Наверное, почти каждый родитель хочет, чтобы его малыш, став взрослым, занял достойное место в этой жизни, пользовался уважением окружающих. Чтобы мог отстоять свое мнение, был верен своим принципам, уверенно шел к своим целям.
И, наверное, далеко не каждый родитель знает, что в данный момент своим отношением и личным примером он формирует или ломает в своем ребенке эту самую Личность.
Психологическое развитие малыша идет поэтапно. Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, укладывающуюся в 4 стадии.
На первой стадии (сенсомоторной), от 0 до 2 лет, дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребенка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребенком родители.
В 3 года – первый возрастной кризис. Ребенок идет в детский сад и начинает понимать не только свою половую принадлежность, но и чувствовать свое отличие от других детей. То есть, впервые начинает ощущать себя личностью, индивидуальностью. Возникает потребность самоутвердиться в этой роли. Как?.. И ребенок находит решение – победить взрослого! В психологии это явление называется «негативизм». То есть, ребенок поступает противоположно тому, о чем его просит родитель. Делает все наоборот.
Многих родителей это раздражает. Послушный и покладистый малыш вдруг стал упрямым и своевольным. Некоторые взрослые расценивают такое поведение как посягательство на их родительский авторитет и… ломают личность! Как часто мы слышим в адрес ребенка гневные слова, порой унизительные и оскорбительные. Как часто родители применяют физическую силу, чтобы доказать свою власть! Выбирая самый лёгкий способ воздействия, не требующий ни терпения, ни понимания.
А ведь ребенок всего лишь пытается доказать себе, что чего-то стоит как личность. Пусть даже выбирает для этого не самый интеллектуальный способ. Но ведь ему-то всего 3 года! Других способов он просто не знает. Поддержите его, уступите там, где это можно сделать, дайте возможность хоть иногда настоять на своем в непринципиально важных моментах.
Конечно, если малыш хочет сам переходить через проезжую часть или изучить устройство электрической розетки, тут уступки неуместны. Не ленитесь разговаривать с детьми, пояснять им в 101-й раз, почему это опасно. Не ограничивайтесь авторитарным словом «НЕЛЬЗЯ!» – это слово ребенку непонятно.
Вторая стадия, от 3 до 7 лет, связана с развитием признака "этика", т.е. эмоционального восприятия действительности (дооперациональное мышление). В этот период ребенок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих его людей, особенно тех, кто находится на близкой физической и психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих сверстников на улице, в детсаде, в школе, воспитателей и учителей.
Собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится, и в первую очередь – в семье.
Тут важно учесть, что в уважении ребенок нуждается не меньше, чем в любви. И если есть качества, поступки, за которые можно похвалить сына или дочку, – не ленитесь. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как доброе слово, сказанное от души. Уважая своего ребенка, уважайте и его право на ошибку, право на выбор. Поощряйте самостоятельные решения, не забыв упомянуть об ответственности за них. И будьте рядом, когда ребенок ошибется, чтобы поддержать его. Родитель, в первую очередь, самый верный друг, который не предаст и не осудит.
Если малыш научится уважать себя (с вашей помощью конечно) – он сможет уважать других.
Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии главенствующую роль.
Третья стадия – «стадия конкретных операций», от 7 до 11 лет, соответствует доминирующему признаку "логика" (мышление, сопоставление фактов, умение делать объективные выводы).
Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Ребенок в это время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок старается завоевать признание у окружающих и избавиться от эгоцентризма.
Хочется отметить, что многие дети идут в школу не с семи, а с шести лет. И если ребенок еще не готов к нагрузкам (что скорее норма, чем исключение), если не справляется с заданиями, а на него «давят» и учитель и родители, – самооценка малыша падает. А ведь не его вина, что детская нервная система не выдерживает даже просто неподвижного сидения за партой в течение 30 минут (и на перемене бегать тоже нельзя).
Четвертая стадия «концептуального мышления» – от 13-14 лет и старше – отвечает за развитие признака "интуиция" (находчивость в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям). Это самый сложный период развития личности. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, когда есть опасность размывания чувства своего "Я".
На этом этапе подросток уже проявляет свою самостоятельность и идет интенсивный поиск авторитетов. Вся проделанная работа по формированию Личности уже дает о себе знать в поступках и образе мышления ребенка.
В завершение хотелось бы подчеркнуть, что воспитание ребенка – это в первую очередь сопровождение его по его детской жизни и личный пример. Насилием, как физическим, так и моральным, положительных результатов добиться очень сложно.
Науменко Т. Г.,
практический психолог I категории, специалист Запорожского областного центра реабелитации репродуктивной функции человека
Комментарии:
нет комментариев