С наступлением сентября у школьников и их родителей возникает масса проблем, связанных не только с учебой. Вопрос, чем занять ребенка после уроков, – один из самых насущных. Пока родители решают, какую выбрать для своего чада секцию – гиревого спорта или кружок оригами... Ну а «Улица Заречная» ознакомилась с работой некоторых школьных кружков и секций Запорожья
Стоит отметить, что за последние 3 – 4 года система внеклассной работы в средних школах претерпела значительные изменения. Теперь уже трудно найти школьный кружок, в рамках которого преподаватель, опираясь на многолетний опыт, обучает чему-то детей, а те молча, как шаолиньские монахи, впитывают знания Учителя. Подобная иерархия сохранилась только там, где по-другому быть не может. То есть, в основном, в спортивных секциях. Остальные кружки становятся куда более демократичными. Кроме того, «классические» кружки вытесняются новыми объединениями школьников, которые уже и кружками назвать сложно: командами «Что? Где? Когда?» и КВН, школьными газетами, ученическим самоуправлением, экологическими и общественными клубами.
Экология – прежде всего
В гимназии №107 (Южный микрорайон Запорожья) центром внеклассной активности школьников является объединение «Аделаида». О его богатом прошлом и насыщенном настоящем рассказала руководитель «Аделаиды», учитель биологии Людмила Гаврюшина. Сегодня у объединения четыре направления деятельности: туристическо-краеведческое, просветительское, природоохранное и научно-исследовательское. Но в основе каждого лежит любовь к природе, а прогулки, путешествия, походы, работа «в полевых условиях» являются обязательными пунктами для участников «Аделаиды». «Одно дело – изучать растения и животных по учебникам, а совсем другое – увидеть все это своими глазами», – объясняет Людмила Гаврюшина. Ребята участвуют в слетах и конференциях на экологическую и краеведческую тематики, являются членами Малой академии наук, организовывают конкурсы и другие мероприятия, конечно же, занимаются уборкой зеленых зон города. Они также проводят экскурсии вокруг Гребного канала и по острову Хортица.
Результат работы «Аделаиды», как говорится, налицо! Члены объединения на вопрос «Как изменило вашу жизнь участие в экологической работе?» отвечают по-разному, но сходятся в одном: отношение к окружающей среде изменилось в корне. Некоторые ребята признались, что и сами раньше, бывало, мусорили в лесу и на улице. А теперь учат других уважать природу. А вот Людмила Гаврюшина отмечает у детей из «Аделаиды» изменения не только в экологическом мировоззрении: «Учился у нас один парень. В 5-м классе был тихим, неприметным, даже невзрачным мальчиком, плюс еще и полноватым… После того, как включился в работу объединения, стал меняться буквально на глазах! И теперь это два метра красоты, студент, интересный и общительный молодой человек». То же самое руководитель объединения замечает в некоторых своих сегодняшних подопечных: особая атмосфера походов, сплоченный коллектив, работа на общую благородную цель – все это помогает подросткам бороться со своими недостатками и открывать в себе новые способности и таланты.
Работают в 107-й гимназии и «классические» школьные кружки. Впрочем, «классические» еще не значит «обычные». Так, уже около 10-ти лет учащиеся имеют возможность работать с глиной в кружке «Керамика», петь в вокальном коллективе «Лира», после уроков старшеклассники играют в футбол и баскетбол, занимаются гимнастикой в спортивных секциях школы.
Кружки превращаются в центры
На другом конце города, в школе №69 Бородинского микрорайона, внеклассная работа разделена на патриотический, спортивный, трудовой и другие секторы. О работе по этим направлениям рассказала руководитель школьных агитбригад Наталья Гава: «Мы поняли, что в некоторых направлениях нам недостаточно просто кружков, состоящих из, скажем, пяти человек. Теперь есть несколько тематических центров, вокруг которых и организовывается работа отдельных групп». Например, патриотический сектор сосредоточен на базе школьного музея им. Василия Чуйкова, лучшего школьного музея города. Там проводятся встречи с ветеранами, лекции для школьников, в том числе и учеников других школ. Большой объем работы лежит именно на учащихся: они выступают лекторами, собирают информацию и экспонаты для музея.
«Как можно оценить трудовой кружок? Никакие места они не занимают, но выйдите во двор и посмотрите на нашу клумбу! Выдели где-нибудь такую? Пусть не по грамотам, но работу наших кружков все равно видно», – говорит Наталья Гава о «недооцененных» кружках школы.
Впрочем, и официальных достижений у внеклассного сектора достаточно. КВН по правилам дорожного движения, подготовленный 69-й школой занял первое место в Ленинском районе и третье в городе, а в районных конкурсах по ПДД и противопожарной безопасности агитбригада школы заняла второе место.
Напоследок мы попросили Наталью Гаву рассказать о том, как же в такое непростое время удается привлекать детей к таким объединениям. «Проблема, конечно, большая, – утверждает учительница. – Причем проблема на уровне государства! Кружки вне школы – платные, иногда дорогие. Как результат – дети растут на улице, попадают в «плохие компании», оказываются в неприятных ситуациях… Поэтому при школах открываем кружки, проводим показательные выступления, делаем яркие объявления, стараемся привлечь как можно больше детей. На самом деле, главное – привести ребенка в первый раз. А там они сами видят, что в кружках происходит, что все это интересно и полезно – и работа идет сама собой».
Максимальный результат при минимуме затрат?
По традиции родители, едва услышав о секциях и кружках, чуть ли не первым делом задают вопрос: сколько? Людмила Гаврюшина даже не дала договорить: «Что вы! Никакой оплаты!». Действительно, школьные кружки финансируются из школьного бюджета. Во всяком случае, никаких регулярных взносов родителям делать не надо. Другое дело, что материальные возможности школ не безграничны – и в процессе обучения придется заплатить, например, за экскурсию, на которую ребята поедут всей группой, или «спонсировать» поход. Правда, и это, скорее всего, не ляжет бременем на родительские плечи. Например, недельное проживание в палаточном лагере (вместе с питанием и проездом!) обошлось ребятам в 200 грн. Сравните эту сумму со средней стоимостью путевки в детский лагерь (3 – 4 тыс. гривен).
Кружки в школах могут вести не только педагоги данного учебного заведения. В таком случае посещение будет, конечно, небесплатным. Например, в 69-й и 109-й школах города в этом году открыл секцию бальных танцев клуб «Рубин». Известно, что секции бальных танцев для детей считаются самыми дорогими. Так вот, в этих школах месяц обучения (2 раза в неделю) обойдется родителям будущих танцоров в 100 грн.
Глас народа
«Улица Заречная» поинтересовалась у запорожских школьников, какие кружки и секции они посещают и какие хотели бы посещать в своей школе или своем районе.
Антонина Яндоловская,15 лет:
– Я занимаюсь на курсах журналистики. Помимо этого я бы хотела, чтобы в нашем районе или нашей школе был музыкальный кружок, небольшая музыкальная школа.
Екатерина Сидоренко, 15 лет:
– Стараюсь участвовать во всех олимпиадах и конкурсах, увлекаюсь журналистикой, делаю первые шаги в литературе. В общем-то, мне этих занятий достаточно. Пожелание только одно: все успевать.
Юлия Нестеренко, 14 лет:
– Помимо экологической организации посещаю художественную школу. Очень хотела бы участвовать в таком детском объединении, где можно было бы глубже изучать медицину: болезни и методы их лечения.
Сергей Учуев, 14 лет:
– Я – проводник на Детской железной дороге. Мы с друзьями любим кататься на скейте, поэтому очень хотелось бы увидеть в нашем районе скейт-парк или еще лучше – скейт-школу.
Илона Кравченко, 15 лет:
– Я кружки никакие пока не посещаю, но очень хотела бы научиться играть на гитаре. И на барабанах. Поэтому было бы неплохо, если бы в нашей школе была музыкальная мини-школа.
Валерия Педько, лет:
– Уже много лет я занимаюсь бальными танцами. Что бы я хотела видеть в школе? Например, клуб астрономов.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев