misto.zp.ua

Как дети учатся говорить?

Как дети учатся говорить?

До трех-четырех летнего возраста дети могут иметь неточное произношение. Но не позднее, чем к пяти-шести годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Нарушения в произношении звуков в старшем возрасте рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые бывает трудно. Поэтому за формированием речи ребенка важно следить и вовремя предупреждать закрепление косноязычия.

Этапы усвоения детьми трудных звуков

1. Звук [с]
Твердый звук с появляется у детей в возрасте 2-2,5 года. Могут быть замены с - сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука с (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука с. Иногда наблюдается смешение звуков с - з, с - ц, с - ш др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

2. Звук [з]
Появляется звук з на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зея (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук з, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «зубы» - «субы» К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук [ц]
Усвоение звука ц проходит через такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типленок - сипленок - сыпленок - тцып-ленок - цыпленок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук ц и заменяться звуком ть или сь [с]. К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4. Звук [ш]
Шипящий звук ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим с («суба» вместо «шуба). У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и др. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками х и ф. (Помните: «сыски», «хыхки» и «фыфки»?) К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук [ж]
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж. К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: «цасы» вместо «часы». В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [ш]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо «щенок», «савель» вместо «щавель»

В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ - ч, щ - сь.

8. Звук [л]
Мягкий звук л' появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л' недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л' звуком й. «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л'. В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2-2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба - йыба - либа - лыба). У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.

Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский»), звук.

Как обследовать речь ребенка?

Иногда при обследовании речи ребенка не только родители, но и специалисты предлагают малышу повторять за взрослым отдельные слова или звуки. Это не дает представления о его самостоятельной речи. Подражая взрослому, малыш часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно.

Опыт показывает, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием чтения наизусть, так как в заученном со слов взрослого стихотворении ребенок произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать нужные для проверки звуки. Поэтому мы предлагаем использовать при обследовании специальный материал (в картинках).

Предложите ребенку назвать то, что нарисовано на картинке, внимательно слушайте, как ваш малыш произносит тот или иной звук. Каждый из обследуемых звуков должен находиться в словах в разных позициях (в начале слова, в середине, в конце) и произноситься неодинаково.

Разобравшись, почему не даются ребенку трудные звуки, вы сможете вовремя забить тревогу и обратиться к логопеду. Имея всегда под рукой конкретные методики, вы сможете дома уверенно заниматься с ребенком по рекомендациям специалиста.

От вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» - набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения: ребенок должен учиться, играя; принуждать ребенка заниматься нельзя; занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения; обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

В сотворчестве с ребенком вы можете добиться многого: научите его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно; поможете ему сформировать речедвигательные навыки, развить внимание, память и интеллект; подготовите его к освоению письма.

Катерина КРУТИЙ
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Запорожского областного института последипломного образования.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОРОГИ (АРХИВ)
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Главный редактор Ешанова Юлия«Чудо» - запорожский журнал для родителей, эксперт и помощник в вопросах здоровья, беременности и рождения ребенка, грудного вскармливания, воспитания и развития детей. Лучшие специалисты нашего города: врачи, педагоги, психологи, а также коллектив нашей редакции работают над проектом, чтобы мамы и папы могли получать достоверную и своевременную информацию. Мы всегда готовы услышать вас и учесть ваши пожелания, чтобы стать лучше и интереснее. Мы всегда ответим на самые волнующие вопросы, потому что знаем, как это важно для вас. И мы уверены, что самое настоящее ЧУДО – это рождение маленького Человека, а быть МАМОЙ и ПАПОЙ – самое большое СЧАСТЬЕ!

С уважением,
Ешанова Юлия

Контакты

Адрес редакции:
69037, г. Запорожье, пр. Ленина, 170-В, к. 26
Телефоны:
+38 (061) 270-62-58, 270-62-59
Интернет-сайт:
www.chudo.zp.ua
E-mail:

Подробная информация

Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | follow us on | читайте нас в