14 сентября 2008 года завершился очередной ежегодный раллийный чемпионат Prime Yalta Rally 2008, на котором работала и корреспондентская группа Автомобильной Газеты «Автопарк». Наши ожидания оправдались – мероприятие прошло на высоком организационном уровне и, судя по всему, у оргкомитета есть теперь еще больше шансов добиться своей главной цели – провести в Украине этап Чемпионата Мира по ралли (WRC)
(Фоторепортаж с места событий смотрите в разделе Prime Yalta Rally 2008 - Люди и ралли)
Значение профессиональных гонок в Ялте (Чемпионат Украины, Кубок Президента Украины, этап Кубка Восточной Европы по ралли) возрастает с каждым годом. Это видно не только по уровню организации самих соревнований, но и по количеству VIP-гостей, официальных лиц, а также по яркой трехдневной развлекательной программе. Как всегда, Чемпионат проходил под патронатом экс-губернатора Запорожской области, а ныне Председателя Национального Агентства по вопросам подготовки и проведения Евро-2012, Президента Федерации Автоспорта Украины, Евгения Червоненко. Организатором мероприятия выступила компания «Chervonenko Racing», руководит которой Александра Червоненко.
Можно сказать, что ялтинское событие в мире профессионального автоспорта уже превращается в своего рода международный автофестиваль и знаковый слет, на который съезжаются как представители разных видов автоспорта, так и официальные лица. Впервые, за уже четырехлетнюю историю проекта Ялта Ралли, в торжественном открытии (11 сентября) приняли участие автомобильные клубы Украины. Представители автоклубов со своими официальными флагами торжественно прошли по набережной Ялты. В церемонии открытия Чемпионата приняли участие автоклубы: Mitsubishi Evo, Subaru, BMW, Renault, Nissan, Lacetti, Toyota, Honda и др.
Еще одним «гвоздем» торжественного открытия Ялта Ралли этого года стала закладка Аллеи Славы в Ялте, что свидетельствует о далеко идущих планах оргкомитета в развитии проекта, а также о том, что проект серьезно поддерживается руководством Ялты и АР Крым. Аллея Славы была заложена в пятницу на Набережной Ялты на глазах у тысяч горожан и гостей города. Первые оттиски ладоней для Аллеи навечно в гипсе оставили знаменитые автогонщики, чемпионы ралли прошлых лет, представители руководства АР Крым. С каждым годом коллекция отпечатков Аллеи Славы будет пополняться новыми легендарными именами, которые оставили свой след в развитии автоспорта и развитии самого города Ялта.
В церемонии открытия приняли участие официальные лица Автономной Республики Крым - мэр города Ялты Сергей Брайко и председатель Совета Министров АР Крым Виктор Плакида. В этом году ожидался и приезд Президента Украины Виктора Ющенко, но в связи с тем, что в эти дни в Днепропетровске открывался новый стадион к Евро-2012, приезд Президента был отложен. Тем не менее, полномочный представитель Президента зачитал приветственную речь для участников и гостей Прайм Ялта Ралли 2008, в которой выразил поддержку Чемпионата.
Традиционно, поддержать проект приехал и Ари Ватанен – легендарный многократный победитель мирового ралли «Дакар», и нынешний депутат Европарламента. Стоит заметить, что Арии Ватанен принимает самое активное участие в продвижении проекта Ялта Ралли не только как профессиональный спортсмен и автогонщик, но и как европейский политик большого калибра. Господин Ватанен как член Европарламента активно выступает за скорейшую интеграцию Украины в Европейский Союз, и благодаря его усилиям, переговорный процесс по этому вопросу прогрессирует. Президжентом Украины даже была учреждена отдельная государственная награда для Ари Ватанена - он награжден украинским орденом «За заслуги».
Ари Ватанен принял активное участие в открытии гонки, подчеркнув ее значимость для мирового автоспортивного сообщества, а также для всей Украины как державы, устремленной стать полноправным членом Европейского Сообщества. В контексте последних политических событий в Грузии и России все официальные лица уделили отдельное внимание политическим аспектам международного соревнования. Ведь в Чемпионате принимают участие и российские гонщики, и грузинские, и украинские, и прибалтийские, и др. На гонке царил дух, братства и здесь не было места для политических споров и разногласий.
К сожалению, из-за личных обстоятельств не смог приехать, приглашенный ранее, Томми Мякинен – еще одна звезда мирового автоспорта.
Главнокомандующий Prime Yalta Rally 2008 Евгений Червоненко в своей речи на открытии Чемпионата сказал: «Друзья! Украинцы! Будьте гостеприимны к нашим гостям – прежде всего, к россиянам и грузинам. Давайте своим примером покажем пример политикам. Украина покажет всем, что она действительно идет в Европу. Джентльмены, заводите моторы!».
Угрожала лишь погода. Сентябрь в Ялте оказался не таким уж и покладистым, и заставил с собой считаться. В первый же день прошел дождик с «характером», чем обеспокоил и организаторов и спортсменов, ведь гонка по мокрой трассе – это уже совсем другое «кино». И, действительно, сразу целый ряд ДТП произошел в первый же день на прологе на скоростном участке «Ливадия».
Еще на торжественной церемонии открытия по этому поводу Евгений Червоненко сказал: «Там вверху нас услышали, и небеса разверзлись…» и, действительно, погода начала постепенно успокаиваться, позволив и спортсменам и организаторам сосредоточиться и перестать нервничать. Но, и в последующие дни соревнований, особенно по утрам, погода не забывала напоминать о себе и для каждого экипажа гонка проходила в условиях «с поправкой на ветер». Определенные участки трассы были просто катком, что, конечно же, отразилось на результатах гонки и добавило еще больше экстремальности в и так сложные соревнования.
Даже международные наблюдатели, не говоря уже о самих гонщиках, называют ялтинскую трассу одной из самых опасных раллийных трасс в мире. Кстати, общая протяженность гоночной трассы – 220 километров! Горные серпантины Крыма, очень острые углы поворотов, высокие обрывы – все это далеко небезопасно! А теперь представьте, что еще и дождь! Здесь уже было не до шуток…
Кстати, именно сложность и опасность крымской трассы является одним из главных козырей, позволяющих проекту Yalta Rally претендовать на получение статуса этапа Чемпионата Мира. Это – самая главная цель организаторов. Евгений Червоненко считает, что Ялта – идеальное место для проведения этапа WRC, и заслуживает того, чтобы стать украинским Монте-Карло.
На вопрос корреспондента Автомобильной Газеты «Автопарк» о шансах Украины получить право на проведение этапа Кубка Мира по ралли Ари Ватанен сказал, что Украине предстоит еще много поработать для того, чтобы добиться этой цели, и, по его мнению, Евро-2012 состоится раньше. Хотя, он и отметил, что шансы у Украины и Ялты очень высоки, не смотря на предложения со стороны других стран-конкурентов. Особо господин Ватанен подчеркнул финансовые инвестиции в проект. По его мнению, есть только немного стран, которые в состоянии вложить такие средства в проведение раллийных гонок. Ари Ватанен считает, что проект Ялта Ралли добился безусловного авторитета на уровне Европы, но, чтобы претендовать на мировой статус, теперь необходимо сделать следующий шаг – привлечь специалистов международных профильных организаций к проведению Чемпионата. Также, есть ряд вопросов и по инфраструктуре Ялты, решить которые, несомненно, по плечу крымскому руководству. В целом, господин Ватанен оценивает уровень проведения как очень высокий, и двумя руками «за» то, чтобы Ялта как можно скорее стала этапом Кубка Мира по ралли.
В этом году в Ялте присутствовали международные наблюдатели и комиссары FIA – Международной Федерации Автоспорта. Именно они и будут решать дальнейшую судьбу проекта. В настоящее время идет подведение итогов и аналитическая работа, и уже в ближайшее время комиссары FIA должны обнародовать свое решение – какой коэффициент сложности присвоить трассе Yalta Rally.
Надеемся на лучшее и на позитивное решение комиссаров FIA. И надежда эта подкреплена прошлым опытом – ведь, мы помним, что еще в 2006 году трасса безоговорочно получила статус этапа Кубка Европы без положенного двухлетнего испытательного срока. Значит, наши шансы получить «Мир» весьма велики!
Официально старт гонки был в пятницу 12 сентября, но гонщики имели возможность потренироваться и изучить спецучастки еще в четверг в рамках шейкдауна. В четверг погода еще не так сильно вносила свои поправки и заявляла о себе. Некоторые из опытных спортсменов, фаворитов гонки, даже не уделили особого внимания тренировочным заездам, будучи уверенны в себе на все 100. Шейкдаун – это тренировка, и здесь не обязательно выжимать из себя и своей машины все. Спортсмены просто экспериментируют, изучают свои возможности и возможности своих боевых автомобилей, а также настраиваются на главный бой. На шейкдаун прибыло 28 экипажей (а всего 62 экипажа-участника). Лучший результат показал российский экипаж Геннадия Иващенко и Юрия Михайлова (Subaru Impreza N12) , который вырвал целую секунду у чемпиона 2006 года Петренко Владимира. А вот наши фавориты (чемпионы 2007 года) – экипаж Александра Салюка-младшего и Адриана Афтаназива в шейкдауне вообще не приняли участие. Также, на тренировку не выехал и российский чемпион Александр Желудов.
Кстати, самой первой «потерей» чемпионата Прайм Ялта Ралли 2008 года стал сход экипажа Вадима Трутнева из Ужгорода. Головокружительный переворот его Mitsubishi Lancer заставил замереть сердца очевидцев. Все обошлось благополучно – гонщики целы, но, «словивший крышу», автомобиль и, соответственно, экипаж выбыли из дальнейшей борьбы. Эксперты считают причиной схода опытного гонщика его «лихой» стиль вождения вкупе с погодными условиями, ведь на полноприводном автомобиле экипаж выступает первый раз.
По результатам пролога (спецучасток «Большая Ялта») в пятницу лидерство в самом мощном классе N4 захватил экипаж Александра Салюка-младшего (пилот) и Адриана Афтаназива (штурман) – чемпиона Прайм Ялта Ралли 2007 года. Мало того, что гонщики подтвердили свое право быть первыми, они еще и значительно увеличили отрыв от конкурентов – выиграли почти 8 секунд у экипажа Ace Racing Юрия Протасова, занявшего второе место по итогам спецучастка № 1 (СУ1). Третье место на СУ1 взял экипаж Tsunami Rally Team Александра Желудова. Стоит заметить, что призеры этого пятничного заезда устроили этот «бой» на очень коротком промежутке дистанции (около 5 километров). Экипаж Салюк-Афтаназив показал самую быструю скорость прохождения участка, за что в последствии и был награжден призом от компании «УкраАвто» - автомобилем Chevrolet Aveo.
Четвертым на СУ1 был Фельдман Александр (Днепропетровск), а за ним к финишу в пятницу пришли Владимир Петренко, Игорь Чаповский, Валерий Горбань, Юрий Шаповалов и Александр Решетилов. Литовский экипаж Рамунаса Чапкаускаса показал десятый результат.
В классе А3 по итогам пятницы первое место занял Игорь Сторчак, второе Юрий Яковенко, а третий результат показал Владимир Печеник. Из-за погодных условий попали в ДТП и выбыли из борьбы гонщики: Вадим Ерохин, Дмитрий Николаенко, Юрий Кочмар, а также Вадим Трутнев, о происшествии с которым мы уже писали выше.
По итогам СУ1 в «легком весе» - в классе самых маломощных автомобилей У2 первое место в пятницу вырвал Руслан Серов, второе место занял Владимир Трубин, а третье место у Александра Жидко.
2-й день, суббота. Первая новость субботней гонки – у экипажа Салюка (лидеры рейтинга) выходит из строя коробка передач! Это произошло при подъеме на Ай-Петри на СУ2. После поломки КПП экипажу не везет и дальше – прокол колеса. В результате, мало того, что экипаж потерял лидерство, он еще был и оштрафован, так как ремонт автомобиля затянулся на целых 40 минут, что вдвое больше, чем положено по регламенту. По итогам дня – 9 место в таблице – абсолютно неожиданный и печальный результат для фаворитов.
Вперед вырывается Александр Желудов, за ним следует Юрий Протасов (Ace Racing), а третьим идет экипаж Foxtrot Rally Team Юрия Шаповалова.
Отметим, что экипаж Салюк-Афтаназив (команда Prime Yalta Team) – это команда, владеет которой Евгений Червоненко. Было заметно, что Евгений Альфредович был расстроен результатами своих воспитанников, но что поделать: спорт – есть спорт! В этом году ребятам явно не везло. Евгений Червоненко по этому поводу сказал, что его команда должна получить «кубок невезения», так как такого количества технических поломок выпадает не каждому. Тем не менее, команда проявила свои бойцовские качества, спортсмены свой характер, а группа механиков свои инженерные навыки. Не смотря, на сыплющиеся на голову неудачи, выход из строя один за одним узлов машины, команда, тем не менее, продолжала упорно сражаться.
В классе А3 в субботу, по-прежнему, лидирует Игорь Сторчак из Одессы, ему в спину дышит Алексей Яновский, а замыкает тройку лидеров экипаж Юрия Яковенко. В классе У2 по субботним результатам лидировал Владимир Трубин и Сергей Чекан (Киев).
За субботу на Чемпионате произошло всего два крупных ДТП - на спецучастке СУ3 в пропасть «ушел» экипаж Сергея Ведерникова (все живы!), а на спецучастке СУ5 врезался в дерево экипаж Владимира Печеника.
3-й день, воскресенье. Экипаж Юрий Протасова и Александра Горбика (команда Ace Racing, Киев) уверенно лидируют. Чемпионы 2007 года Александр Салюк-младший и Адриан Афтаназив (Prime Rally Team, Киев) по результатам утренних заездов смогли пробиться лишь на шестое место в рейтинге. Второе место у Александра Желудова (Tsunami Rally Team), а третье у Юрия Шаповалова (Foxtrot Rally Team). В воскресенье с дистанции сошли экипажи Алексей Тамразов и Алексея Яновского. Машины гонщиков были разбиты!
В классе А3 сошел Алексей Яновский. За третье место боролись Павел Гонтовой и Руслан Кучер. По итогам последнего дня места в классе выглядели таким образом: Сергей Чекан, Владимир Трубин, Алексей Панов, Ярослав Кадученко, Андрей Хороших, Николай Соболев.
В классе N2 второе место взял экипаж Чекан-Белоус, первое место заняли Андрей Цыганков и Дмитрий Бури из Беларуси – единственный иностранный экипаж, который вообще финишировал на гонке.
В классе У2 третье место занял экипажу Николая Соболева и Татьяны Кравцовой (бортовой № 50). Второе место у экипажа Чекана и Болоуса, также как и в классе N2. А первое место в классе У2 взяли одесситы - Владимир Трубин и Вадим Стукаленко.
В классе А6 бронза досталась Руслану Кучеру и Наталье Франчук. Второе место у киевлян Юрия Яковенко и Александра Донского (бортовой № 36). Ну а первое место вырвали себе Игорь Сторчак и Андрей Николаев из Одессы.
Итого, в абсолютном зачете, призовые места Prime Yalta Rally 2008 года распределили между собой следующие спортсмены:
1 место. Золото. Экипаж Юрия Протасова (пилот) и Александра Горбика (штурман). Команда Ace Racing. Бортовой № 3.
2 место. Серебро. Экипаж Юрия Шаповалова (пилот) и Кирилла Несвита (штурман). Бортовой № 7.
3 место. Бронза. Экипаж Владимира Петренко (пилот) и Дмитрия Яровенко (штурман).
За «золото» ребята получили приз от компании «Нико» - новенький Mitsubishi Lancer X.
За самую быструю скорость на участках, как мы уже писали выше, получили приз Александр Салюк-младший и Адриан Афтаназив – новенький Шевроле Авео производства запорожского завода «ЗАЗ» от компании «Укравто»
За каждое командное место в абсолютном зачете гонщикам были вручены драгоценные брелки с бриллиантами.
Лучшей командой Чемпионата была названа «Ace Racing», на втором месте в командном зачете – Tsunami Rally Team (Цунами Ралли Тим), а третье место у команды EuroCarSprt (Еврокарспорт).
Обидно за команду Tsunami Rally Team Александра Желудова и Ирины Коломейцевой, ведь ребята уверенно шли на второе место, но в самый последний гоночный день сошли с трассы из-за технических неполадок, уступив «бронзу» Юрию Шаповалову.
Что же касается чемпионов прошлого 2007 года, то экипаж Салюк-Афтаназив (Prime Rally Team) в итоге занял четвертое место, заработав 15 очков. У чемпионов этого года Протасова и Горбика сейчас в активе 38 очков.
На торжественном закрытии Чемпионата Prime Yalta Rally 2008 было множество призов и подарков не только для гонщиков, которым порой просто не куда было ставить многочисленные кубки и памятные подарки!
Например, ТМ Prime передала мэру Ялты Сергею Брайко денежный сертификат в эквиваленте 50000 гривен на развитие города. Мэр сказал, что эти средства пойдут на ремонт одного из скоростных спецучастков трассы. Также, был вручен и Кубок Крыма экипажу под № 75 из Алушты – симпатичным гонщицам Ладе и Алине Соустовым.
Лучшим штурманом Чемпионата Ялта Ралли 2008 года признан Павел Малов, которому всего лишь 17 лет. Эта гонка была дебютом молодого спортсмена, поэтому есть все основания предполагать, что это имя через несколько лет будет звучать в списке призеров серьезных раллийных чемпионатов.
Ну и напоследок хочется отметить, что все эти три дня в Ялте с 12 по 14 сентября были насыщены отличной развлекательной программой. Гостей развлекали Светлана Лобода, Ляпис Трубецкой, Друга Ріка, Morandi и группа Ottawan.
На проведение Ялта Ралли 2008 года были выделены серьезные деньги. Евгений Червоненко сообщил, что бюджет мероприятия превышает миллион гривен. В этом году, например, компанией «АСКА» была застрахована ответственность организаторов перед третьими лицами на 2,5 миллиона гривен. Этой страховкой покрывается ущерб, причиненный жизни и здоровью зрителей. Слава Богу, что она оказалась не востребованной!
Что ж, еще один шаг вперед сделан! Prime Yalta Rally 2008 состоялось! Надеемся, что осталось совсем немного, когда мы услышим о Чемпионате Мира по ралли в Ялте. А все идет к этому....
Впереди 2009-й!
Виталий ДЗЮБА-ФИТИСОВ
Автомобильная Газета «Автопарк»
Комментарии:
нет комментариев