Если ситуацию кардинально не исправить, Каменско-Днепровский район из «золотого дна» может превратиться просто в «дно». И о былом величии овощной столицы Украины будут напоминать только два памятника помидору…
Вместо предисловия
Помидоры выращивают везде, практически во всех странах, начиная от родины томатов, экзотического Перу, и до солнечной Якутии, в разных объемах и с неодинаковым успехом. Несомненным лидером является Китай – 20 % мирового производства, много тепличных томатов выращивают в США, Италии, Испании, Египте и, конечно, Турции – нашем традиционным конкуренте, где под пленочными теплицами находится больше 40 тысяч гектаров и выращиванию помидоров оказывается мощная государственная поддержка, потому что помидоры – важная часть турецкого экспорта.
В России около 3 тысяч гектаров теплиц, но скоро будет в разы больше – вездесущие китайцы строят там современные тепличные комплексы от Башкирии до Краснодара. К тому же удешевление цен на энергоносители и падение спроса на российские нефть и газ делают отапливаемые тепличные комплексы выгодными даже в Сибири.
Овощная столица Украины
Помидорами наши места славились еще в советские времена. Уже несколько десятилетий Каменско-Днепровский район поставляет помидоры в Россию и Беларусь, причем в огромных количествах и прекрасного качества. Вкусный натуральный продукт. С турецким не сравнить! Турки экспортируют сплошную химию, так как их томаты в процессе выращивания обрабатываются пестицидами в среднем один раз в день.
По словам директора торгующей семенами овощей московской фирмы «Семко» господина Алексеева, Каменско-Днепровский район – место уникальное: здесь в маленьком районе сосредоточено больше теплиц, чем в большой России, и вся хозяйственная деятельность и даже образ жизни населения акцентирован на выращивании ранних тепличных овощей. Здесь даже памятники поставлены помидору – целых два. А как же иначе. Овощная столица Украины – и без памятника помидору-кормильцу! Именно выращивание томатов обеспечило жителям района в наше трудное время относительное материальное благополучие.
Секреты выращивания помидоров
Выращивание тепличных томатов – процесс длительный и дорогой, требующий громадных финансовых вложений и самоотверженного ручного труда. Тепличное овощеводство – отрасль валютодобывающая, но и валютозависимая. Отправляя в Россию фуры с помидорами страна получает столь необходимые ей доллары. Но и компоненты, необходимые для выращивания томатов, производятся в основном за границей и покупаются за валюту. Доллар подорожал втрое – естественно подорожали втрое импортные семена, удобрения, средства защиты растений, пленка, а цена на помидоры осталась на уровне прошлого года.
Падает рентабельность, и чтобы как-то остаться на плаву, овощеводы района увеличивают объемы производства – сколько в районе теплиц, реально не знает никто, но с каждым годом их количество возрастает, приближая тот самый момент, когда наступит кризис перепроизводства. Наряду с увеличением предложения на рынке томатов существует устойчивая тенденция сокращения рынков сбыта. События в Крыму и на Донбассе только ускорили эти процессы.
Россия – ненадежный и непредсказуемый партнер. Вспомним торговые войны последних лет – то украинский сыр не того качества, то мясо не то, а фуры с нашими помидорами то пропускают на таможне, то не пропускают, вызывая шатания цен на нашем местном оптовом рынке. Россия начала политику импортозамещения. В обозримом будущем она полностью обеспечит себя тепличной продукцией, и наши помидоры перестанет покупать за ненадобностью. Во временно оккупированные Донецк и Луганск овощи поставляют россияне из Ростовской области. Де-факто ареал продаж наших томатов постепенно сужается на две трети.
Если будут продолжаться наметившиеся тенденции, то крах нашего овощного бизнеса – вопрос скорого времени. Многие страны, для которых выращивание овощей – важная часть экономики, столкнулись с подобными проблемами и, тем не менее, успешно их решили.
Зарубежный опыт
За границей, в развитых странах, к фермерам, особенно мелким, отношение трепетное и нежное. Ну, во всяком случае, вниманием государства они не обделены. Возьмем, к примеру, Италию. Некоторые наши земляки работали у итальянских фермеров, которые трудятся под чутким руководством своего министерства сельского хозяйства. Здесь все регламентировано – помидоры летом чуть дешевле, зимой чуть дороже, но цена всегда стабильная. С фермером заключается договор на поставку определенного количества продукции, и попробуй вырастить больше – накажут штрафом. Неконтролируемая постройка новых теплиц в этой стране невозможна – помидоров здесь выращивают ровно столько, сколько надо стране, но зато, если урожай будет не востребован или будет уничтожен стихийным бедствием, государство возместит все убытки. С реализацией нет проблем. Сдал на оптовую базу по договору, где продукция сортируется, фасуется и отправляется в розничную торговлю или магазин, и спокойно занимайся своими делами.
О чем я рассказывал телеканалу ІСТV
Не знаю, каким ветром занесло ко мне домой журналистов телеканала ІСТV. Они долго беседовали со мной, снимали мои теплицы – и где-то через недельку вышел сюжет, основным лейтмотивом которого была фраза: «Иван Гончаренко не считает себя фермером».
Итак, о чем же я рассказывал журналистам ІСТV? Как и тысячи моих земляков, я выращиваю тепличные овощи – это мой основной источник дохода. Уже больше двадцати лет. И все эти годы нахожусь в странной ситуации: фактически я есть, а официально меня нет. Я имею в виду себя как субъекта хозяйственной деятельности. Очевидно потому, что Министерство агрополитики у нас есть, а самой агрополитики, хотя бы в отношении мелкого товаропроизводителя – нет.
В развитых странах сельское хозяйство дотационное, то есть государство доплачивает фермеру за каждый килограмм продукции, за каждый обработанный или необработанный (во избежание перепроизводства) гектар земли.
У нас же реалии совершенно иные. Если официально признать мелких овощеводов фермерами и брать с них умеренные налоги, для Минагрополитики останутся три задачи: пенсионное обеспечение частных сельских тружеников; компенсация рисков и потенциальных убытков; поиск новых рынков сбыта.
Западному фермеру убытки компенсируют. Мы потеряли рынки сбыта на Донбассе, во временно оккупированном Крыму, разрушены торговые связи с Россией. Эти потери нам никто не компенсирует.
Вряд ли наверху не знают о наших проблемах, ведь столько раз уже избирали депутатов от нашего региона, а наши проблемы, похоже, волнуют только нардепа Ляшко который предложил запретить ввоз импортных томатов и огурцов и начать платить частным труженикам села пенсии.
Эпилог
Выживает сильнейший. Все мы помним один из символов 90-х – ножки Буша (мороженые импортные куриные окорочка). Сейчас птицеводство Украины – одно из самых развитых в мире. Возьмем, к примеру, корпорацию «Наша Ряба». Сотни тысяч гектаров земли, десятки птицефабрик, полное обеспечение Украины куриным мясом плюс экспорт куриных тушек в привередливую Западную Европу и небогатые арабские страны. Кстати, с российского рынка «Наша Ряба» уходит – слишком большие риски.
Какое отношение имеет «Наша Ряба» к нашим помидорам? Никакого. Просто это пример успешного развития сельскохозяйственной отрасли при правильной постановке дела.
К чему я веду – выживает сильнейший и крупнейший. В 1913 году все жители села Водяное состояли в Союзе крестьян России. Предки были не глупее нас. Надежда на то, что депутаты и власть имущие всех уровней позаботятся о нас, слабая. Вернее, надежды вовсе нет никакой. Надо заботиться о себе самим. Это не мои выдумки – это мировой опыт. За границей все сельхозпроизводители состоят в разных союзах.
Объединившись, овощеводы района смогут создавать крупные товарные партии, выходить на зарубежные рынки сбыта, получать новые технологии, дешевле закупать семена, удобрения, уголь (прибыль сейчас приносят только отапливаемые теплицы), совместно отстаивать свои интересы, устанавливать справедливые цены на свою продукцию.
Кстати, рядом с Водяным успешно работает Запорожская атомная электростанция. Прагматичные водянцы уже несколько десятилетий наблюдают за тучами пара над прудом-охладителем и мечтают пустить горячую воду из атомной на обогрев своих теплиц. Но это бесперспективные фантазии. Вероятно, выгоднее выпускать тепло в воздух, даже термин придумали – «тепловое загрязнение».
А реально польза от атомной станции для нашей территории заключается вот в чем. Донбасс, как промышленный регион, потерян для страны. Поэтому нужно в наш, по определению депрессивный регион завлекать инвесторов – дешевой электроэнергией и льготами заинтересовывать их строить заводы. Это привлечет деньги и создаст рабочие места. Ведь должна же быть хотя бы для молодежи альтернатива помидорному бизнесу!
И наконец – как заработать на помидорах. Надо вложить в производство побольше денег, много и упорно трудиться и тогда, возможно, и можно остаться в плюсах, а реально на выращивании помидоров зарабатывают поставщики семян, химикатов, инвентаря и перекупщики, которые диктуют овощеводам свои цены.
Сейчас идет реализация помидоров и огурцов, выращенных в осеннем – втором обороте. За нашу продукцию или ничего не дают, или – копейки. В перспективе реально маячит тотальное обнищание и социально-экономическая катастрофа.
Вот так сейчас зарабатывают на помидорах. Уже наметилась тенденция: наиболее слабонервные или, может, наиболее умные пытаются выехать из района. Газеты пестрят объявлениями типа «продам дом с теплицами», вот только покупать их не спешат.
Если положение кардинально и срочно не исправить, то Каменско-Днепровский район из «золотого дна» превратится просто в дно. И о былом величии овощной столицы Украины будут напоминать только два памятника помидору, установленные в обезлюдевшей Каменке-Днепровской.

























Комментарии:
нет комментариев