misto.zp.ua

Оформляем ДТП самостоятельно

Со вторника, 11 октября, украинские автомобилисты, оформляющие «автогражданку» (ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности), будут получать вместе со страховыми полисами также бланки т.н. европротоколов – бланки сообщений о ДТП, которые должны заполнять сами участники происшествия. Попробуем разобраться, в чем суть, плюсы и минусы этих европротоколов.

Представим себе такую ситуацию, в чем-то, можно сказать, даже обыденную для Запорожья. На мостах Преображенского или на плотине Днепрогэса в утренней «тянучке» автомобиль А, водителя которого слегка подвел глазомер, задел автомобиль Б, еле двигающийся впереди. Повреждения обоих автомобилей едва заметны, а вина владельца автомобиля А очевидна даже ему самому… В этой ситуации оба водителя рады бы решить единственный вопрос – вопрос компенсации ущерба – «полюбовно» и разъехаться по своим делам. Но нельзя. Закон скажет по этому поводу строго: скрылся с места аварии. И докажи потом, что все удалось уладить на месте!

Значит, водители ждут гаишников, машины остаются на своих местах, занимая, как минимум, одну полосу движения, «тянучка» превращается в пробку, пробка растет, а через эту пробку те самые гаишники пытаются добраться до места происшествия. А когда добираются, все только начинается: замеры, схемы – в общем, установление обстоятельств ДТП. И все это – из-за царапин или небольшой вмятины.

Как бы эта ситуация развивалась после удара машины о машину в том случае, если бы оба автомобилиста имели европротоколы? Водители, выйдя из своих авто, обсуждают обстоятельства ДТП, выясняют, кто виновен в аварии, и приходят к некоему общему знаменателю по вопросу компенсации. Если ДТП соответствует определенному перечню условий (о нем – ниже), водители самостоятельно начинают заполнять европротокол. В 15-ти разделах они указывают данные автомобилей и водителей, описывают дату, время, место и обстоятельства ДТП, повреждения транспортных средств, рисуют схему аварии. Первый лист протокола – самокопирующийся, во время заполнения автоматически переносится на второй лист. После самостоятельного оформления ДТП оба водителя получают по одной копии европротокола, жмут руки – и уезжают. В течение последующих трех дней с документами они обращаются напрямую в свои страховые компании, которые уже и решают вопрос компенсации повреждений владельцу пострадавшего авто.

Как видим, во втором случае ГАИ и суд не упоминались вообще. Все проблемы улажены без инспекторов и, при этом, совершенно законно! Помимо отсутствия различных юридических проволочек, это означает еще и то, что признавший себя виновным «по европротоколу» водитель избежит возбуждения дела по административному правонарушению и всех вытекающих из этого небольших, но неприятных последствий. Ведь если не было вызова инспектора ГАИ – значит, не было и нарушения!

Подводные камни

Количество ДТП, в которых водители могли бы разобраться самостоятельно, на самом деле значительное – может достигать, по разным оценкам, 80–90% от всех ДТП. И предназначение европротокола как раз в том, чтобы обеспечить автомобилистам законную возможность решить все тет-а-тет и сравнительно быстро.

Но, как мы уже писали выше, перед тем, как взяться за самостоятельное оформление ДТП, водители должны убедиться, что соблюдены несколько условий. Во-первых, в ДТП должны участвовать только 2 автомобиля, и оба они должны быть застрахованы по ОСАГО. Во-вторых, и это понятно, среди участников аварии не должно быть травмированных или, тем более, погибших. В-третьих, у водителей не должно быть признаков алкогольного или наркотического опьянения. В-четвертых, сумма ущерба, нанесенного «пострадавшему» автомобилю, не должна превышать 10 тысяч гривен. В-пятых, о чем мы уже упоминали, водители должны найти одну (!) общую точку зрения на произошедшее ДТП. Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, ни о каком европротоколе речи идти не может – нужно вызывать ГАИ.

Все выглядит понятным и удобным. Однако отметим некоторые мелкие трудности, с которыми могут столкнуться украинские автомобилисты, по крайней мере, в первое время пользования европротоколами.

Первое же условие для самостоятельного оформления ДТП – это, как видим, наличие у каждого водителя полиса «автогражданки». Но надеяться на сознательность всех участников дорожного движения пока не приходится – «автогражданками» водители «жонглируют»: то оформляют краткосрочные полисы, то забывают продлить страховку, то еще что-то… Остается, имея на руках страховой полис ОСАГО и бланк европротокола, надеяться, что если и будет ДТП, то с таким же сознательным и предусмотрительным гражданином. К слову, о сознательности. Сотрудники ГАИ то ли в шутку, то ли в серьез, говорят, что европротоколы будут приживаться тяжело из-за... менталитета украинских водителей! Мол, даже возможность разрешить конфликт «по-хорошему» не заставит автомобилистов пойти на такой героический поступок, как признание собственной вины!

Еще одна трудность – само по себе самостоятельное оформление обстоятельств аварии. Водители авто ведь совсем не специалисты в этом вопросе, не имеют никаких полномочий (например, остановить проезжающие машины, чтобы сделать какой-то замер), и вынуждены будут все делать на глаз. И нет никакой гарантии, что составленный таким образом европротокол впоследствии не будет отвергнут страховщиками из-за какой-то незначительной ошибки! Тем более страховые компании пока вообще относятся к европротоколу весьма настороженно и скептически, видимо, опасаясь возможного мошенничества. (Кстати, обладателям страховых полисов КАСКО документы ГАИ понадобятся в любом случае!)

По этим причинам эксперты уверены: ждать полноценных результатов использования европротоколов в Украине стоит, в лучшем случае, в 2012 году, когда нововведения станут чем-то привычным для ГАИ, водителей и страховщиков.

В прошлый четверг, 6 октября, состоялась пресс-конференция начальника Запорожской областной ГАИ Виталия Горькового, одной из ключевых тем которой стало реформирование автоинспекции в последние годы. «В Запорожской области сокращен 331 человек. Это достаточно много, чтобы говорить о возрастании нагрузки на оставшихся сотрудников. Теперь мы делаем упор на повышение качества работы сотрудников... Особенность нашей работы сегодня, помимо прочего, состоит в том, чтобы на дорогах не было «инспекторов в кустах», – рассказал началльник ГАИ.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МІГ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |