Виктор Лопатин вышел на пенсию в 70 лет, хотя и сейчас, в без малого 83 года, пенсионером его назвать трудно. Виктор Алексеевич бодр, весел, в отличной физической форме. Все время при деле, в движении, о чем-то заботится, куда-то спешит – то на репетицию духового оркестра, то в бассейн плавать или на дачный участок, где все делает сам. До недавнего времени бегал по утрам и купался в водоеме. Ему некогда стареть.
Виктор Лопатин признается: он терпеть не может, когда ему задают вопрос о самочувствии, и тут же старается парировать – мол, разве я жаловался вам на плохое самочувствие или неважно выгляжу? В последнее время, не обижаясь, отвечает: «Спасибо, все хорошо».
– Возраст – это ошибка, если человек чувствует себя молодым. Я не замечаю, что разменял уже девятый десяток, – говорит Виктор Алексеевич. – Возраст ощущаю, когда не могу так же ловко, как раньше, выполнить какую-то работу.
А работать ему пришлось много. Родился в 1930 году в Забайкалье, в многодетной семье, где, кроме него, было еще пятеро братьев и сестер. Когда Виктору исполнилось пять лет, умерла мать, а через два года отца увез «черный воронок». Ребятишки стали «детьми врага народа» и больше никогда отца не видели. Вся тяжесть хозяйства по дому легла на плечи 13-летней сестры Валентины.
Война разбросала семью Лопатиных, словно горошины. Старших братьев забрали в армию. Младших, когда уже не могла прокормить, Валентина отдала в детский дом.
Из детдома попал в колонию
Жизнь в детском доме Виктор Алексеевич вспоминает, как страшный сон. Воспитателями были искалеченные войной фронтовики – один без руки, другой без ноги. Они держали детей в ежовых рукавицах.
– Пороли страшно, если кто-то отвечал посредственно, – вспоминает мой собеседник. – Мы зубрили предметы, себя не помня. Многое из той науки: стихи, формулы, название столиц разных государств – помню до сих пор.
В то время у него была единственная мечта – сбежать из детдома. Но вмешалась судьба, и в 1943 году его перевели в детскую трудовую воспитательную колонию. Оттуда сбежал мальчик с такой же фамилией, примерно того же возраста, и Виктора перевели на его место.
– Мне там понравилось, – рассказывает Виктор Алексеевич, – нас не били, неплохо кормили. Старшие парни казались мне такими блатными – все были с наколками. И я тут же на одной руке наколол себе якорь (показывает), на другой – бабочку! Мы много работали – шили одежду для фронта.
В детской колонии произошло знаковое событие, повлиявшее на всю последующую жизнь Лопатина. Туда прислали дирижера, 70-летнего музыканта, который отбирал тех, у кого был слух, чтобы сформировать духовой оркестр.
– Это был необыкновенный человек, приоткрывший нам, детям улицы, занавес в мир музыки. В 1945 году мы уже давали концерты, летом постоянно играли в городском парке. Помню, как сегодня, один случай. Подходит к нам молодой капитан лет двадцати пяти и просит сыграть вальс «Невозвратное время». Прослушал вальс, а на последнем аккорде выстрелил себе в висок…
Суровое детство, в дальнейшем жизнь, наполненная трудами и заботами, не ожесточили душу Виктора Алексеевича. Наоборот, закалили его, заставили философски относиться ко всему, что случается на жизненном пути, принимать все, считая: что ни делается – к лучшему. Он работал на Запорожской тепловой станции, затем перешел на Запорожскую АЭС, в РММ, где трудился слесарем, токарем-расточником, оттуда ушел на заслуженный отдых.
Трижды в неделю —на репетиции духового оркестра
– По сути, жизнь коротка, и при этом неизвестно, кому сколько отмерено. Ее можно прожить коротко и тоскливо, считая, что весь мир тебе чем-то обязан, а можно – коротко и радостно, веря, что жизнь – это чудо. Музыка, игра на духовых инструментах помогала мне и в самые сложные жизненные периоды, и в радости, – делится он. – И сегодня она поддерживает меня.
Трижды в неделю Виктор Алексеевич ходит на репетиции духового оркестра Запорожской АЭС. Он играет на кларнете. С оркестром ездит на разные фестивали и конкурсы, с которых, к слову, коллектив всегда привозит дипломы лауреатов и победителей. Каждое воскресенье, вечером, возле мэрии с весны и до осени звучит музыка духового оркестра.
– Интересное увлечение, хорошая компания, физическая и умственная нагрузка – составные долгой и полнокровной жизни, – считает Виктор Алексеевич.
Свою женщину надо выбирать сердцем
Во всем Виктора Алексеевича поддерживает его супруга Валентина Алексеевна, с которой в любви и согласии прожили 44 года. Они и сейчас много путешествуют, объездили всю Сибирь, Урал, Кавказ, Крым. В прошлом году побывали в Турции. Вот только что вернулись из Севастополя.
На вопрос, что помогает им столько лет быть вместе, ответил:
– Прежде всего, уважение, умение слышать и идти на компромисс. Я, по правде, не понимаю тех, кто женится-разводится по несколько раз, делит имущество, детей... Свою женщину надо выбирать сердцем раз и на всю жизнь. Хотя, конечно же, понимаю, что бывают разные случаи в жизни.
Но когда сын Юрий захотел стать священником, вначале не понял его устремлений.
– Я не могу назвать себя ни атеистом, ни глубоко верующим человеком, но к религии отношусь с уважением, так как все заповеди учат хорошему. Юра искренне поверил в Бога. Он выбрал свою жизненную дорогу, не скрою, неожиданную для меня. У нас не было верующих людей в роду, мы из казаков, мои предки служили царю и Отечеству верой и правдой. Поэтому я принял выбор и путь сына. Он закончил Воронежскую духовную семинарию, служит в Ельце. Вместе с женой они воспитывают семерых детей: старший внук служит сейчас в армии, младшему три года. Мы очень любим внуков, поэтому часто, раз пять в году, бываем у сына в гостях. Они к нам приезжают обычно летом, и мы все вместе едем к морю или к нам на дачу, – рассказывает Виктор Алексеевич. Внуки разных возрастов – от 23 до 3 лет – это тоже отличный источник бодрого настроения и жизнелюбия.
Светлана, младшая дочь, живет в Энергодаре и работает на одном из городских предприятий. У Светланы свой духовный путь – она стала инструктором одного из курсов «Искусства жизни», который, сочетая в себе древние знания и современную науку, основываясь на йоге и мощных дыхательных техниках, позволяет улучшить здоровье, получить большой заряд энергии и обрести душевное равновесие. Светлана ведет активный образ жизни, ходит в горные походы, прыгает с парашютом.
Лет двадцать назад Виктор Лопатин стал сам себе доктором. До этого врачи лечили печень, ограничивали в еде, но лучше не становилось. Плюнул на запреты, прислушался к организму, стал готовить себе отвары из трав, кушать все, что хочется, но в малых дозах. За обедом и во время ужина не отказывает себе в рюмочке собственной настойки.
Организм сам подскажет, что нужно делать, надо лишь прислушаться к нему, подчеркивает Виктор Алексеевич. Надо стараться жить в унисон с природой, лечиться природными средствами.
– Животные не принимают аптечных препаратов, посмотрите на ту же кошку или собаку, насколько они живучи и грациозны в своих движениях. Считаю, что любая таблетка наносит вред иммунной системе человека. Для долголетия человеку необходимо много двигаться, купаться в водоемах и закаляться, летом полезно хорошенько париться, чтобы легче переносить жару, что я постоянно делаю с большим удовольствием. И хотя бы раз в год или два подняться на вершину горы свыше 1000 метров над уровнем моря, чтобы хорошенько прочистить легкие. И что не менее важно – надо с оптимизмом смотреть в завтрашний день.
Ирена СТРЕЛЬНИКОВА

























Комментарии:
нет комментариев