Со вторника, 11 октября, украинские автомобилисты, оформляющие «автогражданку» (ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности), будут получать вместе со страховыми полисами также бланки т.н. европротоколов – бланки сообщений о ДТП, которые должны заполнять сами участники происшествия. Попробуем разобраться, в чем суть, плюсы и минусы этих европротоколов.
Представим себе такую ситуацию, в чем-то, можно сказать, даже обыденную для Запорожья. На мостах Преображенского или на плотине Днепрогэса в утренней «тянучке» автомобиль А, водителя которого слегка подвел глазомер, задел автомобиль Б, еле двигающийся впереди. Повреждения обоих автомобилей едва заметны, а вина владельца автомобиля А очевидна даже ему самому… В этой ситуации оба водителя рады бы решить единственный вопрос – вопрос компенсации ущерба – «полюбовно» и разъехаться по своим делам. Но нельзя. Закон скажет по этому поводу строго: скрылся с места аварии. И докажи потом, что все удалось уладить на месте!
Значит, водители ждут гаишников, машины остаются на своих местах, занимая, как минимум, одну полосу движения, «тянучка» превращается в пробку, пробка растет, а через эту пробку те самые гаишники пытаются добраться до места происшествия. А когда добираются, все только начинается: замеры, схемы – в общем, установление обстоятельств ДТП. И все это – из-за царапин или небольшой вмятины.
Как бы эта ситуация развивалась после удара машины о машину в том случае, если бы оба автомобилиста имели европротоколы? Водители, выйдя из своих авто, обсуждают обстоятельства ДТП, выясняют, кто виновен в аварии, и приходят к некоему общему знаменателю по вопросу компенсации. Если ДТП соответствует определенному перечню условий (о нем – ниже), водители самостоятельно начинают заполнять европротокол. В 15-ти разделах они указывают данные автомобилей и водителей, описывают дату, время, место и обстоятельства ДТП, повреждения транспортных средств, рисуют схему аварии. Первый лист протокола – самокопирующийся, во время заполнения автоматически переносится на второй лист. После самостоятельного оформления ДТП оба водителя получают по одной копии европротокола, жмут руки – и уезжают. В течение последующих трех дней с документами они обращаются напрямую в свои страховые компании, которые уже и решают вопрос компенсации повреждений владельцу пострадавшего авто.
Как видим, во втором случае ГАИ и суд не упоминались вообще. Все проблемы улажены без инспекторов и, при этом, совершенно законно! Помимо отсутствия различных юридических проволочек, это означает еще и то, что признавший себя виновным «по европротоколу» водитель избежит возбуждения дела по административному правонарушению и всех вытекающих из этого небольших, но неприятных последствий. Ведь если не было вызова инспектора ГАИ – значит, не было и нарушения!
Подводные камни
Количество ДТП, в которых водители могли бы разобраться самостоятельно, на самом деле значительное – может достигать, по разным оценкам, 80–90% от всех ДТП. И предназначение европротокола как раз в том, чтобы обеспечить автомобилистам законную возможность решить все тет-а-тет и сравнительно быстро.
Но, как мы уже писали выше, перед тем, как взяться за самостоятельное оформление ДТП, водители должны убедиться, что соблюдены несколько условий. Во-первых, в ДТП должны участвовать только 2 автомобиля, и оба они должны быть застрахованы по ОСАГО. Во-вторых, и это понятно, среди участников аварии не должно быть травмированных или, тем более, погибших. В-третьих, у водителей не должно быть признаков алкогольного или наркотического опьянения. В-четвертых, сумма ущерба, нанесенного «пострадавшему» автомобилю, не должна превышать 10 тысяч гривен. В-пятых, о чем мы уже упоминали, водители должны найти одну (!) общую точку зрения на произошедшее ДТП. Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, ни о каком европротоколе речи идти не может – нужно вызывать ГАИ.
Все выглядит понятным и удобным. Однако отметим некоторые мелкие трудности, с которыми могут столкнуться украинские автомобилисты, по крайней мере, в первое время пользования европротоколами.
Первое же условие для самостоятельного оформления ДТП – это, как видим, наличие у каждого водителя полиса «автогражданки». Но надеяться на сознательность всех участников дорожного движения пока не приходится – «автогражданками» водители «жонглируют»: то оформляют краткосрочные полисы, то забывают продлить страховку, то еще что-то… Остается, имея на руках страховой полис ОСАГО и бланк европротокола, надеяться, что если и будет ДТП, то с таким же сознательным и предусмотрительным гражданином. К слову, о сознательности. Сотрудники ГАИ то ли в шутку, то ли в серьез, говорят, что европротоколы будут приживаться тяжело из-за... менталитета украинских водителей! Мол, даже возможность разрешить конфликт «по-хорошему» не заставит автомобилистов пойти на такой героический поступок, как признание собственной вины!
Еще одна трудность – само по себе самостоятельное оформление обстоятельств аварии. Водители авто ведь совсем не специалисты в этом вопросе, не имеют никаких полномочий (например, остановить проезжающие машины, чтобы сделать какой-то замер), и вынуждены будут все делать на глаз. И нет никакой гарантии, что составленный таким образом европротокол впоследствии не будет отвергнут страховщиками из-за какой-то незначительной ошибки! Тем более страховые компании пока вообще относятся к европротоколу весьма настороженно и скептически, видимо, опасаясь возможного мошенничества. (Кстати, обладателям страховых полисов КАСКО документы ГАИ понадобятся в любом случае!)
По этим причинам эксперты уверены: ждать полноценных результатов использования европротоколов в Украине стоит, в лучшем случае, в 2012 году, когда нововведения станут чем-то привычным для ГАИ, водителей и страховщиков.
В прошлый четверг, 6 октября, состоялась пресс-конференция начальника Запорожской областной ГАИ Виталия Горькового, одной из ключевых тем которой стало реформирование автоинспекции в последние годы. «В Запорожской области сокращен 331 человек. Это достаточно много, чтобы говорить о возрастании нагрузки на оставшихся сотрудников. Теперь мы делаем упор на повышение качества работы сотрудников... Особенность нашей работы сегодня, помимо прочего, состоит в том, чтобы на дорогах не было «инспекторов в кустах», – рассказал началльник ГАИ.
Комментарии:
нет комментариев