misto.zp.ua

Мир кукол: рождественские чудеса и винтажная мистика

Мир кукол: рождественские чудеса и винтажная мистика

В Запорожье после длительного перерыва вновь открылась для посетителей арт-галерея кукол Ольги Гречухи. Правда, работает она пока с карантинными ограничениями. В этом минус. Но есть и плюсы. Так, за время локдауна в галерее появилось множество новых эксклюзивных экспонатов – как в музейных залах, так и в экспозиции выставки-продажи современных авторских кукол лучших украинских мастеров.

Ангелы, которые нам помогают

Прежде всего, хотелось бы отметить работы, изображающие ангелов, что особенно актуально в преддверии Дня Святого Николая и Рождества. Каждый по-своему видит этих божественных созданий, вкладывая в них свой особенный смысл. Мастерица из Львова Ольга Черных, например, изобразила ангелов в виде трогательной пожилой супружеской пары – символа любящих родителей, которые, даже уйдя в мир иной, продолжают оберегать своих близких – теперь уже как ангелы-хранители.

Эта работа впервые была представлена два года назад в Киево-Печерской лавре, в «резиденции» Святого Николая, где накануне новогодних праздников открылась экспозиция авторских кукол на тему «Ангелы, которые всегда рядом». Впоследствии ангелы-старички побывали на выставках во многих странах. И вот теперь их можно увидеть в Запорожье.

Несколько авторских кукол на ту же тему выполнены самой хозяйкой галереи и художницей-кукольницей Ольгой Гречухой. Одна из самых любимых и значимых для автора работ посвящена ее маме, которой не стало шесть лет назад, и называется она «Все еще вижу тебя…». А вот ангел под названием «Рождественская звезда» на днях улетает в американскую семью, которая приобрела это чудо с необычно  яркими крыльями в свою частную коллекцию.

Еще одна работа и вовсе связана почти с мистической, по-настоящему рождественской историей. Это фигурка ангела на пасхальном яйце под названием «Возрождение». По словам автора, фотографию этой композиции увидела в Интернете одна китайская супружеская пара и посчитала, что именно этот ангел должен быть у них в семье – как талисман и оберег. Надо сказать, что у  супругов долгое время не было детей, и лечение не помогало. Однако теперь, после того, как у них появился новый оберег в виде ангела-хранителя, пара  уже ждет появления на свет своего первенца. Вот такое мистическое совпадение.

От традиций до экспериментов

– Благодаря локдауну, у меня появилось больше свободного времени, что позволило заняться реставрацией антикварных и винтажных кукол, а также попробовать новые техники в собственном творчестве, –  говорит Ольга Гречуха. – Так, я впервые сделала куклу полностью из воска – из материала, с которым раньше никогда не работала. Еще один эксперимент – металличкская кукла-пупс, которую мы создавали уже всей семьей. Я сделала нужную форму из гипса, а муж с зятем отлили куклу из металла. Причем в домашних условиях. Плод совместного труда назвали «Талисман-2020: железная Катюша».  

       

На стендах галереи также представлено много других новинок – самых разных авторов. Например, яркие и утонченные восточные куклы мастера Елены Нужной, или целая композиция под условным названием «Удивительная сказка» – с очень симпатичной ведьмочкой и ее маленькими помощниками мухаморами. Автор – Елена Попова из Киева, мастер с мировым именем. Тут же – игровая «кукла-болтушка» и два коллекционных медведя Тедди мастера Ларисы Ошмянской.

Среди недавно поступивших экспонатов есть и две куклы из коллекции проекта «Немотанки» Милены Коломоец – дочери уже упоминавшейся кукольницы Ольги Черных. По словам автора, идея проекта – передать в кукле традиционные черты, таинственность и многозначность украинской мотанки, но при этом дополнить их живой пластикой тела и эмоциями.

Всего в галерее в настоящее время выставлены работы 40-ка украинских мастеров-кукольников.

 Эксклюзив из эпохи СССР

За последние месяцы значительно расширилась и музейная коллекция арт-галереи. Добавилось сразу четыре стеллажа с куклами советской эпохи – преимущественно 70-80 годов прошлого века. Стилизовано все это, как витрина магазина «Детский мир» тех же лет. Среди экспонатов есть и знаменитые ростовые куклы Днепропетровской фабрики – «Школьнца» и «Василиса прекрасная» [рост 76 см]. В 70-е эти куклы были очень популярны и стоили весьма недешево. По каким-то причинам «Василису» нередко дарили в качестве сувенира передовикам производства и даже партийным работкам.

Пополнился музей и по-настоящему эксклюзивными, редчайшими экземплярами. В их числе знаменитый «Андрюша» художницы Маргариты Вильям – кукла  из пресс-опилки, выпущенная в конце 40-х годов XX века.

– У этой куклы неправильные черты лица, глуповатая улыбка и глаза-бусинки, – отмечает хозяйка галереи. – Рассказывают, что когда художница представила свои эскизы членам худсовета, то они пришли в шок, поскольку типичный советский мальчик должен был выглядеть миловидным, умным и вообще безупречным. А тут такое…Однако кукла все же была запущена в производство в качестве эксперимента и вскоре стала очень популярной. А в последствие выпускалась в течение 30 лет подряд. По этой форме-молду изготавливались «Андрюши» в самых разных образах. У нас – редчайший экземпляр, одна из первых моделей в образе фотокорреспондента. Попал он к нам в ужасном состоянии – с отбитыми частями головы, ног, вместо одежды – какие-то тряпочки полуистлевшие. Но после реставрации выглядит, словно только что из магазина! Единственно, чего не хватает – это аутентичного фотоаппарата…

После реставрации обрела новую жизнь еще одна кукла 40-х годов – «Леночка» художницы Борисовой. Появились и редкие антикварные куклы. Например, французская будуарная красавица с лицом, обтянутым шелком, предположительно начала прошлого века – почти точная копия самой первой будуарной куклы, которая и положила основу данной частной коллекции.

 

Также пополнилась коллекция театральных кукол – причем тех, которые имеют свою богатую историю выступлений. Тут и несколько марионеток Буратино, и «концертмейстер» во фраке, и некий изящно одетый юноша с модной прической, и многие другие персонажи.

Когда куклы оживают…

Впрочем, интересны не только новинки. На некоторые куклы можно смотреть бесконечно и не переставать удивляться.

В экспозиции есть куклы, которым уже 100 лет и больше. Самая уникальная – пятиликая кукла 1920 года. Ей можно «менять» лицо. Поразительно и то, что такие куклы выпускались в течение всего лишь одного года. Потом начали производить уже трехликих.

В числе уникальных экземпляров – кукла из Гонконга [1989 г], у которой, благодаря встроенному механизму, растут волосы. Механизм регулируется вручную. Причем его можно настроить таким образом, что волосы будут укорачиваться. Не меньше удивления вызывает и Барби [2004 г], которая сама «растет» – у нее не только увеличивается рост, но и меняются формы, превращая маленькую девочку во взрослую девушку.

Среди очень редких экспонатов также инклюзивные модели из Европы, изображающие детей с ДЦП, болезнью Дауна и пр. По замыслу авторов такие игрушки должны позволять малышам видеть мир во всем его многообразии и не относится к «особенным» детям как к изгоям.

Не стоит забывать и о доле мистицизма, которую привносят в нашу жизнь куклы. С ними вообще случаются странные истории. По словам Ольги Гречухи, она всегда предупреждает посетителей, чтобы те не пугались, если куклы вдруг начнут шевелиться. А такое уже случалось. Во время одной из экскурсий, например, целый ряд кукол на стеллаже неожиданно «поклонился» присутствующим, что привело их в настоящий ступор. В другой раз «ожила» старинная кукла, которая находилась в наглухо закрытой витрине. Изначально у этой куклы действительно открывались и закрывались глаза, рот и поворачивалась голова, что обеспечивалось внутренним механизмом. Однако механизм давно сломался и починить его не удалось. Но в ходе экскурсии кукла неожиданно подморгнула вначале одним глазом, потом другим. А потом стала качать головой. Просто мистика какая-то!

Напоминаем, что арт-галерея кукол пока работает только по предварительной договоренности. Об экскурсии [группа, по причине карантинных ограничений, не должна превышать 12 человек] можно договориться по телефону 066-375-85-67.

Также на страничках арт-галереи в Facebook  и Instagram можно посетить виртуальную вставку-продажу авторских кукол под названием «Мешок Деда Мороза».

Светлана ШКАРУПА

Фото Сергея ТОМКО “МИГ“.  


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Газета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адреса редакції:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |