
Меня всегда поражали люди, чьи мысли и идеи опережали свой век на столетия. В их числе, например, французский драматург, философ, поэт и писатель, сатирик и дуэлянт Сирано де Бержерак. В его творческом наследии, особенно фантастических произведениях таятся необъяснимые для нас загадки. В свое время это дало повод для советского писателя Александра Казанцева написать блестящий научно-фантастический роман «Острие шпаги», в котором необычайные способности Сирано объясняются инопланетным происхождением его предков.
В те же времена, 4 сотни лет назад английский поэт и проповедник, настоятель лондонского собора Святого Павла Джон Донн оставил для потомков свой бессмертный афоризм: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». И вот что интересно: за 4 столетия человечество морально и нравственно не «дозрело» до такого проникновенного сочувствия чужой уникальной и неповторимой жизни, до высшей фазы человеческой нравственности. Именно нравственности, поскольку общественная мораль дает искаженное представление о нашем нравственном совершенстве. Земную цивилизацию-самоубийцу от упадка морали и нравственности не остановила недавняя (в мерках цивилизации) история двух мировых войн с их неисчислимыми жертвами и страданиями.
Автору какой-то внутренний голос подсказывает, что проповедуемую Джоном Донном высшую фазу человеческой нравственности можно было реализовать, по крайней мере в устоявшихся демократиях Запада, в открывавшемся Окне Овертона на изломе тысячелетий. Но эта возможность была утрачена. И теперь, по мысли автора, неизвестно, когда откроется это окно дискурса или Окно Овертона, чтобы высшая фаза человеческой нравственности от Джона Донна стала будничной в цивилизованном обществе.
Напомню вам, читатель, об открывавшихся возможностях для земной цивилизации. Вторая Мировая война, как многие полагали и полагают, поставила точку тоталитарным режимам: итальянскому и японскому фашизмам, немецкому атеистическому и националистическому рабочему социализму (сокр. – нацизму). Холодную войну у последних тоталитарных режимов: советского псевдоинтернационального социализма и, созданных по его образу и подобию, социализмов соцлагеря выиграли либеральные демократии Запада. Причем, либеральные революции в лагере социализма прошли практически бескровно. Никто особо не желал защищать казарменный режим! Хотя…
30 лет назад, 4 июня 1989 года, коммунистические власти Китая жестоко подавили массовые акции протеста на площади Тяньаньмэнь (Небесного спокойствия) в центре Пекина. После смерти в 1976 году основателя китайского коммунистического государства Мао Цзэдуна политическое руководство КНР решило реформировать плановую экономику. В 1978 году неофициальный лидер КНР Дэн Сяопин провозгласил политику «реформ и открытости», ограниченно разрешившую мелкое предпринимательство. Капитализм начал расти как на дрожжах вширь и вглубь, захватывая все новые сферы, существенно повышая уровень жизни населения. Но и одновременно вызывая социальное расслоение и вызревание гроздьев гнева.
Выступления студентов начались в апреле, после смерти бывшего генерального секретаря ЦК компартии Ху Яобана, которого считали сторонником либерализации. 19 мая глава правительства Ли Пэн объявил о введении военного положения. Военное положение не остановило протесты. Выступления студентов и рабочих были названы в коммунистическом руководстве «контрреволюционным мятежом». Состав манифестантов был крайне неоднороден, а требования противоречивы: от интеллектуалов, полагавших, что правительство погрязло в коррупции и управляет страной тоталитарными методами, требовавших решительного продолжения реформ, до городских рабочих, считавших, что реформы в Китае зашли слишком далеко и возникшая в результате высокая инфляция и безработица угрожает им и их семьям. А многочисленные демонстрации госслужащих, появившихся на Тяньаньмэнь в конце мая с портретами Мао Цзэдуна, сопровождались лозунгами наведения порядка. Заметные антирыночные мотивы звучали в выступлениях рабочих активистов, хотя носили в основном антикоррупционный характер. Протестующие осудили попытку экстремистов запятнать краской портрет Мао Цзэдуна, выставленный на мавзолее, и передали их самих властям для наказания. 4 июня в час ночи войска окружают Тяньаньмэнь. Счет погибшим шел на сотни, возможно, даже на тысячи – точное число погибших так никогда и не было установлено. Либеральной экономике компартийный режим открыл «зеленую улицу». И она торжествует!
Также можно оценить и А́вгустовский путч – события 18 –21 августа 1991 года в Советском Союзе, получившие оценку со стороны официальных лиц и органов государственной власти в СССР как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч). Основной целью создания Госкомитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) было недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств, который, по мнению участников ГКЧП, упразднял Союз ССР. Но основная, не афишируемая цель путча – остановить либеральную рыночную экономику в СССР. И здесь в поддержку СССР – тюрьмы народов, а также плановой социалистической экономики, не поднялся народ.
Мир становился однополярным, о чем поспешил радостно уведомить прогрессивное человечество американский ученый-политолог Фрэнсис Фукуяма, опубликовав в 1992-м свою знаменитую книгу «Конец истории и последний человек». Фукуяма в ней утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. Но это не конец событийной истории, а конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними – конец искусства и философии. История доказала ошибочность теории Фукуямы. Но не поворачивается язык его критиковать за вывод о том, что смысл истории заключается в борьбе за признание. Если признание невозможно, под угрозой наказания, история тоже останавливается, так как народ переключается на мелкие удовольствия и тоже счастлив по-своему.
Не только Фукуяма, а и многие на Западе недооценили значимость таких набиравших силу движений, открыто противостоящих распространению либеральной демократии, как исламский фундаментализм и российский империализм, являющиеся разновидностью фашизма.
И вот расплата: 9/11! Так назвали мировые СМИ Террористические акты 11 сентября 2001 года – серию из четырех координированных террористических актов-самоубийств, совершенных в США членами террористической организации «Аль-Каида» предположительно при поддержке Саудовской Аравии, в результате которых погибло 2977 человек, еще 24 пропали без вести. Теракт стал крупнейшим в истории по числу жертв. Национальная комиссия в своем отчете указала, что «организаторы 9/11 потратили до 500 тыс. долл. на планирование и проведение этой операции, но происхождение этих средств остается неизвестным». Теракты выполнили свою задачу: американская, да и западная вообще демократия скукожилась за счет ограничения прав и свобод перепуганных сограждан.
В то же время в России В. Путин, взяв на вооружение идеи построения в России идеального фашизма русского философа-эмигранта Ивана Ильина из его книги «О фашизме», начал их интенсивное внедрение в стране. Российская оппозиция была лишена голоса: Доктриной информбезопасности с осени 2000-го Путин уничтожил независимые СМИ, более 30 тыс. журналистов остались без работы. Демократии Запада безмолвствовали. Не нашли отклика в среде западных интеллектуалов публикации и лекции американского профессора А. Мотыля в 2006-м о построении в России фашистского режима. Более того, дорожание углеводородного сырья, «накачавшее» триллионы долларов в Россию, успешно выведенных олигархами и окружением Путина на тот же Запад, только крепче «подружило» его с Россией.
Не убедила Запад Мюнхенская речь В. Путина 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, в которой он констатировал, что «предлагавшийся после «холодной войны» однополярный мир не состоялся». Причем, тот однополярный мир, который Путин понял, как «один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. И потому для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. А сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации». Зато в России морально-нравственная база оказалась на высоте, позволив при всеобщем одобрении в России, бессилии Запада, через полтора года развязать войну против крошечной Грузии и оккупировать часть ее территории.
Но вера во всемогущество капитала в России не покидала элиты Запада и после этого. На переговорах по сокращению вооружений в 2009-м один из известнейших американских политологов, экс-советник президентов США Збигнев Бжезинский заявил: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков, но поскольку 500 млрд. долларов российской элиты лежит в наших банках, вы еще разберитесь, чья это элита. Ваша или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом».
И вот Россия «расчехлила» свое ядерное оружие 20 февраля 2014-го. И что же Запад? Кроме обсценной лексики слов нет! Все запросили пощады! Идеологи холодной войны З. Бжезинский и Г. Киссинджер буквально потребовали от Украины выполнить требования России, пойти на «финляндизацию», федерализацию, отказ от ЕС и НАТО. Причем, Бжезинский первый предложил указанное еще 22 февраля 2014-го!
Тогда, в 90-е и 2000-е наступление фашизма и терроризма можно было остановить, лишив их доступа к финансовым ресурсам. С опозданием элиты Запада дозрели до такого понимания, но большей частью декларативные Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года, не остановили поражающий воображение «черный» рынок оружия, вооружения и боеприпасов, подпитывающих терроризм. Не остановили они и агрессию России. И вот пример масштабов указанного:
В Международном валютном фонде (МВФ) оценили объем спрятанных в оффшорах средств в 8% мирового ВВП или 7 трлн долларов частных капиталов, большая часть которых – поступления от преступной деятельности. Новыми вызовами для правоохранителей и правительств в сфере борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма названы злоупотребления в сфере криптовалют, цифровых финансовых технологий и киберпреступности. Но не спешит Запад расставаться с банковской тайной, делать прозрачными финансовые операции. Подпитан этот цинизм Запада «золотым дождем» из России. Надеюсь, не забыли о полтриллионе российских депозитиов в США. Думаю, припомните и о выведенных путинским режимом на Запад 3 трлн дол. от «независимых» сенаторов Ю. Бирюкова и К. Добрынина из их пояснительной записки к законопроекту «О порядке возврата активов в РФ». Ведь не доллары в пачках выведены, а фантастические ресурсы практически бесплатно отданы Западу – почти двухлетний ВВП!
А вот и лицемерие. В конце минувшей недели в Мыстецьком арсенале в Киеве прошла 16-я ежегодная встреча Ялтинской Европейской Стратегии (YES) на тему «Счастье сейчас. Новые подходы для мира в кризисе», в которой приняли участие более 400 ведущих политиков, дипломатов, бизнесменов, общественных активистов и экспертов из 26 стран – циников и лицемеров. Последнее утверждение автор вывел из нравственно-моральной нормы Джона Донна.
Разговор о счастье в воюющей с фашистским режимом стране – это, знаете, даже не колокольный звон, а набат по земной цивилизации. Мероприятие организовано Фондом отечественного олигарха Виктора Пинчука, тонко уловившего, образно говоря, надлом в восходящей спирали развития цивилизации. А счастье социологи считают основной потребностью большинства людей на планете и, надо полагать, поэтому проблемой его обретения на YES озаботился ее инициатор В. Пинчук. И задал темп дискуссии материалами «Глобальное исследование счастья и политических взглядов», охватившее 51,9% населения мира 15 странах. Их анализ провел исследователь Массачусетского Технологического института, соавтор Всемирного доклада о счастье 2019 года Джордж Вард. Еженедельник «Зеркало недели» опубликовал свой анализ указанного доклада. Ниже в контексте авторского материала изложены некоторые данные из анализа.
В целом на планете 85% граждан считают, что власть должна играть важную роль, заботясь о счастье людей. Первая пятерка стран: Турция (95%), Украина (95%), Франция (92%), Бразилия (89%) и Венгрия (87%). Даже в США, занявших последнее место в этом рейтинге упований, 71% полагается на «старшего брата». Как вы помните, политики это называют патернализмом. В опрошенных странах большинство граждан полагают, что правительство не слышит голос гражданина. Судя по данным исследования, так считают от 55% граждан Австралии, 65% – Индии, 76% – Украины, до 85% – Италии, 87% – Франции и 93% граждан Турции.
По 10-балльной шкале «удовлетворенности жизнью здесь и сейчас», предложенной Пинчуком и Вардом, украинцы выставили себе самую низкую оценку, и Украина оказалась на первом месте среди самых несчастливых государств. Кстати, мы в прошлом номере и без этого исследования пришли к аналогичному выводу.
Самым важным фактором в своей жизни в среднем считают: счастье – 22% опрошенных, здоровье – 20%, счастливых детей – 15%, финансовую защищенность – 13%, мир и безопасность – 8%, свободу – 6%, справедливое общество – 4%.
Украина – единственная страна из опрошенных, граждане которой на первое место среди ценностей жизни вывели счастье своих детей (32%). Быть счастливыми хотят 20%, здоровыми 19%. 85% опрошенных считают, что наши дети будут более счастливы, чем мы. И тут мы безусловные лидеры! Вот вам и птица счастья завтрашнего дня!
Хотели бы родиться не в своей, а в другой стране (США, Канаде, Швейцарии, Германии и России) 42% украинцев. И здесь мы впереди планеты всей! Никто из граждан других 14 стран не хотел бы родиться в Украине. Больше всего любят свою родину американцы и финны, которую не желает менять – ни один из них!
Ассоциируется эта правда жизни с лермонтовским «уж не жду от жизни ничего». Но у того сказано: «Я ищу свободы…». А что у нас? За свободу выбора и справедливое общество в совокупности высказались около 10% соотечественников, как и в среднем по планете Земля. Не ценит нынешняя цивилизация указанные категории. Что следует из этого?
В последние дни только ленивый не сказал о быстром и решительном походе ветвей власти за наделение президента новыми полномочиями, весьма существенной и угрожающей демократическим свободам концентрации власти в руках президента. Намекаете, что патернализмом сейчас больны все? Даже либералы-американцы, почти 3/4 которых уповают на «дядюшку» Дона! Есть такое. Но там система, как сказал на днях С. Вакарчук по поводу разгона Центральной избирательной комиссии. А у нас? На тебе, «дядюшка» Зеленский, все инструменты, только отремонтируй нашу поломанную страну? Так это же очередные грабли! Не больно было раньше?
Недавно американский генерал в отставке Уэсли Кларк поделился с нами интересной мыслью о предназначении власти: «Власть – это возможность действовать ради добра и знать, когда это нужно делать». А знать многие годы тысячам курсантов Военной академии США помогает заучивание на память Кадетской молитвы: «Помоги нам выбрать правильный, пусть и более сложный путь вместо простого, но неправильного, и никогда не довольствоваться полуправдой, когда можно узнать всю правду. Надели нас мужеством, рожденным из верности всему благородному и достойному, презирающим компромисс с пороком и несправедливостью и не знающим страха, когда под угрозой оказываются правда и добро».
Алексей ГОРДИЕНКО
Комментарии:
нет комментариев