Свершилось! 24 сентября Верховная Рада проголосовала за многократное повышение штрафов за нарушение ПДД и возможность отбирать водительские права на месте. Штрафы в Украине выросли в 10, 20 и даже, по отдельным статьям, в 60 раз! После введения новой системы, практически, каждый украинский автомобилист станет потенциальным «штрафником»
Итак, народные избранники утвердили президентский закон об ужесточении наказаний правонарушителей на дорогах, который официально звучит так - Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования урегулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Закон ждал своего «звездного часа» еще с начала года, и вызвал массу дискуссий и споров, став одним из самых резонансных законопроектов 2008 года. Он должен вступить в силу ровно через месяц после дня его опубликования в печати. Закон еще не подписан Президентом, но это – дело техники, ведь именно сам Президент Украины и был инициатором значительного ужесточения наказаний для водителей Украины. Вероятнее всего, Закон вступит в силу в конце октября – начале ноября этого года.
Новый Закон предусматривает внесение целого ряда существенных изменений, поправок и дополнений в следующие государственные документы:
- Криминальный Кодекс Украины;
- Кодекс Украины про административные правонарушения;
- Бюджетный Кодекс Украины;
А также, поправки и дополнения в законы Украины:
- "Про міліцію"
- "Про державну охорону органів державної влади України та посадових осіб"
-"Про дорожній рух"
-"Про автомобільний транспорт"
-"Про автомобільні дороги"
- "Про перевезення небезпечних вантажів"
- "Про обов’язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобів"
- "Про бджільництво"
- "Про порядок ввезення (пересилання) в Україну, митного оформлення й оподаткування особистих речей, товарів та транспортних засобів, що ввозяться (пересилаються) громадянами на митну територію України"
-"Про Державну прикордонну службу України"
-"Про передачу об’єктів права державної та комунальної власності"
- "Про систему інженерно-технічного забезпечення агропромислового комплексу України".
Сначала о хорошем. За отсутствие аптечки или огнетушителя в машине теперь штрафовать не будут. Из хорошего, пожалуй, это и все. Во всем остальном новый Закон предельно суров.
Начальник Департамента ГАИ УМВД Украины Сергей Коломиец, разъяснил общественности некоторые аспекты новой доктрины ГАИ в системе штрафования. Самым страшным злом украинских автомобилистов, по-прежнему, остается вождение в нетрезвом виде. Теперь штраф за «запах алкоголя» составляет от 2550 до 3400 гривен, и самое интересное, что принимать решение о штрафе будет сотрудник ГАИ прямо на месте. Если водитель откажется платить штраф, то дело будет передано в суд, который может лишить автолюбителя-«алколюбителя» права вождения на срок от 1 до 2 лет и даже наложить административный арест на срок от 7 до 10 суток. Также, в праве суда теперь и назначить нарушителю трудовую терапию в виде общественных работ на срок от 40 до 50 часов.
Если любитель выпить попадется второй раз, то приговор будет еще жестче – лишение прав на срок от 2 до 3 лет с «возможным изъятием транспортного средства» или же с присуждением административного ареста на срок от 10 до 15 суток или общественных работ на срок от 50 до 60 суток.
Если же «алколюбитель» попадется третий раз за нетрезвую езду, то ему грозит лишение прав управления автомобилем на 10 лет с «обязательным изъятием транспортного средства», то есть с конфискацией автомобиля!
Новый закон даёт право сотрудникам ГАИ изымать водительские права на месте, если это предусматривается совершенным правонарушением. Теперь все по закону, и права отдавать придется, а иначе действия «отказников» попадут под статью № 185 Административного Кодекса — неповиновение требованию работника милиции.
Ездить без водительского удостоверения теперь тоже станет очень невыгодно. Для тех, кто привык забывать свои права дома, теперь назначено новое наказание – штраф вырос в 20 раз (340 грн), по сравнению с прежним – 17 грн.
Теперь сотрудникам ГАИ не обязательно составлять протокол, если нарушение было зафиксировано видеокамерой.
«Сегодня у нас около ста видеокамер, которые будут фиксировать нарушения, и теперь эта фиксация становится доказательством при наказании водителя», — сказал глава МВД Юрий Луценко. До конца года таких камер в ГАИ должно быть не менее тысячи. Для закупки камер министерство планирует провести тендер.
Также, теперь инспектор может забирать машину на штрафплощадку в случае, если автомобиль, например, мешает движению на дороге. Если автомобилист будет не согласен с принудительной эвакуацией его авто, то ему нужно будет обращаться в суд и доказать невиновность, получив денежную компенсацию за неправомерные действия милиции.
Важное обстоятельство – ситуация, когда транспортным средством управляет не владелец этого ТС, и на этом транспортном средстве он совершает правонарушение. Цитируем: «За наявності обставин, які свідчать про вчинення порушення іншою особою, власник (співвласник) транспортного засобу протягом десяти днів з дня вручення йому постанови про накладення штрафу має повідомити про відповідні обставини (транспортний засіб знаходився у володінні чи користуванні іншої особи, вибув з його володіння внаслідок протиправних дій інших осіб тощо) орган (посадову особу), що виніс постанову про накладення адміністративного стягнення. На період з’ясування та перевірки цих обставин виконання постанови про накладення адміністративного стягнення зупиняється до моменту встановлення особи, яка вчинила правопорушення».
Проезд на красный свет теперь «стоит» 510-680 грн. За разговор по мобильному телефону за рулем теперь придется заплатить от 595 до 850 грн! Также, теперь положен штраф за то, что в выхлопных газах вашего автомобиля больше положенного вредных веществ (510-850 грн).
Один из самых принципиальных аспектов новой штрафной доктрины ГАИ – это система штрафных баллов. За каждое нарушение будет начисляться определенная сумма баллов. Можно предположить, что рано или поздно штрафником в Украине станет каждый автомобилист. Когда в сумме всего наберется 30 баллов, то водителя лишают прав и направляют на пересдачу экзаменов.
Намотать «30-ку» достаточно легко. Например, пару раз проехать на красный, не пристегнуться, не уступить на перекрестке и «выбросить» в атмосферу неположенное количество газов. И, пожалуйста, - лишение прав!
Баллы будут суммироваться в течение одного года, а с началом следующего календарного года сумма обнуляется. Хоть это радует….
Здесь стоит отметить, что эту бальную систему еще только должен разработать Кабмин. Ее еще нет в законченном виде. Когда она будет готова, то новую штрафную систему утвердят поправками к данному Закону.
Также, в ГАИ есть и другие новости. Сергей Коломиец сообщил, что с 2009 года ГАИ МВД планирует перейти на контрактную службу, и этот переход должен привести к определенным изменениям в части усиления ответственности за исполнение инспекторами ГАИ служебных обязанностей. А Юрий Луценко на заседании коллегии МВД в Полтаве по этому поводу сказал, что с переводом сотрудников на контрактную службу зарплаты, как и ответственность, будут увеличены. При этом, будет достаточно одного сигнала о злоупотреблении, чтобы перевести сотрудника из ГАИ в другое подразделение, например, в ППС.
Новый закон предусматривает и нововведения в системе прохождения техосмотров. Теперь пройти ТО можно будет на аккредитованных СТО, а не только на станции в ГАИ. Теперь водитель не сможет пройти ТО, если за ним числится должок – непогашенный штраф. Должки эти будут выявляться очень просто, так как в ГАИ создали единую базу данных - общий реестр, в котором все это будет фиксироваться.
Что еще. Еще новшеством Закона является введение ответственности (раньше такого не было) за выдачу должностным лицом талона технического осмотра без проверки технического состояния транспортного средства. Также, будут наказывать за проезд одним водителем (без сменщика) междугороднего автобуса дистанции свыше 500 км. Придется ездить с напарником. Также, будут штрафовать водителей городских маршрутных такси за перевозку пассажиров в количестве большем, чем предусмотрено техническими характеристиками конкретного транспортного средства.
Еще одной «новинкой» является предложение со стороны Департамента ГАИ УМВД ввести максимальное ограничение срока действия водительского удостоверения в Украине до 10 лет с момента его получения. После 10 лет необходимо будет возобновлять срок действия документа.
Есть ряд новшеств и в системе подготовки водителей, а также в работе автошкол.
Цитируем:
- виключено із Закону України «Про дорожній рух» норму щодо самопідготовки водіїв механічних транспортних засобів, так званого «екстерна», а отримати право на керування транспортними засобами відповідної категорії громадянин який досяг визначеного віку та не має медичних протипоказань може тільки пройшовши повний курс навчання за відповідними програмами.
- також відповідно до вимог Європейської Конвенції про дорожній рух Закон України "Про дорожній рух" доповнюється новими категоріями транспортних А1, В1, С1, D1, D, ВЕ, С1Е, СЕ, D1E, DE, Т та до нього вносяться обмеження щодо можливості отримати право на керування автобусами, трамваями і тролейбусами (категорії D1, D, D1E, DE, Т) тільки особам, які досягли 21-річного віку;
- передбачено, що підготовка, перепідготовка і підвищення кваліфікації водіїв транспортних засобів здійснюватиметься в акредитованих закладах незалежно від форми власності та підпорядкування, які за результатами атестації отримали відповідний атестат.
Таким образом, господа автолюбители, «экстерна» теперь не будет. Теперь каждый кандидат в автомобилисты будет обязан пройти полный курс обучения в соответствии с утвержденными программами подготовки водителей.
Ключевые спорные моменты в новом Законе можно назвать одной фразой – «а судьи кто?». Дело в том, что при принятии законопроекта Кабмину, Министерству внутренних дел и Министерству здравоохранения поручили (в рамках протокола) четко определить порядок и нормы установления состояния алкогольного, наркотического опьянения и пребывания под действием лекарственных препаратов. Сейчас в Украине нет четко утвержденных норм, которые могли бы однозначно определять, находится ли человек в состоянии алкогольного опьянения. Сейчас у нас одинаково считаются правонарушением и наказывают и за бокал пива, и за выпитую бутылку водки. В Европе же эти стандарты измеряются в промилле и пропорциях от количества содержания алкоголя в крови, а соответственно и назначается наказание.
Новый закон уже спровоцировал жаркие дискуссии. Его сторонники считают, что все правильно, и нужно и дальше ужесточать правила игры на украинских дорогах, на которых сегодня ежедневно гибнут десятки людей как на настоящей войне. Противники же Закона считают, что новые «цифры» лишь усугубят коррупцию, и повлияют только на повышение размеров взяток за «откуп» на дорогах.
Истина всегда где-то посредине. Есть рациональное и в тезисах сторонников новой «террористической» системы ГАИ, и в доводах скептиков. Действительно, порядок на дорогах наводить необходимо. Машин все больше, а культуры вождения все меньше. И, безусловно, что новая штрафная система может что-то исправить и наказать хотя бы самых злостных нарушителей. Но, не будем забывать и о «человеческом факторе».Там где деньги, там всегда есть соблазны. Пока что не ясно, как в ГАИ будут системно осуществлять профилактику коррупции. Надеемся, что разрабатывая принципиально новые подходы в наведении порядка на дорогах, методисты ГАИ будут в обязательном порядке учитывать и этот аспект.
ТАБЛИЦА НОВЫХ ШТРАФОВ ГАИ
Вид нарушения | Действующее наказание | Новое наказание |
Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами | предупреждение или штраф 3,4-8,5 грн | штраф 51-85 грн |
Управление ТС, эксплуатация которых запрещается по техническим причинам; переоборудованные с нарушением правил, норм и стандартов; своевременно не прошедшие государственного технического осмотра | штраф 8,5-34 грн | штраф 340-425 грн, при повторном нарушении лишения прав на 3-6 мес. или арест на 5-10 суток |
Использование для перевозки пассажиров ТС с неисправностями или техническое состояние которых не отвечает требованиям стандартов | не было | штраф 680-850 грн |
Управление не зарегистрированными ТС; ТС без номерного знака; с номерным знаком, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным; а также без талона техосмотра, или с чужим или поддельным талоном | штраф 34-85 грн, повторное на протяжении года нарушение штраф 51-136 грн с возможным оплатным изъятием ТС | штраф 170-255 грн, за повторное на протяжении года нарушение штраф 255-510 грн или общ. работы на 30-40 часов, с возможным оплатным изъятием ТС |
Эксплуатация ТС, номера агрегатов которых не отвечают записям в регистрационных документах, уничтоженные или подделанные | штраф 17-170 грн | штраф 255-340 грн |
Перевозка водителями маршруток пассажиров сверх максимально допустимого тех. характеристикой ТС количества, а также перевозка на междугородных или международных маршрутах пассажиров, количество которых превышает количество мест для сидения | 34-85 грн | штраф 170-255 грн |
Нарушение водителями маршрутных такси правил остановки во время осуществления посадки (высадки) пассажиров | не было | штраф 255-340 грн |
Перевозка пассажиров на автобусном маршруте протяжностью свыше 500 км одним водителем | не было | штраф 170-255 грн |
Превышение установленных ограничений скорости движения более чем на 20 км/ч | штраф 17-34 грн | штраф 255-340 грн |
Нарушение требований дорожных знаков и разметки, правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств | предупреждение или штраф 3,4-8,5 грн | штраф 255-340 грн |
Нарушение правил остановки и стоянки | предупреждение или штраф 3,4-8,5 грн | штраф 255-340 грн |
Проезд пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам, нарушение запрета двигаться по тротуарам или пешеходными дорожкам | предупреждение или штраф 3,4-17 грн | штраф 255-340 грн |
Нарушение правил проезда перекрестков, остановок и непредоставления преимущества в движении маршрутным ТС | предупреждение или штраф 3,4-17 грн | штраф 425-510 грн |
Нарушение правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, расположение ТС на проезжей части | предупреждение или штраф 3,4-17 грн | штраф 425-510 грн |
Нарушение правил движения по автомагистралям | предупреждение или штраф 3,4-8,5 грн | штраф 425-510 грн |
Нарушение правил пользования внешними осветительными приборами или предупредительными сигналами, в том числе при начале движения или изменении его направления и их самовольное переоснащение | предупреждение или штраф 3,4-17 грн | штраф 425-510 грн |
Использование во время движения телефона, если нет устройств, для разговора без помощи рук | не было | штраф 425-510 грн |
Превышение установленных ограничений скорости движения более чем на 50 км/ч | не было | штраф 510-680 грн |
Проезд на запретительный сигнал светофора или жест регулировщика | Предупреждение или штраф 8,5-17 грн | штраф 510-680 грн |
Непредоставление преимущества в движении спец. ТС (скорая помощь, милиция и тому подобное) | предупреждение или штраф 8,5-17 грн | штраф 510-680 грн |
Нарушение правил остановки, стоянки, которые создают препятствия или угрозу безопасности движения | предупреждение или штраф 3,4-8,5 грн | штраф 510-680 грн |
Все вышеуказанные нарушения, которые повлекли создание аварийной обстановки, начиная от превышения скорости на 20 км/ч и заканчивая правилами остановки, стоянки, которые создают угрозу безопасности | штраф 34-68 грн или лишение прав от 6 мес. до 1 года | штраф 680-850 грн или лишение прав от 6 мес. до 1 года |
Побег водителей и других участников дорожного движения с места ДТП | штраф 136-170 грн или лишение прав от 6 мес. до 1 року | штраф 255-306 грн или гром. работы на 30-40 часов, или админ. арест на 10-15 суток |
Нарушение правил установки спец сигналов (мигалок) | не было | штраф 850-1020 грн |
Неиспольнение водителями требований работника милиции об остановке транспортного средства | штраф 136-170 или лишение прав на 1-3 г | штраф 153-187 грн или лишение прав на 3-6 мес. |
Въезд на железнодорожный переезд на запрещенный сигнал светофора или жест регулировщика, при закрытом шлагбауме или когда приближается поезд | штраф 34-68 грн, при аварии 68-136 грн | штраф 340-425 грн, при аварии штраф 340-680 грн или лишение прав на 1- 2 г., или общ. работы на 40-60 год. |
Другие нарушения правил проезда железнодорожных переездов | штраф 8,5 -34 грн, при аварии как предыдущее | штраф 255-340 грн, при аварии как предыдущее |
Нарушение правил с повреждением ТС, груза, дорог, улиц, ж/д переездов или другого имущества | штраф 17-68 грн или лишение прав на 3-6 мес | штраф 340-425 грн или лишение прав на 6-12 мес. |
Непредоставление ТС работникам милиции и медицинским работникам | штраф 17-51 грн | штраф 68-136 грн |
Управление ТС лицами, которые не имеют при себе соответствующих документов или не предъявили их | штраф 8,5-17 грн | штраф 425-850 грн |
Управление ТС лицом, которое не имеет права управления таким ТС, или передача управления ТС лицу, которое не имеет права управления ТС | штраф 34-68 грн | штраф 510-595 грн |
Управление ТС лицом, лишенным права управления ТС | не было | штраф 510-850 грн |
Переход дороги пешеходом на красный сигнал светофора, в неустановленных местах или непосредственно перед ТС, невыполнение других правил дорожного движения | штраф 1,7-8,5 грн | штраф 51-85 грн |
Нарушение правил велосипедистами, водителями гужевого транспорта и погонщиками животного скота | штраф 3,4-8,5 грн | штраф 85-136 грн |
Нарушения, совершенные пешеходами, велосипедистами и погонщиками животных в состоянии опьянения | штраф 34-68 грн | штраф 136-170 грн |
Нарушение, совершенные пешеходами, велосипедистами и погонщиками животных, которые стали причиной аварии | штраф 85-170 грн | штраф 170-255 грн |
Ненадлежащее проведение проверки, техосмотра и выдача документа о его технической исправности | не было | штраф на лицо, ответственное за выдачу документа, 1530-1700 грн |
Выдача талона о прохождении тех. обзора без документа, который подтверждает техническую исправность ТС | не было | штраф на должностные лица 1530-1700 грн |
Допуск к управлению ТС водителей, которые находятся в состоянии алкогольного или другого опьянения, в болезненном состоянии, или под воздействием лекарственных препаратов, или не прошли медосмотр | штраф на руководителей или должностных лиц 68-136 грн | штраф на должностных лиц 425-850 грн |
Допуск к управлению ТС лиц, которые не имеют права на управление ТС | штраф на руководителей или должностных лиц 17-51 грн | штраф на должностных лиц 340-680 грн |
Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, а также передача управления ТС лицу, которое находится в таком состоянии, также отказ от прохождения проверки на состояние опьянения или относительно употребления препаратов | штраф на водителей 255-340 грн или лишение на 1- 2 г. и на другие лица - штраф 255-340 грн | штраф на водителей 2550-3400 грн или лишения прав на 1- 2 г., или общ. работы на 40-50 часов, или админ. арест на 7-10 суток и на другие лица - штраф 2550-3400 грн, или общ. работы на 40-50 час. или админ. арест на 7-10 суток |
Повторное на протяжении года управление ТС в состоянии опьянения или уклонения от прохождения осмотра | штраф на водителя 340-680 грн с возможным оплатным изъятием ТС или лишение прав на 2- 3 г. с возможным изъятием ТС и на других лиц - штраф 340-680 грн с возможным изъятием ТС | на водителей лишение прав на 2- 3 г. с возможным оплатным исключением ТС или общ. работы на 50-60 час., или админ. арест на 10-15 суток и на другие лица - возможно исключение ТС или общ. раб на 50-60 час., или админ. арест на 10-15 суток |
После двух на протяжении года взысканий за управление в состоянии алкогольного или другого опьянения и под воздействием лекарственных препаратов, или за отказ от прохождения осмотра | не было | на водителей лишение прав на 10 лет с оплатным изъятием ТС и на другие лица - оплатное изъятие ТС |
Употребление водителем после ДТП при его участии алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в аптечку или назначены медиком) или после того, как ТС был остановлен по требованию милиционера, к проведению медосмотра на опьянение, до принятия решения об освобождении от такого осмотра | не было | на водителей лишения прав на 2-3 года или админ. арест на 10-15 суток |
Нарушение правил перевозки опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и многотоннажных ТС | штраф на водителей 8,5-34 грн и на должностные лица - 51-119 грн | штраф на водителей 510-680 грн и на должностные лица - 680-850 грн |
Перевозка в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах или трамваях, а также сдача в багаж или в камеру хранения опасных веществ или предметов | предупреждение или штраф 8,5-34 грн | предупреждение или штраф 170-255 грн |
Нарушение правил безопасности дорожного движения, что повлекло средней тяжести телесное повреждение | штраф до 1700 или исправительные работы до 2 ч., или арест до 6 м., или ограничением свободы до 3 л., с возможным лишением прав до 3 л. | штраф 3400-8500 грн или исправительные работы до 2 л., или арест до 6 м., или ограничение свободы до 3 л., с возможным лишением прав до 3 л. |
Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных ТС, допуск к управлению ТС лица в состоянии алкогольного или другого опьянения, или не имеющего права на управление ТС, другое грубое нарушение, если это повлекло средней тяжести телесное повреждение, тяжелое телесное повреждение или смерть пострадавшего | штраф до 1700 грн или исправительные работы до 2 л., или ограничения свободы до 5 л., или лишения свободы до 5 л., с возможным лишением права обнимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию ТС до 3 л. | штраф 3400-8500 грн или исправительные работы до 2 л, или ограничения свободы до 5 л., или лишение свободы до 5 л., с возможным лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию ТС до 3 л. |
Нарушение правил, норм и стандартов, относительно ограждения дорожного движения, совершенное лицом, ответственным за строительство, ремонт или содержание дорог, улиц и тому подобное, если это повлекло средней тяжести телесное повреждение, тяжелое телесное повреждение или смерть | штраф до 1700 грн или исправительные работы до 2 л., или ограничение свободы до 5 л., или лишение свободы до 5 л. | штраф 3400-8500 грн или исправительные работы до 2 л., или ограничение свободы до 5 л., или лишение свободы до 5 л. |
Уничтожение, подделка или замена идентификационного номера, номеров двигателя, шасси или кузова, или замена без разрешения панели с идентификационным номером ТС | штраф 850-3400 или исправительные работы до 2 л., или ограничения свободы до 3 л. | штраф 2550-4250 грн или исправительные работы до 2 л., или ограничения воли до 3 л. |
Превышение норм содержания загрязняющих веществ в отработанных газах | штраф 17-51 грн | штраф 510-850 грн |
Виталий ДЗЮБА-ФИТИСОВ
При использовании материалов публикации ссылки на первоисточник и автора обязательны.
Автомобильная Газета «Автопарк»
www.autopark.zp.ua
Федерация Автомобилистов Украины «ФАФА»
www.fafa.org.ua
Комментарии:
нет комментариев