Какую роль выполняет сказка в жизни человека? Для чего мы читаем их детям?
Может показаться, что сказка - это чей-то малопонятный вымысел, фантазии, а чтение сказок детям - пустая трата времени: "Ребенок и без них вырастет и спокойно проживет…". Так ли это?
В действительности сказка - это наиболее древний формат передачи знаний о жизни. Вначале сказка была источником информации, она позволяла хранить историю народа в памяти людей, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Она была призвана вдохновлять, передавать знания, помогать усвоению правил и норм окружающего мира, служила способом общения. Веками народные сказания проливали свет на человеческие отношения, модели поведения, фокусировали внимание на способ решения конфликтных ситуаций. Сказки - это мудрость веков.
Проходит время, меняются общество, обычаи, государства и языки - а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям. Такая долгая жизнь сказочных сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде зашифрованы все основные человеческие проблемы и внутренние конфликты.
Как же работает сказка в детском возрасте? До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребенка должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.
На пути к взрослой жизни ребенку приходится сталкиваться с различными эмоциональными трудностями, внутренними переживаниями, которые связаны со многими процессами - выход из детского зависимого положения, самоутверждение, осознание своих достоинств, переживание эдипового комплекса, развода родителей, соперничество между братьями и сестрами и т.д. В связи с этим ребенка могут одолевать чувства страха, вины, стыда, гнева, о которых он не хочет или просто-напросто не может рассказать, так как он сам еще не понимает, что с ним происходит. И именно сказка инсценирует страхи ребенка, помогая ему осознать их и преодолеть.
Каждая из сказок отражает конфликты и тревогу на всех стадиях развития ребенка. К примеру, такие сказки как "Теремок", "Курочка Ряба", "Репка" помогают проработать травму рождения. Страх отделения от родителей преодолевается в сказке "Колобок". Русские народные сказки о животных (к примеру, сказочный цикл о Вине-Пухе и его друзьях) дают ребенку возможность выплеснуть свои агрессивные импульсы. Ему необходимо учиться справляться со своим страхом, и в этом сказочная символика предоставляет ему образы - Бабы-Яги, Бармалея, Кощея - для вывода страха вовне. Серия сказок Корнея Чуковского, сказки Пушкина готовят ребенка к полоролевой идентификации.
Важно читать ребенку сказки, которые создавались носителями народных традиций (сказки Перро, Андерсена, Пушкина) или - в непосредственном контакте с детьми (как сказки Чуковского и Кэрролла).
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Иногда очень многое можно понять, просто спросив ребенка, какая у него любимая сказка. Важно и то, как именно он расскажет свою любимую сказку. Или можно попросить его сочинить свою сказку: "Сочини сказку о мальчике пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способы реагирования, поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
Терапевтическая сказка - оказывает позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Это истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. В них, как и в народных сказках, ситуация всегда обретает целостность: герой (с которым ребенок охотно отождествляет себя) преодолевает трудности и становится сильнее.
Сказка - метафорическая призма, сквозь которую рассматривается сложившаяся конфликтная ситуация. Чувствуя себя защищенным сказочной реальностью, ребенок может сформулировать собственные чувства и осознать желания.
Сказка помогает каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширяет его мировосприятие.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развивая его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
Екатерина КРАВЧЕНКО,
психолог-психоаналитик, Клуб семейного развития "Росток"
Комментарии:
нет комментариев