здесь написано имен, сколько лежит солдат. В разы больше их осталось в степи, на переднем крае». А другой участник боев вспоминал, что из-за сильного огня вылезти из окопа порой было невозможно. По несколько дней не привозили бойцам еду и воду. Солдаты обматывали тканью мерзлую землю и высасывали из нее живительную влагу.
На сегодня поисковики отыскали и перезахоронили только в нашем крае останки 4879 красноармейцев, установили имена 208 бойцов. По официальным данным на плацдарме погибло около 68 тысяч наших бойцов (по неофициальным – в разы больше). И еще 30 тысяч пропали без вести. Оставались лежать на поле боя целые подразделения, рубежи неоднократно переходили из рук в руки. Потом уже, когда войска отошли за Днепр, погибших хоронили местные жители – женщины, старики, дети стаскивали в окопы и воронки. Рассказы об этом передаются в селах из поколения в поколение.

Но были и такие места, куда люди зайти не могли – все было усеяно минами и снарядами, и случайно попавший туда человек или животное назад не возвращались. До 1946 года, пока саперы не провели разминирование, там так и лежали убитые солдаты и трупы животных. Местные жители рассказывали, что смрад стоял ужасный. И по сей день круглый год специалисты ведут обезвреживание взрывоопасных предметов времен войны, да и поисковики находят их сотнями.

По архивным данным, после изучения журналов боевых донесений, по найденным останкам погибших (когда удавалось установить, в каких частях они воевали) и по мемуарах фронтовиков стало известно, что на этом узком, в километр-полтора участке фронта, вели наступательные боевые действия 4-й механизированный корпус, 2-я инженерно-саперная штурмовая бригада, 28-я артиллерийская дивизия резерва главного командования,
130-я, 416-я, 417-я, а также 266-я стрелковая дивизия, в которой воевал Ефим Базлов. Он был направлен в эту воинскую часть после госпиталя. По номеру полевой почты установлено, что госпиталь находился в селе Орлянском Васильевского района Запорожской области.

За три месяца боев наши войска неоднократно получали пополнение – в основном это были призывники с освобожденных территорий и красноармейцы из госпиталей. Мужчин и парней, призванных военно-полевыми военкоматами, три дня обучали навыкам обращения со стрелковым оружием, а потом отправляли на передовую. Им не выдавали военную форму, не ставили на довольствие. Для большинства первая атака была последней. Выжили единицы, и то после тяжелых ранений.

Вместо эпилога

Ефим Базлов, вкладывая записку со своими данными в самодельный смертный медальон, надеялся, что ее прочитают после его гибели и сообщат родным. Так и случилось, правда с опозданием на 73 года. Как он погиб, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Но одно неоспоримо: он воевал до последней капли крови и остался на поле боя. Есть, конечно, надежда, что в архивах найдутся документы о наградах, которые рядовой Базлов мог получить за несколько лет войны. Может быть по журналам боевых донесений удастся восстановить фронтовой путь солдата и узнать имена его боевых товарищей.

Мы связались с невесткой Ефима Герасимовича, 76-летней Клавдией Базловой. Она рассказала, что в семье все обрадовались весточке из Украины. В поселке Фряново сейчас живут девять родственников погибшего солдата. В семейном архиве хранятся три фотографии Ефима Герасимовича. К сожалению, Клавдия Дмитриевна, никогда не видевшая своего свекра, мало что о нем знает. Говорит, что работал до войны на ткацкой фабрике, что его жена одна растила троих детей, письма с фронта не сохранилось. На вопрос, собираются ли они в Украину на перезахоронение Ефима Базлова и его однополчан, ответила, что будут обсуждать этот вопрос в семейном кругу. Тем более что украинские поисковики обещают встретить, проводить, оплатить поездку и проживание. Да и власти Фрянова, возможно, не останутся в стороне. Ведь сообщение, что стало известно место гибели фряновца, который считался без вести пропавшим, вызвало большой резонанс в поселке.

Так уж вышло, что найденные останки бойцов стали неделимы, перемешавшись под слоем земли. Пока они хранятся в специальных пластиковых контейнерах (их, к слову, предоставил нашим поисковикам Немецкий союз по уходу за воинскими захоронениями). И вряд ли стоит проводить дорогостоящую генетическую экспертизу, чтобы отделить останки Ефима Базлова от остальных. Ведь найдены несколько десятков фрагментов шести скелетов, и на их идентификацию потребуются огромные средства. Да и родственники бойца согласны, чтобы он был похоронен в братской могиле со своими товарищами. Торжественное перезахоронение планируется в октябре этого года, в годовщину освобождения района от фашистов.

Низкий поклон поисковикам, которые возвращают из небытия имена защитников Родины, с воинскими почестями и по православному обряду хоронят их останки в братских могилах! Вечная слава погибшим героям!

Галина БЛАНУЦА, фото предоставила Наталья Дружинина


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Еженедельная региональная газета РОСТ издается с 3 ноября 2004 года – и за это время завоевала репутацию популярного издания, оперативно информирующего о новых предложениях рынка товаров и услуг. Популярность газеты растет, в первую очередь, благодаря тому, что РОСТ как универсальное издание стремится предоставлять своим читателям наиболее полную и объективную информацию.

Специализация газеты: новости, реклама товаров и услуг, частные и коммерческие объявления, вакансии, справочные материалы, юридические консультации; 45 каналов телепрограммы с анонсами и другая информация.

Издание имеет статус областного и распространяется городах Энергодаре, Каменке-Днепровской, Днепрорудном, Васильевке, Михайловке, а также в Каменско-Днепровском, Велико-Белозерском, Васильевском и Михайловском районах.

Контакты

Почтовый адрес:
71503, г. Энергодар, пр. Строителей, 17/2, офис 27 – 30.
Тел./факс:
(06139) 4-04-32; 6-00-06; 6-07-80
E-mail:
rost@oriontv.net

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |