
Зашевелились, забеспокоились, заголосили, а то и завопили! Это те, кто призывал голосовать за новую молодую команду, не видя в глаза и не слыша программу и намерения этой команды. Их то (программы и намерений), между нами говоря, и не было. А теперь причитают: «Президентская партия «Слуга народа» полностью контролирует Верховную Раду, которая теперь ориентирована на общенационального лидера Владимира Зеленского, а скоро и правительство, и местная власть будут тоже сориентированы. Подобная экстремальная концентрация власти в одних руках оправдана лишь в двух случаях: при необходимости выживания нации и державы, например, для отражения полномасштабной агрессии, либо для тотальной перестройки страны и общества и обеспечения цивилизационного прорыва, в котором единственная достойная цель – вывести Украину в мировые инновационно-цивилизационные лидеры. А иначе – худшая из диктатур: бессмысленная, беспощадная и бесплодная».
Трудно с этим не согласиться. Поэтому и ожидает наша настоящая элита откровенного разговора новой власти с народом. Не пиара, а именно серьезного разговора о намерениях, ближайших и долговременных планах. Конечно, вряд ли мы дождемся предельной искренности, например, услышанной британцами, оставшимися один на один с нацистским полчищами Гитлера после оккупации им большей части Европы, от Черчилля: «Кровь, тяжелый труд, слезы и пот». Или о «садовом шланге» Рузвельта после начала Второй мировой войны, когда парламентские и законодательные ограничения связывали его инициативы по помощи потенциальным союзникам по рукам и ногам. И он привел пример горящего у соседа дома, и вас, поливающего газон из садового шланга. В этом примере моральный человек, добрый христианин просто обязан протянуть шланг и начать тушить пожар у соседа! Ну, где нам до титанов человечества! Хотя какие-то надежды начинают просматриваться.
Вот получил на днях приглашение на совместный с Президентом Зеленским просмотр в Фейсбуке документального фильма. И был поражен: фильм-то повествовал об упомянутых автором в предыдущем материале, да и раннее – год назад, событиях — реальном начале российско-украинской войны с первыми артиллерийскими залпами россиян по нашим защитникам Отчизны в июле 1992-го!
Очень бы хотелось, чтобы ТАМ были услышаны и аргументы Илларионова из развернувшейся в интернет-изданиях полемики. Российский экономист и экс-советник Путина, ныне – американский профессор Андрей Илларионов в интервью украинскому изданию «Obozrevatel» 21 июня назвал «только один способ вернуть Донбасс и Крым». На днях Илларионов повторил свои аргументы после появления заметки бывшего запорожского, а ныне – немецкого бизнесмена Зайдмана «Путина можно остановить невоенным путем». Илларионов утверждает, что «ведущиеся Путиным военные операции невоенным путем остановить нельзя. Путин сам по себе не прекратит поддержку сепаратистов в Молдове, Грузии, Украине; не выведет войска из Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Донбасса; не вернет Молдове, Грузии, Украине оккупированные территории. Уход Путина от власти сам по себе ничего в этом отношении не изменит. Те, кто полагает, что деоккупации захваченных территорий от Путина можно будет добиться в результате мирных дипломатических переговоров; введения (расширения, ужесточения и т.п.) антироссийских санкций; замораживания активов путинских олигархов или его самого на Западе («наложение ареста на награбленные триллионы»); или другими подобными невоенными действиями, питают глубочайшие иллюзии. Для Путина война против Украины, за Крым, Донбасс, Приднестровье носит особый, сакральный характер. В его сознании исключительное место занимает понятие так называемой «исторической России».
Это не только отказ в признании существования таких народов, как украинцы и белорусы. Это и восприятие им этой войны не только как войны за территорию, но и как священной войны за отвоевывание у «вражеских сил» сознания миллионов «русских православных» людей. Молдове, Грузии, Украине вернуть оккупированные территории можно только одним способом – военной силой. Молдова, Грузия, Украина должны стать несопоставимо сильнее в экономическом, политическом, военном отношениях; у них должны появиться настоящие мощные союзники, поддерживающие их и разделяющие их позицию; при этом возврат оккупированных территорий возможен только после победы этих стран в военном конфликте».
Контраргументы Вадима Зайдмана в статьях «Украинская реконкиста» и «Реконкиста-2» о том, что «Путина вполне можно было призвать к порядку невоенным путем еще в 2014 году, легко, чуть ли не играючи, приструнить», не выдерживают никакой критики. Напомню, что реконкиста – длительный процесс отвоевывания пиренейскими христианами – в основном испанцами и португальцами – земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.
Не новы напоминания Зайдмана о том, что «Путин и члены кооператива «Озера» (его друзья с Ленинграда-90-х) хранят свои средства на банковских вкладах других стран, их дети учатся на Западе, они держат там недвижимость, ездят летом туда отдыхать и т.д.» При случае мог бы подсказать автору «реконкисты» о заверениях Путину еще в 2006-м богатейшего человека России, олигарха Дерипаски по первому зову Путина отдать на нужды державы все до копейки! Заслуживают внимания слова Зайдмана о том, что при ожидании «ухода Путина» «можно дождаться, что ошалевший от безнаказанности новоявленный фюрер таки доведет дело до Третьей мировой, ядерной войны –даже если он этого не хочет. Если все время твердить и пугать Запад ядерным пеплом, то может раскрутиться сценарий самосбывающегося прогноза».
Не знал оппонент Илларионова о почти аналогичном утверждении политолога и госдеятеля Збигнева Бжезинского в 2009-м во время переговоров по сокращению ядерного оружия: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 млрд долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом».
А она наступила! До смерти напуганные ядерными приготовлениями Путина еще 22 февраля 2014 года два бесстрашных «ястреба холодной войны» Киссинджер и Бжезинский в «Вашингтон пост» и «Файненшл таймс» предложили «финляндизацию» Украины, отметили «особые интересы России в Украине и целесообразность нейтрального внеблокового ее статуса». Это особые соглашения с Россией, как это было в отношениях между Финляндией и СССР с 1945 по 1991 год.
Кстати, финский дипломат Рене Нюберг, бывший посол в России и Германии в сентябре 2014-го утверждал, что «Порошенко успешно проводит «финляндизацию» Украины. Причем, не так, как Бжезинский, подразумевавший под «финляндизацией» то, что у Украины нет другого выбора, кроме как принять господство России. А «финляндизацию» в том, чтобы, будучи малой страной, выжить в тени большой и не оказаться в подчиненном положении».
«Смешные» аргументы Вадима Зайдмана о том, что «на второй день после ухода Путина Украине будет возвращен Донбасс, а на третий или четвертый – Крым, потому что у нового российского руководства просто не будет другого выхода» развенчивает в интервью «МБХ медиа» Нобелевский лауреат, писатель Светлана Алексиевич. Интервью никак не связано с вышеизложенным, но оно дает понимание логики Путина, его окружения, да и всего «одухотворенного» российского народа. Ниже — несколько фрагментов из интервью.
«В России редко встречала людей, которые приняли капитализм. Люди как-то не готовы к нему. Это постоянный вопрос: неужели мы в 90-е хотели капитализма? Они хотели какого-то социализма с человеческим лицом. Ну, не может человек закрыть ворота лагеря – и быть свободным. В советское время мы боролись с чудовищем – с этой идеей (коммунистической – автор). Мы победили, и думали, что мы свободны, и вдруг оказалось, что из человека полезло столько всего, что нам надо жить с крысами – а этого опыта нет ни в нашей культуре, ни в литературе. И тут мы потерпели поражение. В Германии я застала послевоенное немецкое поколение. Когда удавалось искренне поговорить, я приходила в ужас, понимая, как много работает Германия над этим – и как это все равно сидит в человеке! Это не то отношение к Гитлеру, к которому мы привыкли. Объяснение, почему так получилось и что совсем другое хотели. Так что трудно – вот так, быстро сделать свою свободу. Они совершенно иначе вспоминают то время, описывают свой гитлерюгенд. И даже с чердаков приносили книги тех лет, журналы, хранили их. Мне не казалось, что люстрация решила бы проблему. Нет. Это было бы еще долго».
Напомню, что об этом феномене «живучести» нацизма есть статья вашего автора с отсылкой к фильму «Меморандум Квиллера». Далее — слово Алексиевич.
«Молодые люди, которые ходят с портретами Сталина мне объясняли: «Я не хочу жить в маленькой стране, я хочу жить в великой стране!» Я и у молодых и пожилых спрашивала: «В какой стране вы хотите жить? В хорошей, как Дания, где будет все для человека – или в великой, какой была Россия, Советский Союз?» Процентов 90 отвечали: «Хотим жить в великой!» Наверное, это восполняло все унижение. И ведь это не только от Путина идет. Это все произрастает из людей, изнутри, все идет снизу. Это все не у Путина в голове выросло. Унижение – это не только о бедности. Это о неравенстве, о том, что ты ребенку своему не можешь дать хорошее образование. Это из-за того, что по вечерам так много огней, разговоры о том, что кто-то живет красиво – а ты так не можешь, и это все дразнит, искушает. Это очень трудно людям победить: «почему не я?» У людей есть тяга к несвободе. Почему? Не думала, что остатков сталинизма так много в нас! Почему им так хочется опять в стойло – я не знаю. Опросы, где Сталин, твердая рука – это все существует. В общении с многими богатыми людьми – то же самое. Я думаю, это вопрос культуры».
Нет, не вопрос культуры! Алексиевич противоречит сама себе. У немцев этой культуры было, хоть отбавляй! Социолог Головаха более 20 лет назад объяснил указанное социальной аномией с ее феноменом аморального большинства. За описание подобного феномена в романе «Зима тревоги нашей» американский писатель Дж. Стейнбек был удостоен Нобелевской премии. Они выздоровели от последствий мировых воен. Мы и россияне – нет. Ибо на нашу долю выпал еще и тоталитаризм. А на его «счету» — более 100 млн жизней – больше, чем на «счету» нацизма и фашизма вместе взятых! Замаячил этот призрак тоталитаризма в заявлениях Зеленского и его команды. В чем же?
Команда намеревается внедрить практику постоянных референдумов, как общегосударственных, так и местных, тем самым превратив прямое народное волеизъявление в «настоящую демократию». Тут и «референдум за мир» от руководителя Офиса президента Андрея Богдана (о мирных переговорах с «ДНР/ЛНР» и Москвой), и идея лидера партии «Слуга народа» Дмитрия Разумкова проводить местные референдумы по вопросам декоммунизации, и желание Зеленского вынести на референдум вопрос о заключении мирных соглашений с Россией.
Для автора референдум – это совсем не признак демократии. Скорее наоборот – признак диктатуры. И по этому поводу неоднократно излагал аргументы американского политолога, редактора журнала «Ньюсуик интернэшнл» Фарида Закарии из его популярной книги «Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами». Есть еще и убийственные аргументы ученого-историка Грабовского о гитлеровских референдумах и их запрете в тексте нынешней немецкой конституции. Не думаю, что нужны еще какие-либо доводы. Но кто ж прочитает вышеизложенные? Неужто Юлия Яцык?
Напомню, Окно Овертона открыто, поэтому можно все! И несет в него большей частью всякую дрянь. Хотя изредка проскакивает и рациональное, логичное. Вот с гневом и пиететом Тимошенко продвигает идею страховой медицины, не оставляющей места реформам медицины Супрун. Не стесняюсь спросить: «А за чей счет банкет, если самая богатая страна мира США отказалась от обамовской реформы?» На днях встретилось утверждение, что «когда государство будет выделять на здравоохранение 9% от ВВП, тогда и в Украине будет качественная и доступная медпомощь». А что, мы научились изготавливать дешевые томографы, гамма-ножи, цветные УЗИ-аппараты и современные эффективные медпрепараты? Наша властно-посредническая буржуазия, надо полагать, за миллионные «откаты» гарантировала мировым фармгигантам не общепринятую 15-летнюю, а 20-летнюю защиту авторских прав на самые эффективные лекарства. Поэтому наша держава не в состоянии 20 лет выпускать дешевые отечественные аналоги-генерики указанных лекарств. Почему бы Тимошенко не сказать о неподъемном налоге на каждого из нас при страховой медицине? И в качестве ликбеза: ранняя смертность на 10-12% зависит от качества медицины, еще на столько же от условий проживания, экологии, а на 70-75% определяется белково-витаминным голоданием. Так что, если вы на свою скромную (это без иронии) 30-тысячную зарплату, экономя на белках и витаминах, питаясь большей частью кашами и картошкой, планируете обзавестись внедорожником «Тойоты», то не планируйте жить даже до 90.
Поэтому поддерживаю здравые мысли главы партии «Слуга народа» Дмитрия Разумкова, который в принципе не против страховой медицины в Украине. Но пока, по его словам, этот вопрос не актуален и в ближайшее время не может быть решен, но над ним нужно работать.
А вот идея-фикс президента Зеленского освободить Виталия Кличко от должности главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) огорчает. Противоречит она решению Конституционного Суда Украины от 25 декабря 2003 года. Хотя Окно-то открыто, и нам не впервой нарушать. Решение Конституционного Суда обосновывается отсутствием горисполкома – исполнительного органа местного самоуправления, функции которого выполняет КГГА. Правда, еще в 2010 году решение КСУ не остановило Януковича назначить при мэре Черновецком еще и председателем Киевской городской госадминистрации Попова. А где сейчас Янукович? Уже 6-й год тянется уголовное производство против Попова по поводу разгона Евромайдана. Думаю, откупился. Для того, чтобы восстановить права киевлян на местное самоуправление нужно всего-то изменить закон «О столице Украины, – городе-герое Киеве» и создать горисполком, который будет возглавлять киевский городской голова, как и во всех городах.
Не находит у автора поддержки такая же идея-фикс известного блогера Ильи Кенигштейна дождаться перемен в форме «громких судебных процессов над ворами». Ибо помню фабулу классического произведения о возрождающемся зле «Убить дракона». Прав Кенигштейн только в утверждении, что «коррупция у людей на уровне мировоззрения». Поэтому существенно побороть ее можно только системными реформами. Одну из них власть предлагает возродить. Имеется ввиду законопроект о незаконном обогащении. Им предлагается подвергать гражданской конфискации государственных служащих, представителей государственной и местной власти, владельцев активов – которые по стоимости превышают в 500 и более раз размер прожиточного минимума для трудоспособных граждан. Гражданская конфискация – это не что иное, как похороненная предыдущим парламентом презумпция виновности при декларировании «нажитого непосильным трудом» и последующей спецконфискации, о которой мы рассказывали несколько лет назад.
Еще одним могучим инструментом в системе антикоррупционных реформ может стать принятие законопроектов, разработанных рабочей группой, прошедших экспертизу специалистов ОЭСР и Всемирного банка и учитывающих их рекомендации по имплементации Плана действий BEPS в Украине Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он обещает остановить уклонение от налогообложения и вывод денег в оффшоры, сумма которых может достигать по оценкам экспертов почти половины ВВП!
Об указанных и других кричащих проблемах ожидаем от власти откровенного и доверительного разговора.
Алексей ГОРДИЕНКО
Комментарии:
нет комментариев