Знаете ли вы, что некоторые фермеры выращивают овощи и ягоды для собственного потребления отдельно, и не едят то, что продают нам с вами?
Земля – источник благосостояния, самый ценный ресурс, которым обладает Украина, и извечный предмет споров, жертва законодательных казусов. Прошлые публикации мы посвятили актуальному вопросу распаевания и аренды земли, сегодня же поговорим о естественных и искусственно созданных факторах, влияющих на ее природные качества, обсудим, насколько безопасны потребляемые нами продукты, каким образом собственники пытаются решать проблемы, с которыми остаются один на один. Наш собеседник – директор Сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью «Благовещенка» (далее СООО «Благовещенка») Виталий Хабло.
Один из самых актуальных сегодня вопросов – качество выращиваемой аграриями продукции и отсутствие какого бы то ни было контроля со стороны государства. Кроме того, из-за ряда субъективных и объективных причин земля теряет былые природные свойства, восстановить которые может с помощью микробиологии. Но пока эта наука в Украине скорее мертва, нежели жива.
Сегодня в Украине нет ни одной микробиологической лаборатории.
Направление микробиологии, которое развивалось и начало находить активное применение в сельском хозяйстве в конце 80х гг., кануло в Лету вместе с Советским Союзом. Невольно уничтожив полезные микроорганизмы из-за неправильной обработки почвы, фермеры сталкиваются с проблемой: как их обратно «заселить» в землю. Микроорганизмов – множество, но какие из них действительно полезны и обязательно должны присутствовать, не знает практически никто. Сегодня в Украине нет ни одной микробиологической лаборатории (!), ближайшая – только в России. Правда, есть одна в западной части нашей страны, но она выращивает только до 18 видов патогенов, чего абсолютно недостаточно.
Тем не менее, те фермеры, которым позволяют опыт и образование, пытаются решать эту проблему самостоятельно. Например, на поля Благовещенки, сразу после уборки урожая, наносят биофит (группу полезных бактерий). Делают это с помощью опрыскивания.
Еще одна ошибка – сжигать солому. Способ старый, но весьма спорный. С одной стороны, из-за отсутствия полезных микроорганизмов она просто не успевает перегнивать, с другой, сжигание соломы неизбежно повреждает гумус. Задача биофита – ускорить эти природные процессы, разложить естественные остатки и занять лидирующее место среди других микроорганизмов, не уничтожая при этом полезные патогены.
Пестицидные огурчики, фунгецидные арбузы…
Такие способы обработки дают возможность отказаться от применения фунгицидов – группы пестицидов, отвечающих за борьбу против растительных болезней. Пестициды состоят из солей тяжелых металлов, а, значит, вредны для человеческого организма. Кроме того, большинство препаратов имеют свой срок вывода (некоторые – более месяца). С приходом весны мы так радуемся первым свежим овощам, за которыми так соскучились за зиму. И хотя с экранов телевизоров нас регулярно стращают всякими ужасами о вреде пестицидов, генномодифицированных продуктов, все равно покупаем, надеясь на авось. Хорошо, если все эти пестициды успели выйти из овощей и фруктов до того, как попадут на прилавки магазинов и рынков. Но где взять такую гарантию? В идеале, это должно отслеживать государство в лице контролирующих органов.
Токсины? На свалку!
Раньше, в советские времена, в каждом районе были агрохимические лаборатории, которые как раз и занимались этими вопросами. Все были обязаны сдавать свою продукцию на анализ, показывающий наличие нитратов и, что еще важнее, токсинов. Агрономы предприятий были обязаны вести и регулярно заполнять журналы регламента применения пестицидов. За нарушения даже предусматривалась уголовная ответственность. Кто сегодня ведет такой контроль и ведет ли вообще – вопрос риторический…
Наш собеседник подчеркнул: известно, что качество нашего питания оставляет желать лучшего и на наши столы попадают генномодифицированные продукты, негативно влияющие на человеческий организм. Речь идет, прежде всего, об органических токсинах, которые в нашей стране практически не исследованы.
Запорожский край, как известно, овощной регион. Эта проблема для нас особенно актуальна. Актуальная она и для Украины в целом. Интересно, что в большинство европейских стран нашу сельскохозяйственную продукцию не пропускают вообще (только Россия продолжает ее потреблять, да и то, благодаря тому, что таможня регулярно закрывает глаза на отсутствие необходимых документов). Чтобы выйти на мировой рынок, необходимо принять ряд законов, регламентирующих все нормы, госстандарты, предусмотреть наказание за выращивание токсической продукции. Этого не сделали до сих пор.
А между тем, если бы фермер, вырастив некачественную, токсичную продукцию, был вынужден ее просто выбросить на свалку, потерпев колоссальный убыток, в другой раз он бы наверняка задумался. Сегодня же гораздо дешевле и проще использовать системные фунгициды, нежели фитоудобрения, а потому большинство фермеров идут по пути наименьшего сопротивления, подчеркнул директор СООО «Благовещенка». Если бы в Украине существовал хоть какойто контроль, то вдоль трасс не стояли бы торговцы с непроверенной продукцией. Знаете ли вы, что некоторые фермеры выращивают овощи и ягоды для собственного потребления отдельно, и не едят то, что продают нам с вами? Достаточно вспомнить, сколько случаев отравлений фиксируются вместе с появлением первых арбузов. Особенно сильно страдают дети.
Увы, но пока мы лишены выбора: покупать более дорогие, но безопасные овощи и фрукты, или выращенные с применением пестицидов, но дешевые… (продолжение следует)
Ксения СОЛОВЬЕВА
Комментарии:
нет комментариев