«Три точки, три тире, три точки...» – этот тревожный сигнал SOS, озвученный морзянкой, до сих пор звучит из радиорубок терпящих бедствие кораблей. Но мало кто из выживших моряков помянет добрым словом Сэмюэла Морзе, того, кто пусть косвенно, но способствовал их спасению...
27 апреля 1791 года в Нью-Йорке в семье священника Джедедии Морзе появился на свет мальчик, которого назвали Сэмюэлом. Отец был человеком состоятельным, поэтому, когда отпрыску исполнилось 16 лет, определил его в престижный Йельский колледж.
К наукам тяги не имел
К учебе Сэм отнесся спустя рукава, зато в нем внезапно проснулся талант художника. Свою творческую карьеру он начал с создания портретов сокурсников. Родные, поняв, что ни бизнесмена, ни клерка из него не получится, отправили недоросля в Англию для изучения живописи.
С берегов Туманного Альбиона Сэмюэл вернулся уже маститым художником. За два года он исколесил практически всю территорию США, а, заработав на портретах, переключился на создание монументальных исторических полотен и создал Национальную академию рисунка, которую в качестве президента возглавлял почти двадцать лет.
Единственными известными на сегодняшний день произведениями, созданными Морзе, остались портреты его друзей – героя гражданской войны маркиза Лафайета и известного автора приключенческих романов Фенимора Купера. Да плюс к этому – невостребованная тогда гигантская картина «Лувр», на оборотной стороне которой были изображены копии самых знаменитых шедевров этого музея. Создавался «Лувр» опять же во время вояжа в Англию, а когда работа была закончена, художник вместе с ней отправился на родину.
И вот тогда, на борту пакетбота «Сэлли», с ним произошла метаморфоза. Одной из самых обсуждаемых пассажирами тем во время длительного путешествия были открытия в области электричества Луиджи Гальвани и Майкла Фарадея.
«Славны дела твои, Господи»
И вот, слушая дискуссии на борту лайнера, Морзе вдруг понял – вот оно, решение проблемы: гальваническая батарея в качестве источника питания, провода и реле, которое даст короткие и длинные сигналы. Тогда, во время плавания, изобретатель пожалел, что в период обучения в колледже он пренебрегал занятиями по техническим дисциплинам. Еще в каюте он успел сделать примитивные наброски по созданию телеграфного аппарата, а дальше был долгий и трудный путь к славе и богатству.
Первая модель телеграфного ключа была изготовлена в 1831 году. Спустя несколько лет появились и азбука Морзе, и спонсоры в лице промышленников, которые были готовы вложить деньги в создание телеграфа. Правда, они не торопились. Стало известно, что подобная идея уже частично реализована в Европе инженерами Уитстоном и Стейнхелом, а отцом изобретения вообще следует считать русского барона фон Шеллинга, который предложил императору Александру I этот проект связи еще в 1825 году.
Тем не менее, Морзе не отступил. Он нашел консультанта в лице физика Джозефа Генри, который указал на недостатки проекта. В 1843 году Конгресс США дал добро на его реализацию, а девушка-курьер, сообщившая об этом изобретателю, была удостоена чести передать по пробной линии связи первое сообщение, взятое ею из Библии: «Славны дела твои, Господи».
А дальше началась непростая реализация проекта. Прокладка траншей с кабелем в свинцовой оболочке оказалась нерентабельной по причине невозможности ликвидации коротких замыканий. Более простое решение – воздушные линии, проложенные по столбам и деревьям с использованием горлышек пивных бутылок в качестве изоляторов, несколько повысили надежность.
Триумф же состоялся, когда по линии связи, опережая курьерскую почту, из Балтимора, где состоялся съезд республиканцев по выдвижению кандидата в президенты, пришло сообщение в Вашингтон о его результатах. С этого момента ее стали использовать железнодорожные и судовые компании, которым надо было координировать транзит грузов, затем клиентами стали газеты, которые соревновались в получении и последующей публикации свежих новостей.
Но это был для Морзе непростой период. Ему приходилось судиться и с партнерами по бизнесу, и с подрядчиками по строительству, которые старались сэкономить, разумеется, в свою пользу. Тем не менее, в 1854 году Верховный суд США признал за ним все права, а спустя два года патенты приобрела компания «Вестерн Юнион», которая сделала когда-то бедного Сэма миллионером. Правда, сам Морзе к богатству относился равнодушно. Вплоть до своей смерти, последовавшей в 1872 году, он активно занимался меценатской деятельностью, помогая колледжам и начинающим художникам.
Подготовил Олег ВАЛИК
Комментарии:
нет комментариев