misto.zp.ua

Мой ребенок - Личность!

Наверное, почти каждый родитель хочет, чтобы его малыш, став взрослым, занял достойное место в этой жизни, пользовался уважением окружающих. Чтобы мог отстоять свое мнение, был верен своим принципам, уверенно шел к своим целям.

Мой ребенок - Личность!И, наверное, далеко не каждый родитель знает, что в данный момент своим отношением и личным примером он формирует или ломает в своем ребенке эту самую Личность.

Психологическое развитие малыша идет поэтапно. Швейцарский психолог Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, укладывающуюся в 4 стадии.

На первой стадии (сенсомоторной), от 0 до 2 лет, дети особенно уязвимы и несамостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребенка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребенком родители.

В 3 года – первый возрастной кризис. Ребенок идет в детский сад и начинает понимать не только свою половую принадлежность, но и чувствовать свое отличие от других детей. То есть, впервые начинает ощущать себя личностью, индивидуальностью. Возникает потребность самоутвердиться в этой роли. Как?.. И ребенок находит решение – победить взрослого! В психологии это явление называется «негативизм». То есть, ребенок поступает противоположно тому, о чем его просит родитель. Делает все наоборот.

Многих родителей это раздражает. Послушный и покладистый малыш вдруг стал упрямым и своевольным. Некоторые взрослые расценивают такое поведение как посягательство на их родительский авторитет и… ломают личность! Как часто мы слышим в адрес ребенка гневные слова, порой унизительные и оскорбительные. Как часто родители применяют физическую силу, чтобы доказать свою власть! Выбирая самый лёгкий способ воздействия, не требующий ни терпения, ни понимания.

А ведь ребенок всего лишь пытается доказать себе, что чего-то стоит как личность. Пусть даже выбирает для этого не самый интеллектуальный способ. Но ведь ему-то всего 3 года! Других способов он просто не знает. Поддержите его, уступите там, где это можно сделать, дайте возможность хоть иногда настоять на своем в непринципиально важных моментах.

Конечно, если малыш хочет сам переходить через проезжую часть или изучить устройство электрической розетки, тут уступки неуместны. Не ленитесь разговаривать с детьми, пояснять им в 101-й раз, почему это опасно. Не ограничивайтесь авторитарным словом «НЕЛЬЗЯ!» – это слово ребенку непонятно.

Вторая стадия, от 3 до 7 лет, связана с развитием признака "этика", т.е. эмоционального восприятия действительности (дооперациональное мышление). В этот период ребенок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих его людей, особенно тех, кто находится на близкой физической и психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих сверстников на улице, в детсаде, в школе, воспитателей и учителей.

Собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится, и в первую очередь – в семье.

Тут важно учесть, что в уважении ребенок нуждается не меньше, чем в любви. И если есть качества, поступки, за которые можно похвалить сына или дочку, – не ленитесь. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как доброе слово, сказанное от души. Уважая своего ребенка, уважайте и его право на ошибку, право на выбор. Поощряйте самостоятельные решения, не забыв упомянуть об ответственности за них. И будьте рядом, когда ребенок ошибется, чтобы поддержать его. Родитель, в первую очередь, самый верный друг, который не предаст и не осудит.

Если малыш научится уважать себя (с вашей помощью конечно) – он сможет уважать других.

Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии главенствующую роль.

Третья стадия – «стадия конкретных операций», от 7 до 11 лет, соответствует доминирующему признаку "логика" (мышление, сопоставление фактов, умение делать объективные выводы).

Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Ребенок в это время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода ребенок старается завоевать признание у окружающих и избавиться от эгоцентризма.

Хочется отметить, что многие дети идут в школу не с семи, а с шести лет. И если ребенок еще не готов к нагрузкам (что скорее норма, чем исключение), если не справляется с заданиями, а на него «давят» и учитель и родители, – самооценка малыша падает. А ведь не его вина, что детская нервная система не выдерживает даже просто неподвижного сидения за партой в течение 30 минут (и на перемене бегать тоже нельзя).

Четвертая стадия «концептуального мышления» – от 13-14 лет и старше – отвечает за развитие признака "интуиция" (находчивость в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям). Это самый сложный период развития личности. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, когда есть опасность размывания чувства своего "Я".

На этом этапе подросток уже проявляет свою самостоятельность и идет интенсивный поиск авторитетов. Вся проделанная работа по формированию Личности уже дает о себе знать в поступках и образе мышления ребенка.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что воспитание ребенка – это в первую очередь сопровождение его по его детской жизни и личный пример. Насилием, как физическим, так и моральным, положительных результатов добиться очень сложно.

Науменко Т. Г.,
практический психолог I категории, специалист Запорожского областного центра реабелитации репродуктивной функции человека


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Главный редактор Ешанова Юлия«Чудо» - запорожский журнал для родителей, эксперт и помощник в вопросах здоровья, беременности и рождения ребенка, грудного вскармливания, воспитания и развития детей. Лучшие специалисты нашего города: врачи, педагоги, психологи, а также коллектив нашей редакции работают над проектом, чтобы мамы и папы могли получать достоверную и своевременную информацию. Мы всегда готовы услышать вас и учесть ваши пожелания, чтобы стать лучше и интереснее. Мы всегда ответим на самые волнующие вопросы, потому что знаем, как это важно для вас. И мы уверены, что самое настоящее ЧУДО – это рождение маленького Человека, а быть МАМОЙ и ПАПОЙ – самое большое СЧАСТЬЕ!

С уважением,
Ешанова Юлия

Контакты

Адрес редакции:
69037, г. Запорожье, пр. Ленина, 170-В, к. 26
Телефоны:
+38 (061) 270-62-58, 270-62-59
Интернет-сайт:
www.chudo.zp.ua
E-mail:

Подробная информация

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в