
Разочарование вызвал презентованный нардепам на прошлой неделе проект Госбюджета на 2017 год. На фоне очередного провального голосования закона о спецконфискации арестованных активов Януковича (около 40 млрд грн) и несбывшихся обещаний власти по Госбюджету2017, он, по первым оценкам экспертов, обещает быть бюджетом нищеты. Увы!
Нет даже намека в проекте бюджета получить внутреннего инвестора – простого, рядового украинца. Ибо опять видим в нем фактический отказ от индексации доходов населения на инфляцию при продолжении налогообложения пенсий, сокращении государственной помощи на детей одиноким матерям, ничтожно малом повышении социальных стандартов, не покрывающих потери населения от инфляции, повышении прожиточного минимума до 1544 грн, при его реальной величине почти вдвое больше – 2885 грн.
Прогноз доходов бюджета не предусматривает осуществления мероприятий по детенизации и деоффшоризации экономики. А там прячется, по оценкам экспертов, половина экономики и, соответственно, половина недополучаемых бюджетом средств.
Удивила реальная децентрализация, которая заключается в перекладывании на плечи местных бюджетов дополнительных расходов по финансированию медицины, образования и других новелл без дополнительных источников их наполнения.
В Госбюджет закладывается 50 млрд грн на субсидии (на 10 больше нынешнего года), хотя число домохозяйств, их получающих, в планах правительства должно вырасти в полтора раза – с 6 до 9 млн. И, конечно же, так и не решен когдато обещанный вопрос монетизации этих субсидий (выплат наличкой).
Встретились в инетернете рассуждения эксперта А. Родионова о 4летнем плане помощи разрушенной Европе – плане Маршалла. Он его сравнивает с планом МВФ для Украины. Разрушенная войной Германия была более в плачевном положении по сравнению с нами, денег от США (в нынешних ценах) они получали меньше, нежели мы ежегодно от МВФ. А отдача с каждого доллара помощи составила от 10 до 20 дол.! И он с сожалением констатировал влияние человеческого фактора на успех у одних и неудачи у других, о чем и мы неоднократно сожалели.
Родионов приводит такой пример эффективной политики расходования средств помощи канцлером Аденауэром. Это развитие жилищностроительной отрасли: финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования. А коммерческим банкам просто выкрутили руки, обязав их выдавать не менее 50% от общего объема кредитов на финансирование строительства, по ставке, не превышающей 4,5% годовых.
А куда же мы инвестировали свои сбережения 25 лет независимости? В автопром «загнивающего» Запада! По информации экспертов, на заре независимости у нас было 1,5 млн легковых авто, а сейчас от 8 до 10 (202 на 1 тыс. жителей). Чтобы их приобрести, из страны по самым скромным подсчетам было выведено не менее 100 млрд долларов! Не в «зеленых», а в результатах нашего труда: продукции, услугах, полезных ископаемых. Открою большой секрет, о котором ни разу не приходилось слышать или читать в СМИ, кроме, разумеется, экономических теорий. Вывод денег приводил к нехватке валюты на другие цели или отрицательному сальдо внешнеторгового баланса. В результате обесценивалась гривна. Поэтому за каждое престижное авто реально расплачивался своими сбережениями не только его радостный собственник, а и миллионы беднейших слоев населения, вынужденно «помогающих» ему. Вот и сейчас наметившаяся нехватка доллара вследствие политики НБУ вновь «погнала» его курс в обменниках вверх.
Кстати, любая попытка нашей власти акцизами и пошлинами ограничить поток закупаемых на Западе авто достаточно жестко пресекается им угрозой соответствующих санкций, в том числе от Всемирной торговой организации (ВТО). Но есть пример Сингапура, который сумел обеспечить пустынные дороги и улицы и избежать санкций. Каким образом? А «драконовским» налогом, который у нас назывался дорожным сбором. Поэтому небедные сингапурцы не спешат обзаводиться авто. При этом, кроме прямого сокращения вывода валюты из страны, есть еще и косвенное – за счет снижения количества закупаемых нефтепродуктов. И никаких претензий к Сингапуру.
Стыдно читать сообщения и о том, что кредиты Мирового Банка, которые предоставляются на развитие, для реализации структурных реформ, правительством хронически недоиспользуются. Речь идет о нескольких миллиардах долларов!? Это и боязнь ответственности власти за разворовывание кредитов, и пресловутое «качество человеческого материала», к которому мы еще не раз вернемся. Ведь деньгито даются не просто так, а под реальный бизнесплан, делать который, оказывается, некому. Банальной истиной является утверждение о том, что во всех странах, достигших значительных результатов в своем развитии за сравнительно небольшие промежутки времени, определяющей была роль государства в долгосрочном стратегическом планировании. Ибо бизнес – прекрасный тактик, но плохой стратег.
Эксперты в области финансов и экономики утверждают, что вложения капиталов в инфраструктуру (те же дороги) приносят 1,6 доллара прибыли на один вложенный, а один доллар, вложенный в образование, в долгосрочной перспективе приносит по разным оценкам от 8 до 15 долларов. Медицина не только продлевает время трудовой жизни сограждан, но и в перерасчете на один вложенный доллар, в том числе в профилактику заболеваний, дает 11,5 доллара прибыли!
Есть еще немало заманчивых проектов, площадок для выгодных инвестиций. Знает ли, например, читатель, что такое Smart City?
Smart City (умный город) – достаточно широкое понятие. Основными целями его является перевод как можно большего количества услуг в электронный формат, автоматизация работы городских органов и центров оказания административных услуг, внедрение электронных билетов и, конечно же, электронной медицины и образования. Необходимость в Smart City обосновываются нашей действительностью: часами нашей жизни в автомобильных пробках, в очередях к врачам, в коридорах перед кабинетами чиновников. Это при том, что среднестатистический украинец живет 65 лет – примерно 600 тыс. часов. Одно только ежедневное одночасовое стояние в пробках или ожидание в очередях отнимает у нас почти 24 тыс. часов жизни. Для сравнения: пятилетний курс обучения в университете – 14,6 тыс. часов.
Коечто у нас уже сделано по программам Smart City, многое начинает внедряться или в планах властей. Гдето ростки положительных перемен, а коегде и кластеры (пучки). Например, Киев стал пятым городом в мире, где за проезд в метро можно рассчитаться прямо на турникете по технологии бесконтактной оплаты MasterCard.
В перечне аналогичных новинок качественные коммунальные услуги, безопасность, инновационный транспорт, медицина, электронные закупки, «Электронные петиции», единый диспетчерский центр, автоматизированная система управления дорожным движением, системы видеонаблюдения, «Электронное обучение», «Электронный рецепт», мониторинг дорог («Навизор» в Днепре), карточка жителя, которая объединяет всевозможные функции – от электронной цифровой подписи до проезда в транспорте.
И выгодные инвестиции, и одновременно энергосбережение – это LEDтехнологии (светодиодные). Современные системы освещения, которые используют LEDтехнологии, позволяют экономить до 7080% электроэнергии, а служат намного дольше стандартных ламп. По прогнозам, к 2017 г. 50% всего освещения в мире будет светодиодным, а к 2020 г. – более 75%. Инвестиции в энергосбережение окупаются за 23 года.
Украина имеет все для того, чтобы занять ведущие позиции на мировом рынке LEDпродукции, хотя ежегодно импортирует светодиодной продукции на 100150 млн дол. В мире есть всего тричетыре страны, располагающие собственными технологиями производства высококачественных чипов и собственной научнопроизводственной базой для создания полного цикла изготовления LED. Наша страна входит в их число. Есть и уникальные технологии для производства высококачественной LEDпродукции (оформлено более 50 патентов), и научная база. Инвестиций всегото требуется 1518 млн дол. для того, чтобы за три года полностью насытить внутренний рынок страны. Причем по цене на уровне недорогих китайских светодиодов, но значительно более высокого качества.
Тот же «Энергоатом» может построить завод LEDпродукции, передать его в управление управляющей компании, а когда понадобятся деньги на продление ресурса блоков АЭС или их вывод с эксплуатации – выставить его на продажу. Это взамен планируемых в Госбюджете2017 средств на приобретение Минэнергоугольпромом ценных бумаг правительства (цену им мы знаем!) в соответствии с Законом Украины «Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности». Правда, надо изменить указанный выше закон.
Есть еще у нас авиастроительная отрасль – практически единственная высокотехнологическая отрасль, которая еще осталась в Украине. Без господдержки она умрет! А она разрабатывала и частично выпускала прекрасные, конкурентоспособные самолеты Ан38, Ан70, Ан140, Ан148, Ан178. Всего несколько стран в мире имеют такой и выше уровень развития авиапромышленности. Проблемы этой отрасли вызвали у автора ассоциацию с проблемами корпорации «Форд» 70х годов прошлого века. Энергокризис привел к падению спроса на авто корпорации, необходимости срочного перехода заводов корпорации на выпуск экономичных малолитражек. И это на фоне многомиллиардных убытков. Главный менеджер «Форда» Ли Яккока сумел пролоббировать мощную финансовую поддержку державы, что позволило корпорации избежать банкротства и при этом выполнить недешевую модернизацию производства. А чем мы хуже? Бесталанные?
Кстати, проект закона о Госбюджете говорит, что «государственные гарантии могут предоставляться в объеме до 31,67 млрд грн на основании международных договоров финансирования инвестиционных, инновационных, инфраструктурных и других проектов развития, которые имеют стратегическое значение и реализация которых будет содействовать развитию экономики Украины, проектов, направленных на повышение энергоэффективности и укрепление конкурентных преимуществ украинских предприятий».
В завершение – еще об одном стимуле к появлению внутреннего инвестора, вкладывающего доходы не в оффшоры, а в развитие производства. Это предложение по введению налога на выведенный капитал. Авторы его Т. Шевцова и А. Шемяткин при поддержке бизнеса (более 200 фирм) начали общественную адвокационную кампанию в поддержку системного законопроекта, в котором предлагается заменить налог на прибыль налогами на выведенный капитал и на дивиденды. Прибыль, полученная и оставленная в Украине, использованная на развитие производства, на создание рабочих мест, налогом облагаться не должна.
Это система, в которой облагаются только выведенные из бизнеса средства для личного потребления. Если средства выводятся как дивиденды по решению собственника, средства облагаются по ставке 15%, а скрытое распределение в виде приравненных платежей – по ставке 20%. Кстати, Александр Шемяткин – это тот юрист, который некоторое время был начальником юротдела АЭС, замдиректора КТПК «Днепр».
Алексей ГОРДИЕНКО

























Комментарии:
нет комментариев