Каждый год 29 июля улицами испанского города Ас-Невес проходит самая необычная в мире похоронная процессия. Шествующие несут к местной церкви десятки открытых гробов, где лежат живые мертвецы – люди, которым посчастливилось выжить после полной остановки сердца. В Ас-Невес они приезжают благодарить за спасение святую Марту, покровительницу воскресших.
Феномен возвращения к жизни умершего человека мировые религии трактуют как доказательство существования царства духов, куда переселяется, покидая земную оболочку, душа. Именно туда якобы удается заглянуть людям, перенесшим клиническую смерть. Многие из «вернувшихся» рассказывают, что испытали по ту сторону бытия небывалое умиротворение, видели неземной свет, слышали голоса и летели к ним по черному туннелю.
Ученые в истории с переселением душ не верят и ищут научное объяснение феномену околосмертных переживаний – так окрестили они ощущения, о которых рассказывает каждый четвертый выживший после клинической смерти. Списать эти видения пытались на влияние наркотиков и анестетиков, на подбрасываемые угасающим подсознанием воспоминания о появлении на свет, на выброс гормонов счастья в тяжелые минуты агонии. Однако ни одну теорию пока доказать не сумели.
На шаг приблизиться к разгадке удалось медикам из университета Марибора. Данные их клинических исследований заставляют предположить: рассказы реанимированных – это галлюцинации, спровоцированные избытком углекислого газа в крови.
Дышите глубже
В том, что жизнь не заканчивается после смерти, доктора Клеменс-Кетис пытались убедить 21% опрошенных ею в прошлом году пациентов. Медики из ее команды тщательно замеряли уровень углекислого газа в крови реанимированных и выдыхаемом ими воздухе. И каждого расспрашивали о пережитых во время смерти ощущениях.
Сопоставив цифры, исследователи пришли к выводу: чем выше концентрация СО2 в артериальной крови пациента и выдыхаемом им воздухе, тем больше у него шансов испытать нечто потустороннее в период клинической смерти.
Предположения о том, что, впадая в состояние гипоксии, человек испытывает чувство эйфории и галлюцинирует, высказывались и раньше, но не были доказаны. Похожие ощущения испытывают люди, рискнувшие покайфовать, вызвав эйфорию пережиманием сонной артерии. От недостатка кислорода человек теряет сознание, а когда кровь резко приливает – рождаются видения.
Особенности физиологии
Возникновение загробных видений пытались объяснять и другими особенностями физиологии. Во времена повального увлечения ЛСД, морфием, героином и прочей химией медики подозревали, что пристрастие к наркотикам могло вызывать те же самые переживания во время клинической смерти. Под подозрением оказались и препараты для анестезии: приходя после них в сознание, пациенты вспоминали обрывки разговоров врачей и прочие детали, которых помнить не должны были.
Еще одна недоказанная теория предполагала, что в минуты боли и стресса в мозгу человека происходит выброс эндорфинов, так называемых гормонов счастья, обладающих способностью смягчать болевые реакции и вызывать приятные эмоции.
А эффект туннеля, кажущегося людям, физиологи объясняли строением коры затылочных долей мозга, перерабатывающих зрительную информацию. Когда они теряют кровоснабжение, резко сужается поле зрения, что и создает ощущение туннеля.
Поставить под сомнение большинство подобных версий оппонентов физиологических теорий заставило то, что чувства, испытываемые под воздействием этих веществ, отличаются от переживаний перенесших клиническую смерть. Но главный парадокс в том, что по законам физиологии в момент клинической смерти человек теоретически вообще не может испытывать никаких ощущений.
Мозговые эксперименты
Дело в том, что смерть – это не момент, а процесс. Сердце останавливается, легкие перестают работать, кровь – приливать к мозгу, а сознание угасает через несколько секунд. Но мозг может продолжать жить после этого иногда несколько часов, в течение которых процесс умирания обратим, – именно в этот промежуток времени человек в представлениях ученых и испытывает околосмертные ощущения.
«Однако, согласно современным знаниям, в этом бессознательном состоянии мозг не способен мыслить», – отмечает практикующий реаниматолог и ученый Сэм Парния.
Чтобы объяснить, как в таком случае воспоминания остаются в памяти больных, он затеял самый масштабный в истории «потусторонний» эксперимент. Парния намерен обследовать 1,5 тысячи выживших после клинической смерти пациентов. И пойти при этом двумя путями – научным и хитрым. С одной стороны, он будет анализировать физиологические параметры пациентов. А параллельно в реанимационных палатах клиник Парния поместил картинки в тех местах, куда заглянуть больной может, лишь, так сказать, покинув собственное тело и воспарив к потолку. Таким образом он хочет проверить рассказы людей об отделении души от тела.
Все дело в психике
Кто не ждет сенсационных открытий от таких экспериментов, так это те психологи и медики, которые объясняют рассказы об околосмертных переживаниях особенностями психики. «Я полагаю, самый перспективный путь будущих исследований – это попытки доказать, что во время так называемого отделения от тела люди способны воспринимать вещи, не используя известные нам каналы восприятия», – говорит Кристофер Френч, профессор психологии колледжа Голдсмита университета Лондона. Он ратует за то, чтобы искать объяснение «загробным» ощущениям не в физиологии, а в психологии. И приводит в пример опыты сторонников этой теории.
Доктор Рассел Нойз пришел к выводу, что видения – это попытка умирающего разума абстрагироваться от мучительного процесса смерти и легче преодолеть его. В ответ на стресс в организме запускается психологический механизм, вызывающий чувство отделения от тела как способ спастись от физического уничтожения.
Еще одну психологическую теорию озвучил знаменитый американский астроном и естествоиспытатель Карл Саган. Он предположил, что околосмертные переживания – это отражение воспоминаний человека о появлении на свет. В них туннель – это родовые пути матери. Волшебный свет в его конце – свет ламп в родзале. А неземное существо – акушерка.
У психологических теорий тоже есть слабые места. Пока ни одна из них также не смогла объяснить, почему шагнувшие одной ногой в могилу люди рассказывают о совершенно одинаковых ощущениях и видениях, отмечает Клеменс-Кетис. По ее мнению, разгадка феномена лежит скорее где-то на стыке физиологии и психологии.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев