
Как живет Крым после оккупации: хорошо или плохо, бедно или богато, сытно или голодно? Споры на эту тему не утихают и поныне. Российские СМИ рассказывают про небывалый туристический бум, огромные зарплаты, строительство моста. Сами же крымчане не слишком разговорчивы, да это и понятно – один неосторожный комментарий или даже лайк, и можно оказаться в ФСБ. Нашему журналисту удалось пообщаться с жительницей Крыма, не так давно перебравшейся на континентальную Украину, и расспросить ее о жизни в оккупации.
– Как крымчане воспринимали события на Майдане?
– Большинству крымчан Майдан был не интересен, пока не избили студентов. Тогда народ прилип к экранам, газетам, сайтам, форумам, а там все больше нагнеталась истерия. Везде твердили, будто бы нацисты идут во власть. Под это подгонялись видеосюжеты, репортажи, фоторепортажи. Сейчас все понимают, что можно сделать нужные фото, выбрать определенные ракурсы и преподнести информацию в любом ключе. Тогда же верили, что телик глаголет правду. И крымчане, трепетно относящиеся к событиям Второй мировой, поприлипали к экранам, где их регулярно стращали мифическими поездами бандеровцев.
Меня всегда удивляло, как люди, помнящие ужасы немецкой оккупации, совсем не помнят ужасов коммунизма. Например, красный террор в Крыму. Жуткие события тех дней заставят содрогнуться не меньше, чем от германского нацизма. А оборона и освобождение Крыма советскими войсками? СССР абсолютно не считался с человеческими жизнями. О чем молчат Аджимушкай и 35-я береговая батарея Севастополя? Сталин бросил мирных жителей и свою армию на произвол судьбы (был эвакуирован только командный состав) – большая часть оставшихся погибли... Эти факты особо не афишируются – кому интересна невыгодная часть истории? Сейчас важнее пропаганда, давление на болевые точки, манипуляция фактами, использование страха. «Братья» сыграли с нами злую шутку.
Так, первые ласточки были запущены: якобы нацисты на Майдане, они же захватили Киев, придут всех убивать в Крыму. Такой посыл облучал крымчан похлеще излучателей «Обитаемого остова» Стругацких.
– Испугало ли людей появление неизвестных военных возле украинских частей?
– Когда здесь появились «зеленые человечки», все понимали – это россияне. Но никто не мог поверить, что «братья» с нами так поступят. С оружием и без шевронов они вежливо уверяли: «Мы тут для вашей безопасности, чтоб вас никто не обижал...». По Крыму поползла российская военная техника. И стало по-настоящему страшно. Запахло войной. Робкие попытки противостоять чужой вооруженной армии: вереницы крымчан с жовто-блакитными флагами вдоль трасс, посты в соцсетях и блогах, организация движения «Крим SOS» – против «братского» автомата все это слабо помогало. Затем похищения людей, аресты, боты на форумах, кликуши – все смешалось. Многие помогали осажденным частям продуктами, пытались беседовать с «братками», но все было напрасно... Наши солдаты ушли, обещая обязательно вернуться.
– Как распорядились новые хозяева Крымом?
– Террор, обнищание, великорусский шовинизм. Поначалу, конечно, кое-кому позолотили ручку: добавили пенсии, некоторым учителям/врачам – зарплату, но «богатство» испарилось с ростом цен. Кричать, что стало лучше, может лишь сумасшедший, и то под лозунгом «зато не стреляют». Да, кстати, при Украине у нас и так не стреляли, все жили тихо, мирно и спокойно.
– Каковы ваши впечатления от референдума?
– Референдум?! Вы шутите? Я бы назвала это событие «Маски-шоу». Это скорее был праздник кликуш, городских сумасшедших, бандитов, заезжих актеров. Люди не привыкли участвовать в подобных маскарадах, и все воспринимали за чистую монету. Казалось, рады все вокруг. Истерия захлестнула. На билбордах появились георгиевские ленточки, портреты вождей коммунизма, свастики с лозунгами: «Нацизм не пройдет», агитки голосовать за Россию (правильный ответ помечен галочкой, неправильный – свастикой). Но даже при таком карнавале очень многие не разделяли навязываемой «радости». Создать картинку стопроцентной явки на референдум – нетрудно, достаточно открыть меньше пунктов голосования, и появляются замечательные столпотворения-очереди. А дальше – дело техники. Уловок в этом плане много: подделка бюллетеней, голосовать можно было и россиянам, жившим на тот момент в Крыму, голосовать можно было и за себя, и за того парня. Ты главное, голосуй и улыбайся!
– Как жилось крымчанам этот год?
– Как только сто с лишним процентов крымчан якобы проголосовали ЗА Россию, начались мытарства с документами, деньгами, ценами, продуктами, водой и электричеством. Но самое страшное, что началась охота на украинцев, татар и всех недовольных оккупацией. Кто-то успел убежать, кого-то ловили (убивали или арестовывали), аресты и допросы продолжаются и сейчас. Поселился страх, пышным цветом расцвели стукачество, зомбирование детей в школах и садах – не дай бог не нарисовать патриотическую картинку, не надеть георгиевскую ленточку, не захотеть петь оккупантский гимн. Люди стали уезжать. Все больше крымчан перебираются на континент... Те, кто остается, пытаются приспособиться к новым веяниям: поменьше говорить, побольше молчать. Но даже в таких условиях крымчане помогали и помогают армии: вязаные носки, целебные травы, крымские сладости, деньги. Когда закрылась «Новая почта», передавали хоть что-то с теми, кто едет на материк. Посылочки отправляются и по сей день.
– Почему решили уехать из Крыма?
– Мы оставались, сколько могли. Бросить дом, любимый город и бизнес невероятно трудно. Нам повезло – нашли работу и жилье на материке. Но так везет не всем. Я мечтаю вернуться в украинский Крым. По разные стороны перешейка страна у нас одна – Украина!
Конечно, озвученное мнение субъективно, но далеко не единичное. На сайтах «Крым. Реалии» (http://ru.krymr.com) и «Крымский бандеровец» (https://crimeaua1.wordpress.com) можно ознакомиться с аналогичными мнениями жителей Крыма и узнать реальные новости оккупированного полуострова.
Алиса ТИТОВА

























Комментарии:
нет комментариев