misto.zp.ua

Мушкетёрские пистоли

Великий роман Александра Дюма «Три мушкетера» любим многими. Погони, поединки на шпагах, любовные страсти... А еще – завораживающие и не всегда понятные названия монет: луидоры, ливры, экю, пистоли. Но что же это, собственно, такое? Чем расплачивались д’Артаньян и его друзья, отдыхая в таверне между приключениями?

Помните, что сделал знаменитый гасконец д’Артаньян, получив после первой своей дуэли от короля Людовика XIII сорок пистолей? Если нет, то напомним: «Когда, покинув Лувр, д’Артаньян спросил своих друзей, как лучше употребить свою часть сорока пистолей, Атос посоветовал ему заказать хороший обед в «Сосновой Шишке», Портос – нанять слугу, а Арамис – обзавестись достойной любовницей».

Из всего этого выходит, что деньги, полученные бедным гасконцем от своего монарха, были немалой суммой. И на них будущий мушкетер мог начать свою придворную карьеру.

Из Испании, и далее по свету...

Вообще-то, пистоли были не французскими, а испанскими монетами. И появились они после того, как в конце XV века из Нового Света в Испанию хлынул поток награбленного у индейцев золота и серебра. Из этого золота в метрополии и начали массовую чеканку золотых и серебряных монет. Золотая монета в Испании первоначально получила название «эскудо» («щит»). Она весила около 3,09 г. На аверсе эскудо был герб Испании, на реверсе – кастильский крест, окруженный четырьмя дугами.

Король Испании Карл I (одновременно он был императором Священной Римской империи под именем Карл V) в 1537 году выпустил двойной эскудо весом 6,2 г. Он и получил название «пистоль». В свою очередь, монета достоинством в два пистоля стала называться дублоном – по-испански «двойной». Чеканка дублонов началась в 1566 году, и продолжалась до 1849 года.

Испанские монетные дворы выпускали также монеты достоинством в четыре пистоля – квадрупли, или, по-испански, «онса де оро» («золотая унция»). Благодаря своему высокому качеству и полновесности дублоны были весьма популярны в Европе.

Во Франции именно дублоны носили название «пистоль». Однако для государства, которое вело с Испанией многочисленные войны, было непатриотично иметь в обращении деньги, отчеканенные в стране-сопернице. И в официальных бумагах пистоли стали называть луидорами. Первый золотой луидор был выпущен во Франции в 1640 году. Вес его составлял 6,751 г.

Вот со всей этой запутанной денежной системой, существовавшей в стране во времена царствования короля Людовика XIII, и довелось столкнуться д’Артаньяну.

Карманная математика

Процитируем еще один отрывок из бессмертного романа Александра Дюма:

«– Теперь давайте сочтем, сколько у нас всего. Портос?

– Тридцать экю.

– Арамис?

– Десять пистолей.

– У вас, д’Артаньян?

– Двадцать пять.

– Сколько это всего? – спросил Атос.

– Четыреста семьдесят пять ливров! – сказал д’Артаньян, считавший, как Архимед».

Действительно, денежная система тогдашней Франции могла свести с ума человека с неустойчивой психикой. Вот курс монет, имевших хождение во время короля Людовика XIII, кардинала Ришелье и отважных мушкетеров.

Самой мелкой монетой во Франции считался денье. Далее следовали:

1 лиар = 3 денье, 1 су = 4 лиара, 1 ливр = 1 франк = 20 су, 1 экю = 3 ливра, 1 пистоль =10 ливров, 1 луидор = 2 пистоля, 1 двойной луидор (он же квадрупль) = 4 пистоля.

Луидор, пистоль и экю были золотыми монетами, ливр – серебряным, а более мелкие монеты – медными. Впрочем, су иногда делали даже из железа.

И все это надо было держать в голове, чтобы во время совершения коммерческих сделок какой-нибудь «каналья Бонасье» не «кинул» благородного шевалье, поленившегося забивать свою голову разного рода подсчетами.

Все попытки французских финансистов, в том числе и знаменитого Жана Батиста Кольбера, упорядочить в стране денежное обращение, оказались тщетными. Луидор продолжали чеканить до самой Великой французской революции. Лишь после нее страна перешла на десятичную денежную систему. В1795 году основной денежной единицей Французской республики стал франк.

Но до 1803 года монетный двор Франции продолжал выпускать золотые монеты, равные по весу луидору

(20-франковая монета). Затем их сменили золотые с названием «наполеондор» в честь императора Франции Наполеона Бонапарта.

Подготовил Олег ВАЛИК


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |