Тридцатого сентября в Украине отмечается День усыновления. Этому празднику всего два года – впервые в календаре он появился в 2009-м – хотя своего «профессионального» праздника украинские усыновители заслуживали все годы независимости. За свой настоящий гражданский подвиг: в наше-то нестабильное время принять в семью чужого (как бы цинично это ни звучало) ребенка, пройдя при этом через многие испытания, главным образом психологические и бюрократические.
Мы, люди, не вовлеченные в процессы устройства детей-сирот *, можем судить об этих испытаниях лишь по определенным стереотипам и даже мифам об усыновлении, которые формировались годами. Многие из этих стереотипов отпугивают семьи, которые морально и материально готовы взять приемного ребенка, или наоборот – подталкивают к такому ответственному шагу, как усыновление, совсем неподготовленных людей. Чтобы развеять (или подтвердить) некоторые мифы, «Улица Заречная» обратилась за комментариями к Виктории Мочаловой, волонтеру запорожского благотворительного фонда «Счастливый ребенок». Популяризация семейного обустройства детей-сирот – одно из главных направлений работы этой организации.
Миф №1: количество усыновленных детей в нашем регионе из года в год неуклонно растет.
На самом деле: действительно, по данным Виктории Мочаловой, примерно с 2008 года график усыновления в Украине в целом и в Запорожье в частности поднимается вверх. Однако сейчас этот рост замедляется. Первая причина, которая приходит в голову обывателю, – экономический кризис, однако активисты украинских общественных организаций о ней практически не вспоминают. Зато пеняют на недавнюю реорганизацию Министерства семьи, молодежи и спорта Украины, вернее, на его слияние с Министерством образования и науки. Пока шла (или еще идет?) реорганизация, процессы усыновления застопорились, и было трудно понять, какова же ситуация с детьми, нуждающимися в родительской опеке.
Тем не менее за первое полугодие 2011 года, по данным государственного департамента усыновления и защиты прав ребенка, в Запорожской области были созданы один детский дом семейного типа и семь приемных семей, установлена опека над 207-мью детьми.
Миф №2: большинство детей, которым ищут приемную семью, – это дети, от которых отказались после рождения.
На самом деле: «Малышей, нуждающихся в усыновлении, остается не так много, – рассказала Виктория Мочалова. – За такими детьми, особенно если они здоровы, выстраиваются целые очереди потенциальных усыновителей!». А настоящая проблема сиротства – дети старшего возраста! «Большинство детей, – отметила наша собеседница, – попадает в интернаты не сразу после рождения и отказа от них родителей! Они там появляются, когда их по разным причинам забирают из семей, от родителей, лишенных родительских прав. И происходит это на разных этапах их жизни».
Популярностью у усыновителей, вспомним еще раз, пользуются дети возрастом до 3 – 5 лет. А подростки, уже пожившие семейной жизнью (какой бы она ни была), которые также нуждаются в заботе, остаются без должного внимания. Как это влияет на их дальнейшую жизнь, можно только догадываться.
Вместе с тем, существуют формы устройства детей-сирот, которые наилучшим образом подходят именно для поддержки ребят старшего возраста. Одна из таких форм – опека (попечительство), которая позволяет наладить хороший контакт с ребенком даже самого «трудного возраста» без особого риска для него и для семьи (см. «Формы семейного устройства сирот»).
Миф №3: усыновителями становятся те, кто физически не может иметь кровных детей.
На самом деле: в мире это уже давно не является правилом. И усыновителями все чаще становятся не просто те, кто может иметь родных детей, но даже те, кто уже имеет своих детей! В последнее время, по словам Виктории, и в Украине появляются такие усыновители.
Миф №4: тайна усыновления – ее нужно хранить всеми возможными способами.
На самом деле: законодательно тайна усыновления охраняется сейчас не везде. США и многие страны Европы от этой практики отказались, не считает обязательной тайну усыновления и ООН. Это стало результатом общественной дискуссии о том, что же является большим злом: осведомленность усыновленного о своих корнях или же жизнь семьи усыновителей в постоянном страхе. Как отметила Виктория Мочалова, «эту тайну хранят сами приемные родители. Но, в конце концов, она часто раскрывается – и чем дольше ее хранили, тем тяжелее бывает ребенку принять правду».
Однако нужно заметить, что в США и Европе существует и определенная культура усыновления. Как отмечают украинские благотворители, в развитых странах усыновление редко скрывают, и оно не понижает статус семьи, а наоборот – повышает его. Результат: хорошие социальные условия приводят к тому, что в западных странах наблюдается даже нехватка детей для усыновления.
* – здесь и далее под детьми-сиротами мы будем подразумевать детей, которые остались без родительской опеки и нуждаются в усыновлении, каков бы ни был их формальный статус.
Усыновление, то есть принятие в семью ребенка на правах кровного со всеми, так сказать, вытекающими последствиями – не единственная возможная форма семейного устройства ребенка-сироты. Также в Украине и Запорожье практикуются:
Опека (попечительство) – опекуны становятся юридическими представителями ребенка с соответствующими правами и обязанностями. При этом ребенок может продолжать проживать в интернате, детском доме и т.д. или переехать жить к опекунам.
Приемная семья – семья принимает ребенка-сироту на свою жилплощадь, при этом ребенок сохраняет статус сироты, знает о своем происхождении и даже может общаться с биологическими родителями. А в особых случаях даже может быть «изъят» из приемной семьи и передан родным родителям. Однако все время пребывания ребенка приемная семья получает материальную помощь от государства и содействие соцслужб. Так же обстоит дело и с детскими домами семейного типа. Разница лишь в большем количестве приемных детей (от пяти и выше).
Гостевой режим – дети-сироты могут проводить выходные, праздничные дни и каникулы в гостях у определенной семьи. Этот режим дает возможность «дать задний ход», так как семью с ребенком не связывают никакие юридические статусы. Однако именно этот режим многим позволяет впоследствии создать с «гостевым» ребенком гармоничную приемную семью.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Lisa | 19.01 2013 в 23:55
Усыновить ребёнка вполне реально, даже до 1 года. Сбор документов занял около 2-х месяцев. А потом, чтобы быстрее забрать ребёнка домой, мы оформили опекунство по месту жительства (мы из села), а через 3 месяца официально усыновили.
Talya | 06.10 2011 в 13:26
Мы с мужем, тоже хотим усыновит ребёнка. Хочется подарить хотя бы одному дитю любовь и тепло. Только вот не знаем насколько это будет возможно, реально сделать.