
И опять пришел кастрычник (белорус. октябрь). Так когда-то называлась статья об установлении авторитарной диктатуры Лукашенко в Белоруссии. Авторский «нюх» в отечественном октябре-кастрычнике учуял не запах прелых листьев и увядающего лета, а как раз авторитаризма. А идет он под знаком реформ. Сначала каких-то «маленьких», типа завершения судебной, пенсионной реформ. После протестных акций под лозунгом «Большой политической реформы» власть сделала вид, что испугалась протестантов и якобы большей частью удовлетворила их чаяния. Большая часть их также сделал вид, что удовлетворилась якобы уступками власти.
А что такое в нашей стране реформы? Это известные почти каждому читателю гневные слова: «Где это видано? Где это слыхано?» Да, да! Это из известной суфийской притчи «Отец, сын и ослик», по мотивам которой написана сказка в стихах «Мельник, мальчик и осел» Самуила Маршака. Мы еще вернемся к притчам, а сейчас напомню правило Регламента Верховной Рады, на которое мы ссылались недавно, обосновывая нелегитимность закона об особом статусе Донбасса. Если от депутатов поступает предложение в форме проекта постановления Верховной Рады отменить итоги голосования по принятому закону, Глава парламента не имеет права без голосования по сути этого предложения подписывать законопроект и отправлять его на подпись президенту. Вот точно так же на днях была заблокирована медицинская реформа, с принятием которой исполняющую обязанности министра здравоохранения У. Супрун поздравляли Гройсман и Порошенко. Разблокируют ее не раннее очередного сессионного заседания 7 ноября.
Соавтором блокирования оказался О. Мусий, бывший министр здравоохранения. Это о нем три года назад в парламенте глава правительства Яценюк сказал следующее: «Министра Мусия отстранили от должности за полный провал и коррупцию в Минздраве, за то, что не обеспечена закупка медицинских препаратов и лекарственных средств, за то, что цены на лекарства как росли, так и растут дальше». А в июне 2014-го Яценюк был просто в ярости, распекая Мусия: «Я в феврале сказал вам, что нужно разработать проект постановления «О стабилизации цен на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения», сейчас заканчивается июнь – и что?»
И этот лицемер последние полгода почти на всех телеканалах беспощадно критикует реформу Супрун, не предложив ничего своего. Это о нем писал один из тяжелобольных украинцев: «В Украине ежедневно «сгорает» 1600 людей. Для того что бы спасти их жизни, требуется совсем немного: решительность власти, смелость исполнителей, и самоотверженное желание фармацевтических компаний помочь пациентам, в первую очередь – больных СПИДом, туберкулезом, онкозаболеваниями. О. Мусий на протяжении 7-ми месяцев спокойно наблюдал, как его первый зам Р. Салютин настойчиво отправляет закупку лекарств в смертельное пике, и действовал исключительно в рамках своих «узких» министерских полномочий. Поэтому и создалось чрезвычайное положение в сфере обеспечения больных лекарствами, которые можно получить только в больнице, ведь антиретровирусную терапию не продают в аптеках, а закупают за государственный счет и выдают пациентам».
В ближайших номерах газеты мы еще вернемся к проблемам медицинской реформы. А в рамках «Большой политической реформы» первым законопроектом из серии «благих намерений, которыми выстлана дорога в ад» был принятый в первом чтении и отправленный в Конституционный Суд на заключение о соответствие его Конституции законопроект о ликвидации депутатской неприкосновенности в двух редакциях: депутатской и президентской. Президент П. Порошенко обратился в Конституционный Суд с просьбой как можно быстрее рассмотреть законопроекты о депутатской неприкосновенности, чтобы Верховная Рада уже на этой сессии могла проголосовать за документ в первом чтении, а на следующей сессии – в целом.
Последнее – чистый пиар и лицемерие. Порошенко прекрасно понимает, что в тех редакциях конституционный закон, делающий депутатов беззащитными перед произволом исполнительной и судебной властей, не наберет необходимых 300 голосов. Поэтому в своем варианте закона он предложил ввод его в действие для нового состава парламента в 2020-м году. И, конечно же, сделал вид, что ему не известно о предостережениях Венецианской Комиссии «За демократию через право» о недопустимости полной ликвидации депутатского иммунитета. Как и о предложении вице-спикера Верховной Рады О. Сыроид. А она абсолютно справедливо предлагает следующее, не требующее изменений в Конституцию:
«Чтобы позволить следственные действия относительно депутатов не надо изменений в Конституцию, достаточно несколько изменений к УПК и Регламент ВР. И эти изменения уже год ожидают рассмотрения парламента. Предложенные президентом изменения в Конституцию не сделают депутатов более ответственными перед людьми, но точно сделают их еще более зависимыми от президента, президентской прокуратуры и президентских судов. Об угрозе такой зависимости парламента от президента предостерегла Венецианская комиссия еще в 2015-м. И также отметила, что проблема именно в следствии.
В соответствии с Конституцией парламент дает согласие на привлечение к уголовной ответственности. Привлечение же к уголовной ответственности начинается с момента вручения подозрения. Но подозрение может быть вручено лишь (!) по результатам следственных действий по факту преступления. В этом же и абсурд нынешней процедуры. А теперь парламент по существу обсуждает и голосует за совершение следственных действий по факту(!) преступления, а не о привлечении к уголовной ответственности депутата».
Указанное утверждение Сыроид базируется на соответствующем Решении Конституционного Суда от 27 октября 1999 года:
«Уголовная ответственность наступает с момента обретения законной силы обвинительного приговора суда. Привлечение к уголовной ответственности, как стадия уголовного преследования, начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления».
Только в соответствии со статьей 482 действующего Уголовного Процессуального кодекса «обыск, задержание народного депутата Украины или осмотр его личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещения, а также нарушения тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции и применения других мер, в том числе негласных следственных действий, которые в соответствии с законом ограничивают права и свободы народного депутата Украины, допускаются лишь в случае, если Верховной Радой дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности, если другими способами получить информацию невозможно».
И там же сказано, что «особенности порядка привлечения народного депутата Украины к ответственности определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О статусе народного депутата Украины», Регламентом Верховной Рады Украины и этим Кодексом».
Понятно, что без отмены указанного совсем даже не конституционного иммунитета нардепа в части уголовной ответственности его до указанной стадии уголовного преследования – телегу запрягают впереди лошади. Защитились, подстраховались! А отмена конституционного иммунитета нардепов – это шаг к диктатуре. Поэтому и не страшны президенту требования протестующих. Ведь они идут в унисон с его тайными пожеланиями. Как и требование немедленного создания Антикоррупционного суда.
И вот тут-то вспомнилась притча от Оскара Уайльда «Стеклянный глаз». Она рассказывает о несчастье с весьма богатым и тщеславным молодым джентльменом, который на охоте лишился глаза. Искусственный глаз его друг легко определил, поскольку он «в сравнении с настоящим гораздо красивее». Оборванный нищий, получив от богача крону, тоже легко определил фальшивый искусственный глаз. Но уже по другому признаку. Только в стеклянном глазу он заметил что-то похожее на жалость!
Автор подписан на рассылку новостей с сайта президента. По Антикоррупционному суду рассылка недавно «сказала», что «президент Петр Порошенко заявляет о твердом намерении запустить в следующем году работу Антикоррупционного суда. Глава государства подчеркивает готовность до конца года подписать Закон «Об Антикоррупционном суде», в случае его принятия Парламентом». Но фальшь то видна по предварительно озвученному президентскому видению процедур создания и функционирования указанного суда. А они нивелируют самое главное в назначении этого суда – его полную независимость! Тут только одна надежда на то, что подсевшая на «наркотическую зависимость» от займов МВФ и других организаций (МФО), власть под давлением Запада превратит «необходимость в доблесть» и примет закон с рекомендациями «венецианцев».
Фальшивыми видятся автору и сетования некоторых провластных политологов, журналистов и политиков по поводу провала законов о выборах парламента, отменяющих мажоритарку и вводящих открытые списки. Голосование за особый статус Донбасса и некоторые другие голосования показали, что у президента есть стимулы для воздействия на депутатов. А не голосовались законы избирательной реформы двумя членами коалиции – блоком Порошенко и Народным фронтом. И это вопреки Коалиционному соглашению, программе президента «Жить по-новому», где предусмотрена исключительно пропорциональная система.
Но по этой части «Большой политической реформы» автора поразило лицемерие лидера «Батьківщини» Ю. Тимошенко. Совершенно случайно ошибся номером телеканала и попал на News One, где давала интервью Тимошенко. Позже, в Фейсбуке Тимошенко убедился, что ее «походы» на этот мураевский телеканал – это как для верующего посещение храма. Вот что о нем пишет Википедия: «В 2014 году Е. Мураев стал владельцем телеканала News One. С началом российско-украинской войны занял открытую пророссийскую позицию. Активно выступал за сохранение памятников и других символов тоталитарного коммунистического режима, как «исторической и культурной памяти». Является сторонником изменения государственного строя Украины из унитарного на федеральный. Вроде бы сознался журналистке Н. Влащенко, что он в феврале 2014 года помог бывшему премьер-министру Украины Н. Азарову убежать в Белгород». Поднимать рейтинг этому каналу – это за пределами моего разумения!
Понятнее стала ее позиция на заседании СНБО в феврале 2014-го, реально призывавшая капитулировать перед Россией. А ее хваленный, но проваленный депутатами законопроект авторства депутатов от «Батьківщини» с натяжкой можно назвать моделью голосования по частично открытым спискам кандидатов. Конечно, талантливо придуманы «непотопляемые» первые 10 кандидатов списка, возможность «приручения» и остальных кандидатов за счет создания аж 450 избирательных округов. И это в пропорциональной избирательной системе!?
Таким же лицемерием и цинизмом были стенания Ю. Тимошенко по поводу «антинародных» пенсионной и медицинской реформ. А что было предложено ее партией взамен? Это риторический вопрос. Поскольку Тимошенко знает ответ, указанный вначале статьи в суфийской притче.
Еще одним весьма показательным примером лицемерия являются заявления президента и премьера о нашем благополучном существовании год, два и т. д. без российского газа. И вот как подтверждает это лицемерие еще одно свежайшее лицемерное заявление замминистра энергетики и угольной промышленности И. Прокопива:
«В Украине на сегодня нет инвесторов, готовых вложить средства в строительство LNG-терминала для сжиженного газа. Сегодня не видим тех, кто бы инвестировал в Украине в строительство LNG-терминала. Нафтогаз Украины отказался, сказав, что это не является для него целесообразным экономически, государство Украина также не готово предоставлять государственные гарантии, потому что это сомнительный проект. Хотя сжиженный газ помог бы Украине отказаться от газа «с российскими корнями». Не секрет, что сегодня Украина получает газ не из России, а получает газ на западной границе и значительный ресурс этого газа в физическом круге опять же имеет российские корни, поэтому целесообразность LNG-терминала, в первую очередь, состоит в получении физических объемов не российского газа».
Кого же мы обманываем? В предыдущие месяцы импорт из России увеличился на 37%. В основном за счет нефтепродуктов. Тоже нет инвесторов для строительства заводов по производству высокооктановых бензинов? А на этом фоне шокирующей выглядит информация о неосвоенной финансовой помощи Запада!?
В начале октября Украина получила очередной кредит в размере 400 млн евро (12 млрд грн!!!) для поддержки малого и среднего бизнеса от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). На самом деле мы его уже получали в 2015-м, и за два года должны были бы эти средства раздать мелким предпринимателям, стимулируя их рост. Но средства так и не распределили, льготный период погашения кредита прошел, а денег бизнес так и не увидел. Параллельно правительство договорилось со Всемирным банком о выделении нам еще 150 млн долл. для поддержки все тех же мелких предпринимателей и еще 400 млн евро – малого и среднего бизнеса, занятого в агросекторе. Помощь забирать не спешим – кредиты не выдаем, дороги не строим, инфраструктуру не модернизируем, о проблемах ЖКХ без слез говорить нельзя. Надо полагать, контроль МФО расходования их кредитов достаточно мощный для остановки взяток-откатов за получение средств предпринимателями из этих источников. Поэтому чиновниками блокируются эти кредиты. На сегодняшний день портфель активных инвестиционных проектов МФО на стадии реализации состоит из 33 проектов на общую сумму около 3,1 млрд долл. и 4,8 млрд евро. Это значительно больше, чем кредит от МВФ. Причем, это очень дешевый ресурс со ставками порядка 0,5-1% годовых и сроком погашения 15 – 25 лет. Плюс бонусы к этому ресурсу: инновационные проекты, обучение нашего персонала, выездные тренинги, актуальные IT-решения.
Но больших политических дивидендов на этом не заработаешь, поэтому и не интересны указанные возможности для наших политиков.
Алексей ГОРДИЕНКО

























Комментарии:
нет комментариев