
Ныне повсеместно органы власти проводят «осмотр» готовности предприятий ЖКХ к осенне-зимнему периоду, чему будет посвящена и очередная сессия Днепрорудненского горсовета 26 сентября. Хочется надеяться, что народные избранники не обойдут вниманием проблему бесперебойного функционирования в условиях холодов исключительно важной водопроводно-канализационной сферы жизнеобеспечения города. Прежде всего – надежности соответствующих трасс. О чем напоминает получившее широкий резонанс ЧП в Бердянске.
27 января в Бердянске произошла авария с обвалом на магистральном канализационном коллекторе, который отводит до 80% стоков сразу в четырех местах на протяжении более полутораста метров – свидетельство повсеместного старения материала, достигшего пределов эксплуатации. Хотя коллектор из железобетонных труб введен в эксплуатацию относительно недавно – в 2002 году. Что уж говорить о состоянии львиной доли «мокрых» коммуникаций не только Запорожской области, но и всей Украины, еще советского «разлива»! В любой момент в любом регионе водоводы готовы масштабно лопнуть не на сотнях – на тысячах метров, лишив сограждан необходимейшего продукта. Боюсь «накаркать», но по последствиям такой рукотворный катаклизм равносилен началу полномасштабной войны. С тем лишь отличием, что враг окажется не по «ту», а по «эту» сторону окопов, поражая нас изнутри.
Впрочем, будем объективны: ремонтники, вконец измотанные ликвидацией нарастающего вала повсеместных прорывов на трубопроводах, не в состоянии радикально решить проблему. Их титанические усилия напоминают больше сизифов труд – нескончаемо тяжелый, но бесплодный.
Новые заплаты к ветхой одежде
Трудно сказать, чем прогневили небеса работники водоканалов. Но их повседневные трудовые потуги сродни «наказанию свыше» Сизифа. Приведу пример родного Днепрорудного. Хотя в последнее время тут существенно улучшилось водообеспечение жителей (заменена часть проблемной трубы), из без малого полусотни километров здешних трасс лишь меньшая часть (в основном вводы) заменена на прочный и экологичный пластик. Большая же – ровесники здешних построек, перешагнувших полувековой рубеж. Что равносильно наличию под ногами мощнейшей мины с запущенным часовым механизмом. Пока, к счастью, «бабахает» локально. Но по словам самих рабочих-аварийщиков, частотность порывов неуклонно возрастает из-за повсеместной «гнилости» металлических корпусов. И дальнейшая эксплуатация вконец изношенной инфраструктуры без неотложных и планомерных усилий по замене физически и морально устаревшего оборудования грозит непредсказуемыми последствиями.
Согласитесь: какое-то время можно продержаться без газа, света, лифта, но только не без воды, а зимой – и связанного с ней централизованного теплоснабжения. Недаром самым популярным ныне товаром оказалась именно водица в разливном («киссонном») и бутылированном (минеральном) вариантах. Благо, периодически аварийная «жажда» пока длится по несколько часов. А ежели она растянется на многие сутки и даже недели, подобно катастрофичному прорыву в Бердянске, а до того – в Алчевске, Евпатории, Александрии и многих других городах? Тут уж печально традиционным «латанием дыр» не обойтись.
Увы, как автору многолетний репортерский опыт освещения бытовой тематики, здравый смысл далеко не всегда присущ нашим коммунальщикам. Не потому ли местные тарифы на водо- и выводоснабжение – одни из самых высоких по Украине. Оно и не удивительно: непрестанное штопанье безнадежно обветшалого кафтана в итоге обойдется дороже нового. Что, сами понимаете, означает поочередное и дорогостоящее (особенно в зимнюю пору) перекапывание земли, удаление вытоков (да еще и перемерзших), сложные сварочные операции, поставку отнюдь не дешевых «хомутов», наконец, немалую оплату за соответствующие трудовые усилия. Если суммировать все столь бездарно закопанные в землю средства, хватило бы на солидную долю введенных в долговечный пластик городских «штопанок». Тем более, что это неизбежно. Но к тому времени пластмассовая эпопея станет воистину золотой по себестоимости.
«Бесплатная» реконструкция
Откуда взять средства на реконструкцию ЖКХ? В частности, на замену отжившей свое металлической «трубы» на пластик. Обратимся к успешной практике бывших «братьев по соцлагерю» – поляков, венгров, чехов, словаков. Их наработки пытаются использовать и соотечественники – киевляне, винничане, львовяне. Речь идет о более дешевых, нежели в украинских банках, зарубежных долгосрочных кредитах. Но как к ним подступиться? Посредством иноземных совладельцев отечественных производственных мощностей – в данном случае ЧАО «Запорожский железорудный комбинат». Поскольку они заинтересованы в его бесперебойной и продуктивной работе (что напрямую связано с качеством «коммуналки»), можно рассчитывать на содействие «забугорных» партнеров в поиске инвестиций под модернизацию отчей жилищной сферы. В частности, словацкие акционеры «ЗЖРК», доказавшие заинтересованность в надежном сотрудничестве, способны выступить гарантами-посредниками между нашим городским хозяйством и «их» банками. Скажем, в виде целевого кредита с условием его погашения за счет сэкономленных средств от ликвидации эксплуатационных трат, нередко достигающих половины общего объема услуг (тепло-, водопотери из-за учащающихся прорывов, бесконечные «заплаты» на расползающихся коммуникациях, низкий КПД допотопного оборудования).
Система возврата денег проста: плата за хозяйственные услуги, включая исходные эксплуатационные издержки, «замораживается» на весь период реконструкции, а разницей между реальными (более рентабельными) и номинальными («доперестроечными») затратами покрывается кредитная сумма. Чем большая «вилка» между первым и вторым финансовым потоками, тем быстрее заемщик избавляется от долговой зависимости. Так получаем шанс без существенных государственных дотаций омолодить свое бытовое обеспечение! Вот вам и первый источник финансирования – ликвидация неоправданных потерь. Хмыкните: что бы ты, умник, предпринял на месте руководителя «влажной» службы при множащихся прорывах, какого ни на есть, но действующего водоснабжения? Небось, отбрыкивался бы от возмущенных потребителей, лишенных незаменимой коммунальной услуги, мотивируя отказ ликвидировать прорывы и возобновить работу системы «накоплением средств для последующей ее замены»…
«Продать»… самим себе
Тут наступает черед второго инвестиционного резерва – изымания всех сверхплановых бюджетных поступлений с автоматической переадресацией их в реконструкционный фонд. Как не сослаться на один из пунктов программы возрождения послевоенной Германии – запрет государственного финансирования любых увеселительных мероприятий до полного восстановления экономики! И ничего, никаких протестов не отмечалось у исполнительных, работящих немцев, не менее нашего любящих широко «погудеть».
Наконец третий инвестрезерв – непрестанные поиски любых источников реконструкции ЖКХ: участие в конкурсах на получение отечественных и зарубежных грантов, привлечение внутренних средств путём акционирования либо выпуска «реконструкционных» облигаций под привлекательные проценты. Да и «крутых» земляков можно раскрутить налоговыми льготами, первоочередностью приобретения выставленных на торги земельных участков да объектов приватизации, установлением мемориальных знаков на спонсированном участке капремонта.
К примеру, к 600-летию Черновцов тамошняя власть додумалась, как благоустроить одну из центральных улиц. Всем желающим было предложено… увековечить себя на тротуарных плитках. Само собой, за плату. Собранных средств хватило и на обновление дорожного полотна. Почему бы подобным образом не… «продать» свою коммунальную сеть? Точнее – обозначить указательными знаками именные участки, отремонтированные на средства некоего физического или юридического лица. И общине – польза, и благодетелю – честь да хвала! Глядишь, аналогичными поощрительными задумками со временем воспитаем цивилизованное меценатство у родимого «дикого» капитала.
Конечно, сия загвоздка – не частного, а всеукраинского пошиба и требует общедержавных усилий с весомой долей госбюджета. А это в условиях зияющих в нем «дыр» – маловероятно. Поскольку на «добрых дядюшек» из министерских и даже родимых областных админофисов рассчитывать не приходится, нужно искать резервы «под рукой». Что, опять-таки, непросто.
Скажем, в Днепрорудном сложилась негативная «вилка» между относительно молодым городом и его стремительно стареющим населением. За прошедшие полвека полные энергии первостроители «горнодобывающей жемчужины Приднепровья» превратились в пенсионеров, не имеющих уже прежних сил для активного поддержания порядка в созданном своими руками общем доме. Бизнес же в условиях неясных деловых перспектив региона не торопится осваивать здешние просторы.
Выход один – творчески, последовательно и совестно объединить интересы всех земляков для совместных усилий по выходу из коммунального тупика. Посему трудно переоценить организующую и координирующую роль низового депутатского корпуса и его исполкомов. Помните нашумевшую в 60-е повесть Гранина «Иду на грозу»? Один из ее героев – молодой ученый Крылов буквально «списан» с жизни: на одном из ленинградских предприятий дирекция ввела должность «эксперта по новым идеям». И, представьте, ее обладатель на несколько лет вперед оправдал свою «непыльную» зарплату, предлагая, на первый взгляд, оторванные от действительности задумки! Вот бы в каждой властной «дирекции» завести подобную «свежую голову»… Может, дружно поищем «свежеголовых»?
Юрий СКИБА
Комментарии:
нет комментариев