
Руководитель поискового отряда «Никопольский плацдарм» энергодарец Владимир Марченко продолжает начатый в прошлом номере рассказ о кровопролитных боях с немецким агрессором на территории Каменско-Днепровского и Великобелозерского районов в 1941-1944 гг., о ликвидации особо укрепленного участка на левом берегу Днепра – Никопольского плацдарма.
Развязав войну 22 июня 1941 года, германские войска быстро продвигались вглубь страны и устанавливали на занятой территории так называемый «новый порядок»: массовые смертные казни, принудительные работы, отправку на рабский труд в Германию. Например, Великая Белозерка, была оккупирована 19 сентября 1941 года, а освободили село 29 октября 1943 года войска 4-го Украинского фронта 5-й ударной армии 4-й гвардейской дивизии. Как говорит Владимир Марченко, при освобождении Великобелозерского и Каменско-Днепровского районов полегли тысячи бойцов – почти весь 279-й полк 59-й Краматорской дивизии, где сражались воины разных национальностей, в том числе из Средней Азии и с Кавказа. В боях за наш край отдали жизни и многие бойцы 179-го полка этой дивизии. И только 7 февраля 1944 года 3-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко завершила освобождение Запорожской области на месте нынешнего Каменско-Днепровского района.
Владимир Тарасович представил подлинные документы времен войны, в том числе распоряжения оккупационной власти по Великой Белозерке. Так, из одного приказа узнаем, что для белозерцев установили жесткие сроки сдачи каждым двором овощей, фруктов, кур, молока, яиц, меда. За несвоевременное их выполнение штрафовали или отбирали домашних животных, птицу. В другом приказе содержится запрет использовать кладбища для выпаса скота, и за нарушение грозили огромным штрафом и изъятием животных «в пользу государства». А еще оккупанты не доверяли советским паспортам местных жителей, поэтому в каждом таком документе был вкладыш на немецком языке.
Рассказывая о жизни наших земляков в оккупации, Владимир Марченко ссылается на воспоминания очевидцев, с которыми встречался в ходе поисковой работы. К примеру, он был знаком с фронтовиком Феодосием Аникановым, уроженцем Днепровки, который после Победы жил в родном селе. Феодосий Васильевич работал в колхозе вместе с двоюродным братом – Андреем Кирилловичем Сидельниковым. Когда началась война, братья после уборки урожая отправились перегонять трактора в тыл, но встретили немцев, и те хотели забрать технику. Чтобы трактора врагу не достались, братья сломали их и ушли в плавни к партизанам. Сражаясь в отряде Воробьева, не давали фашистам спокойно жить – устраивали диверсии, а однажды в налете на село Мичурино вместе с боевыми товарищами захватили сорок подвод с немецкими документами.
– Гитлеровцы очень боялись партизан и использовали для борьбы с ними большие силы, – говорит Владимир Марченко. – Уверен, что если бы на Никопольском плацдарме не действовали эти народные мстители, война могла бы пойти по другому пути. В то время для наших войск ситуация сложилась столь неблагоприятная, что немцы могли их разбить окончательно – ведь здесь воевали отборные германские части, намного превосходящие по численности соединения Красной Армии. Для подавления этого движения были привлечены, в частности, 1200 специально обученных охотников – калмыков-предателей во главе с командиром отряда Абушиновым. Контроль за уничтожением партизан с немецкой стороны вел вахмистр Вилли Лилиенталь (16-я мотодивизия). Каратели, пробравшись в плавни, окружили острова, на которых находились партизаны, и отбили подводы с документами – в этом им помог предатель. Позже партизаны выявили фашистского пособника и расстреляли.
Оккупанты искали не только партизан, но и их помощников. Так, летом 1942-го в Великой Белозерке гестаповцы арестовали несколько сотен селян, заподозрив их в связи с партизанами. 280 человек, в том числе старики и дети, были убиты и сброшены в противотанковый ров. Туда бросали и тех, кто еще был жив. 150 заложников фашисты расстреляли в Великой Знаменке, 80 – в Ивановке. Погибло немало жителей и других сел. За период более чем двухлетней оккупации Каменско-Днепровского района было расстреляно и замучено 10 тысяч жителей, насильно отправлено в Германию около 7 тысяч молодых людей.
Они сражались в наших краях
Среди наших земляков, участников боевых действий – снайпер из Днепровки Феодосий Аниканов (1917-2007 гг.). Один из самых известных. Ему посчастливилось пройти войну и вернуться домой, прожить долгую жизнь, рассказывая потомкам «об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах». Часто ветеран вспоминал своего двоюродного брата, орденоносца и отважного снайпера Андрея Сидельникова, тоже уроженца Днепровки. С ним Феодосий вместе воевал, и однажды во время боя Андрей спас его от верной гибели. В 1944 году в боях за Одессу при форсировании Днестра братья были ранены. Феодосий легко, а Андрей тяжело. Андрей Сидельников скончался в Днепропетровске в госпитале, прах погибшего героя перевезли в Днепровку, где похоронили возле школы № 2 рядом с летчиком Тараканчиковым. А узнать больше об Андрее Сидельникове нам помогла его племянница Алла Чмут из Энергодара. Она увидела в публикации РОСТа имя своего дяди и принесла нам его портрет, боевую характеристику и другие документы.
Как мы уже упоминали, братья Андрей Кириллович и Феодосий Васильевич начали боевой путь в партизанском отряде. Позже их отряд влился в части регулярной армии (59-я дивизия, 179-й полк) в районе села Балки. Наши земляки прошли с боями Никопольский плацдарм, участвовали в освобождении сел Великобелозерского и Каменско-Днепровского районов. Аниканов был метким стрелком, и за это его лично наградил снайперской винтовкой начальник Генштаба Советской Армии Александр Василевский. Он обучил 105 снайперов, в том числе брата Андрея. Аниканов уничтожил 217 фашистов, из них 8 снайперов, 24 пулеметных расчета (а во время войны с финнами в 1939-м – еще и самолет из винтовки). Причем, Феодосий Васильевич вел счет только до границы Украины, а потом уже не считал – об этом он рассказывал Владимиру Марченко. Ветеран говорил, что жертвы снайперу засчитывались лишь когда это было подтверждено свидетелями и при наличии тела убитого. В условиях военных действий вести такой счет было очень трудно, а это значит, что фактически убитых снайперами фашистов всегда было намного больше.
При освобождении Никопольского плацдарма Сидельников и Аниканов с еще одним снайпером стреляли по переправлявшимся через Днепр немцам и уничтожили их около тысячи. Среди наград снайпера – орден Красной Звезды и медаль «За отвагу», которыми он был отмечен за освобождение Великой Белозерки, Каменки-Днепровской, села Грушев Кут и других населенных пунктов Никопольского плацдарма. Интересно то, что братья состояли в личной охране командующего 3-й гвардейской армией Дмитрия Лелюшенко во время освобождения ее войсками нашего региона.
В боях за Одессу Аниканов и Сидельников дважды представлялись к званию Героя СССР. Чтобы найти этому документальное подтверждение, Владимир Марченко делал запросы в архивы, писал в редакцию передачи «Жди меня», президенту Украины и другие инстанции, но помощи не получил. Из архива пришел ответ, что найти эти документы не представляется возможным в связи с большим объемом работы…
Рассказывая о героях, Владимир Тарасович также отмечает, что со временем в Днепровке на могиле летчика Тараканчикова будет установлена новая табличка с указанием, что там похоронен еще один Герой СССР – летчик Федор Бузиков. Унать это Владимиру Марченко помогла в свое время супруга Феодосия Аниканова, которая в годы войны вместе с односельчанками хоронила в братской могиле останки наших бойцов, в том числе и летчика из упавшего подбитого самолета. А в 1944-м жительницы Днепровки рассказали об этом летчикам, приезжавшим на место гибели своего боевого товарища, и те подтвердили, что это был именно Федор Бузиков.
Еще в наших краях воевал легендарный летчик Александр Покрышкин (1913-1985), первый трижды Герой СССР. К слову, в селе Черниговка Запорожской области он оформил брак с Марией Коржук, уроженкой Харьковской области, с которой познакомился еще в начале войны в госпитале – там она работала медсестрой.
В истребительной дивизии, где служил Покрышкин, воевали многие прославленные асы (о воевавших в Запорожской области летчиках рассказывается в книге Бориса Тихомолова «Небо в огне»).
Александр Покрышкин после войны издал книгу, в которой рассказывает о своем боевом пути («Небо війни», Київ, 1988 р.). В частности, вспоминает, как в 1941-м при отступлении наших войск в районе Полог ему пришлось сжечь свой подбитый «МИГ», на котором уничтожил не один фашистский самолет. Пилот сделал это, чтобы самолет не достался врагу. Также он повествует о тяжелых воздушных боях в районе Мелитополя и реки Молочной. И отмечает, что таких больших потерь, как на Никопольском плацдарме, в его дивизии не было никогда.
Эпилог
Мы рассказали лишь о нескольких известных героях, сражавшихся за Родину на Запорожской земле. Тысячи имен павших защитников выбиты на гранитных плитах братских могил в соседних с Энергодаром селах. Благодаря поисковикам и в наши дни на полях сражений находят без вести пропавших и их останки предаются земле. Порой удается установить имена героев. А сколько безымянных бойцов еще лежит в земле! Сотни останков были найдены поисковыми отрядами в наших краях и перезахоронены в братских могилах. Поисковые отряды, в том числе отряд «Никопольский плацдарм» продолжают работу, возвращая из небытия имена павших героев. И этой работы еще много.
Николай Ильич Тараканчиков (1919-1943), летчик, мл. лейтенант. Во главе штурмовых групп совершил 25 боевых вылетов, в которых лично уничтожил 12 танков, 18 автомашин, 3 самоходные пушки, до 350 солдат и офицеров врага, подавил огонь семи зенитных батарей, создал шесть очагов пожара, взорвал склад боеприпасов. К концу октября 1943-го совершил 126 боевых вылетов, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу». 1 ноября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А 25 декабря 1943 года летчик не вернулся с боевого задания.
Федор Петрович Бузиков (1920-1944) – летчик, ст. лейтенант. Совершил 86 боевых вылетов, уничтожил 3 бомбардировщика, 29 танков, 47 автомашин, 6 спецмашин, 15 орудий, 1 переправу, 1 склад, более 170 вражеских солдат и офицеров. 14 января 1944 года самолет Бузикова был подбит и взорвался. В апреле 1944 года Федор Бузиков посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза. Был также награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны І степени, медалями.
Из боевой характеристики Андрея Сидельникова, красноармейца 2-го стрелкового батальона 179-го стрелкового полка, 59-й стрелковой Краматорской дивизии: «…показал себя смелым и храбрым воином, быстро освоил боевое оружие и выдвинулся в ряды лучших снайперов. Начав свой боевой путь снайпера в районе села Белозерка, где был открыт счет в борьбе с немецкими оккупантами, истребил 13 фашистов. Действуя смело и решительно, в одном из боев уничтожил немецкого снайпера и взял его винтовку, из которой в последующих боях до Днестра довел счет до 173 чел. истребленных фашистов, за что командованием части представлен к правительственным наградам (ордену Отечественной войны ІІ степени, ордену Красного Знамени, медали «За отвагу» – ред.).
Галина БЛАНУЦА

























Комментарии:
нет комментариев