Бомжи – отбросы общества или его неотъемлемая часть?
Выходишь в пятницу вечером прогуляться по центральным местам скопления людей, будь то наш сквер или комплекс лавочек возле мини-маркета «Ассоль», и тебе открывается интересная картина. В многообразии тусующейся молодежи, которая шумит, веселится, на гитаре играет, просто общается, потягивая пивко. На фоне всего этого периодически мелькают фигуры – неопрятно одетые, бородатые и не всегда трезвые – охотники за стеклотарой.
Буквально пару недель назад мы наблюдали следующую картину: на одной из лавочек тихонько подрёмывал мужчина лет сорока, а неподалёку спал в клумбе ещё один бородатенький мужичок. Видимо, на лавке возле «радиков» (так называет молодёжь место посиделок в центре Энергодара) места «спального» ему не хватило.
Господа хорошие, не подумайте плохого, мы не осуждаем людей без ПМЖ, они ведь тоже являются частью нашего общества, и у всех у них были или есть семьи, но по какому-то стечению обстоятельств они оказались не нужны обществу. Сегодняшний наш рассказ как раз о таких людях.
Три разные истории, а итог один
Николай, 67 лет. Он бомж уже со стажем – 30 лет свободен от любых обязательств. Считает, что и в Каменско-Днепровском районе, и в Энергодаре самые «демократические» свалки. Здесь легко можно войти в контакт с теми, кто там «прописан». Правда, не все 30 лет он живет без определенного места жительства. Пять раз сходился с женщинами в разных уголках бывшего Советского Союза, от Дальнего Севера до Карпат. Но ни одна женщина его свободное сердце не согрела. Дважды, по молодости, был судим из-за драк, но с отсрочкой исполнения приговора. Детей у Николая нет, о родителях говорить не стал, как и не сказал, откуда он же все-таки родом.
Второй, тоже Николай, родом из Белой Церкви, выглядит на все 60, а самому всего лишь 40. Уехал из дома десять лет назад на заработки в Россию. Рассказал, что заработать много не удалось, а что зарабатывал, сразу спускал в игровых автоматах. Жена давно живет с другим. Две дочери поступили в институт. Новый папа вкладывает в них деньги. Поэтому и не хочет ехать домой: стыдно ни с чем возвращаться, да уже и ни к чему.
Третий собеседник – настоящий философ. Зовут его Владимир. Говорил, что имеет два высших образования. Да вот так ли это? Кто знает? Судя по умению вести разговор, чувствовалось, что умом и интеллектом он не обделен. Самое интересное то, что ушел «в никуда» он сознательно: таким образом сам себя наказал, а вот за что – не сказал.
Жаловались бездомные, что зиму легче пережить на энергодарской свалке, там чаще продукты питания выбрасывают, а вот на Каменской продуктов нет. Хотя жить есть где: летом – в землянке, а вот зимой – в заброшенном доме в Великой Знаменке. По мнению наших собеседников, сейчас в селе зимой можно прожить, ведь там много брошенных хат. Вот только с питанием – проблема.
Жители каменных джунглей
Совсем недавно нам стала известна история о том, что в одной из организаций Энергодара работал молодой парень, занимал должность «принеси, подай». Трудился парнишка за еду в прямом смысле слова. Отчий дом пришлось покинуть из-за проблем, каких – не уточнил, теперь его крыша над головой – небо голубое.
Подобные случаи с бездомными людьми – не редкость, но очень часто такой образ жизни – это бизнес или хобби, а, может, и элементарная лень заняться поисками работы, проще ведь зарабатывать на жалости к себе.
Наш единственный скоростной экспресс Энергодар-Запорожье – яркий тому пример. По пути в областной центр в Васильевке в поезд зашёл парнишка с одной рукой и стал рассказывать о том, как ему в жизни не повезло. Проходя мимо моего купе, парень с надеждой посмотрел в мою сторону, я проигнорировал его взгляд, а мой товарищ отдал две гривны, причём последние. Я тогда сказал, что сделал он это зря. Мы вышли в тамбур на перекур, и он тут же смог убедиться в правоте моих слов: попрошайка выскочил из вагона, поправил куртку, вытащил отсутствующую руку из рукава и спокойно пошёл в сторону ж/д вокзала.
Помощь городским бездомным
На сегодняшний день в Энергодаре нет ни приютов, ни ночлежек для бездомных. И не известно – когда появятся. Шанс поспать в тёплой кровати имеют только те из них, кому необходима госпитализация. В таких случаях их определяют в городскую медсанчасть.
Пока нет официальных данных о том, сколько людей без ПМЖ живёт (а точнее – существует) в нашем городе. По словам директора территориального центра, действующего при энергодарском управлении труда и социальной защиты населения, Оксаны Мозжилиной, в ближайшее время планируется ввести официальный учёт этой категории граждан. По неофициальным же данным, сегодня в Энергодаре их насчитывается 15 человек. И у большинства из них есть семьи или родственники. Одиноких бездомных – всего пятеро.
В зимнее время для энергодарских бомжей организованы горячие обеды на базе столовой, которая находится на территории СМСЧ №1. Здесь они получают питание дважды в неделю: по вторникам и пятницам в 13-00.
В завершении напрашивается вопрос: в нашем государстве бомж – часть общества, или его отбросы? По сути, каждый из нас не застрахован от того, чтобы встать в одну шеренгу с бездомными. Ведь жизнь – непредсказуемая штука, которая с лёгкостью может «пережевать» человека и «выплюнуть» на улицу, оставив без крыши над головой.
Евгений НИКОЛАЕВ, Татьяна ДМИТРИЕВА
Комментарии:
нет комментариев