Ну, вот и появились повсюду, особенно на прилавках всех магазинов, особенные сердечки. Различать этот признак умеют, пожалуй, все – это признак, что приближается День святого Валентина. Как нужно реагировать на это приближение, знают тоже почти все. Надо спросить гугл: что новенького в этом году? Он отвечает, что пока все то же: открытка в виде сердечка, цветы, романтический ужин и признание в своих чувствах.
Скажем прямо: ничего в перечисленном гуглом плохого нет – это трогательно и присутствует в жизни каждого современного человека. Но как присутствует? По законам земной жизни: приходит время, встречаются молодые люди, влюбляются, женятся и живут долго и счастливо, а потом, взявшись за руки, уходят в вечность. Их любовь переживает времена своего года и не исчезает, а преображается вместе с ними: весна, лето, осень, зима. Весной их радуют цветы и первые чувства, летом – дети и заботы, осенью – свобода и полнота жизни, зимой – внуки и спокойная мудрость. Так выглядит христианский идеал возрастания в любви мужчины и женщины в благословленном Богом браке.
Но если перепутать времена года, если сказать юному человечку, у которого еще нет жизненного опыта, что бывает только весна, а если есть и лето, то только для того, чтобы срывать плоды и наслаждаться? Поэтому торопись, пока молод, потому что движение твоей крови – это и есть любовь.
В русском языке у этого слова есть много значений, отчего можно легко запутаться, о чем идет речь. Греческий язык, к примеру, знает четыре слова: эрос, сторге, филиа, агапэ. Слово эрос означает сильную тягу удовлетворить чувственное желание. Эрос не отдаёт, не дарит себя, а ищет только удовлетворения своих потребностей. Интересно, это слово ни разу не употребляется в Новом Завете. Этот вид любви бесконечно далёк от уровня той любви, которую Бог ожидает от людей.
Сторге описывает любовь между родителями и детьми или любовь между членами семьи. Филиа означает привязанность, дружбу, единство взглядов, взаимодополнение. И наконец, слово агапэ - это самый высокий уровень любви. Нет ее лучше, чище, выше или превосходнее: она не ищет выгоды, но напротив, она ищет, что может отдать. Когда человек любит искренне, тогда его не ранит и не унижает, что ему не отвечают взаимностью. Он любит не для того, чтобы получить что-то в ответ. Он любит просто потому, что любит.
Вот это и есть то чувство, которое рождается, развивается и крепнет в течение жизни, вместе с опытом – ошибками и успехами. Только в зрелом возрасте, пройдя все времена года, мужчина и женщина могут сказать, что они научились любить. Или не научились. Эта любовь не проходит, не изменяется, а уходит с ними в вечность.
Но что же празднуется 14 февраля? Что знает об агапэ ребенок в детском саду, школьник или студент? Давайте посмотрим. И начнем с самого начала – названия. Почему день назван именем святого? Возьмем календарь и проверим: 14 февраля нет памяти названного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: мученика Валентина - 30 июля и двух мучеников - 24 апреля и 6 июля, но ни один из них не является тем, с именем которого связано появление так называемых «валентинок». Католическая церковь 14 февраля празднует память святых Кирилла и Мефодия. Вот первое недоразумение и звоночек: не может доброе дело начинаться с неправды, если даже она выглядит привлекательно.
Пойдем далее: существует легенда о святом Валентине, которая повествует о том, что император Клавдий (около 269 г.) запретил обряд венчания, но епископ Валентин пренебрег запретом и совершал венчания тайно. Его бросили в тюрьму, там он исцелил дочь тюремщика. За день до казни Валентин попросил бумагу, ручку и написал девушке письмо. 14 февраля его казнили, а девушка открыла записку о любви, подписанную «твой Валентин». Однако и здесь не сходится: древняя Церковь не знала специального чина венчания, в нынешнем виде он появился не раньше IX века. Еще один звоночек неправды.
Кроме того, можно отметить полное несоответствие названия праздника с его содержанием - культ чувственной любви соединен с почитанием святого, в житии которого нет ни слова о его особенном отношении к влюбленным. Наверное, этого достаточно, чтобы не воспринимать всерьез выдуманную, никакими историческими фактами не подтвержденную, историю.
Да уже, наверное, многие догадались, кем и зачем она придумана. Скажем мягко: предприимчивыми людьми. Современный мир быстрее и легче воспринимает идеи маркетологов и бизнесменов, которые заинтересованы в «валентиновой» продукции и зарабатывают прибыли. Это не гимн настоящей любви, а коммерциализация человеческих эмоций.
Но это было бы не страшно, если бы такие праздники не задевали молодую, еще не зрелую душу. На первый взгляд, что может быть плохого в том, чтобы подарить девушке цветы или обменяться подарками с любимым человеком? Но, может быть, если бы мы лучше знали свою историю и православную культуру, чужой неправде не так легко было бы проникнуть в наши сердца. Они были бы полны живительным теплом и светом примеров святых людей, и тогда необходимость быть внимательными и нежными друг к другу стала естественной потребностью души, ее привычным состоянием. Открытки на второй день будут выброшены, ужин съеден, цветы увянут, влюбленность пройдет. 14 февраля – один раз в году, а человек хочет любить и быть любимым каждую минуту своей жизни.
В православной церкви есть свои покровители влюбленных – святые князья и супруги Петр и Феврония, память которых празднуется 8 июля. И хотя этот день отмечается без открыток и сердечек, но он – о настоящей агапэ, любви, которую ждет каждая человеческая душа. В этот день можно зайти в храм, обратиться к святым Петру и Февронии, изображенным на иконе, и попросить в молитве научиться не призрачной влюбленности, а непреходящей любви. А вдруг рядом будет о том же молиться чудесная девушка, которая думает так же, как и юноша?
У каждого есть выбор, на который повлиять никто не может: праздновать в феврале маркетинговый праздник или в июле - День любви, семьи и верности. Мы только напомним не новую, но важную истину: если мы, православные люди, не будем дорожить нашими традициями, стремиться узнавать их и возрождать, то вместо них будут навязаны иные, чуждые, уводящие нас от правильных путей.
Комментарии:
нет комментариев