Попытки сохранить бюджет в целости и сохранности в условиях ВТО, судя по всему, предпринимает Минфин Украины, предлагая ввести новую методику начисления акциза, что снижает вероятность удешевления автомобилей в стране.
28 мая на конференции «Акцизный сбор в Украине: пути реформирования и совершенствования» заместитель министра финансов Денис Фудашкин сообщил, что Минфин Украины рассматривает возможность установить методику начисления акцизного сбора на ввозимые автомобили не от объема двигателя (как сейчас), а от стоимости транспортного средства. То есть, Минфин хочет, чтобы величина акциза привязывалась к стоимости машины. Конкретные ставки нового акцизного сбора пока не известны.
Конечно же, это предложение напрямую связано с ситуацией вокруг ВТО, и свидетельствует, что правительство пытается всеми силами и возможностями не допустить потерь бюджета от снижения пошлин на ввоз автомобилей после вступления страны в ВТО. Если это нововведение будет принято, то автомобили в Украине обязательно должны прибавить в цене.
Денис Фудашкин обосновал позицию Минфина так: «Принцип, по которому сейчас оцениваются автомобили, уже устарел. Объем двигателя является адекватным показателем для экологического сбора, но для налога на собственность, каковым является акциз, наиболее правильным будет показатель цены».
Минфин уже разрабатывает проект постановления Кабмина о введении новых ставок акцизного сбора на автомобили в надежде, что до конца года это даст бюджету дополнительные 250-300 миллионов гривен.
Сейчас в Украине действует акцизный сбор на новые автомобили из расчета объема двигателя. Акцизный сбор составляет 2 евроцента за 1 кубический метр объема двигателя для автомобилей с объемом до 1,5 литра, и 10 евроцентов для автомобилей с объемом двигателя более 1,5 литра.
Например, самым маленьким по объему двигателя является автомобиль Daewoo Matiz – 0,8 л. Акциз для него составляет 16 евро. Самые популярные у нас автомобили – машины с объемом 1,6 литра. Акцизный сбор для них составляет 160 евро. Для автомобиля с объемом двигателя 6,5 литра (Hummer H1, например) сейчас действует акциз в размере 650 евро.
В случае же введения новой методики начисления акцизного сбора автомобили, конечно же, подорожают. Малолитражные автомобили подорожают существенно, так как новый акциз повлияет на спрос в этом сегменте. Удорожание коснется и отечественных автомобилей, которые производятся в Украине.
Эксперты уже прогнозируют, что это новшество может спровоцировать различные злоупотребления и махинации. Например, дорогостоящий автомобиль будет декларироваться по заниженной цене, чтобы размер акциза был минимальным. В случае же, как сейчас, начисления акциза в зависимости от объема двигателя, манипулировать гораздо сложнее. В Западной Европе, например, действуют оба принципа начисления акциза, и от объема, и от стоимости. Но, там они гармонично сочетаются и рынок прозрачен.
Сейчас трудно сказать, поддержит ли парламент предложение Минфина, но то, что его будут критиковать – это однозначно.
Виталий Дзюба-Фитисов
www.autopark.zp.ua
Комментарии:
нет комментариев